Главная  >  Номера газеты  >  №31 (30382) 25—28 марта 2016 года  >  Бал правит английская классика

Бал правит английская классика

№31 (30382) 25—28 марта 2016 года
8 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

«Ни сезона без ярких премьер!» — этому девизу традиционно остаются верны МХАТ им. М. Горького и его поистине выдающийся руководитель — народная артистка СССР Татьяна Доронина. Вот и в последние месяцы театр порадовал своих поклонников чередой новых постановок, причём, как обычно, уделил внимание не только русской, но и зарубежной классике, сделав своеобразный акцент на английской драматургии, обратившись к бессмертным произведениям двух выдающихся уроженцев туманного Альбиона — «Пигмалиону» Бернарда Шоу и «Укрощению строптивой» Уильяма Шекспира.

ЕДВА ЛИ найдётся много пьес, имеющих такую же богатую сценическую, кинематографическую и музыкальную историю, как «Пигмалион». И, решив включить в репертуар своего театра одно из наиболее известных творений Бернарда Шоу, Татьяна Доронина немало рисковала. Впрочем, когда за режиссёрский пульт встаёт сама прославленная актриса, обладающая ещё и подлинным талантом постановщика, огромным опытом, незаурядным мастерством и отменным вкусом, успех практически всегда гарантирован: ведь отличительные особенности доронинских спектаклей — страсть, мудрость и требовательность — залог удачи. Так произошло и на этот раз: очередная премьера МХАТ явилась заметным событием в театральной жизни Москвы и вновь доказала, что труппа и руководитель знаменитого храма искусства на Тверском бульваре в каждой новой работе всё выше поднимают творческую планку.

Романтическая история в пяти действиях, как назвал пьесу Бернард Шоу, основана на древнегреческом мифе о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в созданную им прекрасную статую — Галатею. В версии же английского драматурга профессор фонетики Генри Хиггинс заключает очень смелое пари с полковником Пикерингом, офицером британской колониальной армии, автором словаря санскрита, и берётся за полгода обучить безграмотную уличную цветочницу Элизу Дулиттл манерам и произношению дамы из высшего общества, а затем выдать её за леди на великосветском приёме. В итоге профессор с блеском выигрывает пари, которое, правда, переворачивает всю жизнь бедной девушки.

Гвоздь мхатовского спектакля — блистательный дуэт Елены Коробейниковой (Элиза Дулиттл) и Александра Титоренко (Генри Хиггинс). Вальяжный и вместе с тем крайне эмоциональный рыжеволосый красавец-профессор, помешанный на правильной английской речи, собирается доказать своему приятелю Пикерингу, что, умело взявшись за дело, можно одурачить любую публику и даже из продавщицы фиалок, говорящей на чудовищном, с точки зрения Хиггинса, сленге жителей лондонского Ист-Энда, сотворить утончённую леди, запросто ведущую салонные беседы на излюбленные англичанами темы о погоде и скачках. При этом по ходу пьесы неоднократно бросается в глаза, что манеры и поведение самого профессора, относящегося, кстати, с большим презрением к светским условностям, коим он намерен обучить свою протеже, весьма далеки от совершенства.

Очень убедительна обворожительная Елена Коробейникова, одна из звёзд МХАТ молодого поколения, мастерски показывающая волшебное перевоплощение замарашки в «герцогиню». Удивительное преображение главной героини никого не оставляет равнодушным: ведь чудесные внешние перемены в девушке спровоцировали и глубокие внутренние изменения в её характере и мировосприятии, превратили Элизу в личность, обретшую чувство собственного достоинства.

Естественно, невозможно было вместить в ограниченный по времени спектакль знаменитые фонетические уроки профессора Хиггинса, освоение мисс Дулиттл правил поведения в высшем обществе и прочих светских премудростей. Однако, опустив эти забавные детали, режиссёру Татьяне Дорониной удалось сохранить главное — непревзойдённый стиль Бернарда Шоу, одного из самых остроумных мастеров в мировой драматургии. Ну а лёгкий сюжет, искромётный юмор и тонкая сатира на несовершенство социальных отношений в чопорном английском обществе викторианской эпохи обессмертили пьесу, заставляя театральных деятелей постоянно заново возвращаться к её сценическому прочтению.

Как всегда, дополнительное очарование и красоту спектаклю придают изумительные декорации, своего рода шедевры изобразительного искусства в исполнении художника Владимира Серебровского, и роскошные, достойные любого модного дома костюмы — традиционная особенность подавляющего большинства постановок доронинского МХАТ, выгодно отличающая его от «модерновых» столичных театров.

Ещё одна яркая премьера нынешнего сезона, но уже в несколько ином стиле — «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Надо отметить, что за последние пять лет МХАТ им. М. Горького уже в третий раз обращается к творчеству великого английского поэта и драматурга, постоянно доверяя постановки режиссёру Валерию Беляковичу, который от трагедий «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» решил перейти к комедии, создав зажигательный, весёлый спектакль в балаганном стиле, напоминающий ярмарочное представление в праздничный день.

Одно из ранних произведений Шекспира повествует о противостоянии Катарины из Падуи — богатой девицы на выданье, обладающей несносным характером, и Петруччо из Вероны — находчивого и хитроумного обедневшего дворянина, сумевшего довольно быстро приручить своенравную красавицу, став её мужем.

Катарина в спектакле Валерия Беляковича бывает разной — в зависимости от того, кто играет роль строптивицы. Так, в исполнении Анастасии Бесединой Катарина-фурия напоминает героиню Элизабет Тэйлор в фильме «Укрощение строптивой» Франко Дзеффирелли, а насмешливо-ироничная Катарина Ларисы Голубиной более близка к образу, воплощённому Людмилой Касаткиной на сцене Центрального театра Советской Армии и в ленте Сергея Колосова.

Что касается Петруччо, то эта роль была словно специально создана для Андрея Чубченко, который получает истинное наслаждение, вживаясь в образ укротителя непокорной девицы, и предстаёт перед зрителями во всём блеске своего неотразимого обаяния и мужской красоты, разгуливая по сцене с обнажённым торсом и поигрывая мускулами.

Не слишком отходя от шекспировского текста, Валерий Белякович между тем умудряется вложить в уста персонажей некоторые слова и выражения, взятые явно не из эпохи Средневековья. Такой приём несколько осовременивает комедию и вместе с тем не вызывает отторжения, а придаёт спектаклю дополнительный колорит.

Итак, Катарина сдаётся на милость победителя, и её финальный монолог — это ода мужчине-супругу, бальзам на сердце всех представителей сильного пола, жаждущих верховодить в семье. И мужская часть зрительской аудитории пребывает в полном восторге, не замечая, что подлинный смысл страстной речи главной героини кроется в последней фразе: «Мужчина — дом, а женщина — фундамент». Именно она даёт понять истинную расстановку сил в брачном союзе.

Хотелось бы остановиться и ещё на одном моменте. Отличительной особенностью шекспировских (и не только) пьес в постановке Валерия Беляковича является отсутствие декораций и некоторое однообразие костюмов. Впрочем, последнее «Укрощению строптивой» не свойственно: все действующие лица щеголяют в ярких нарядах, поражающих богатством цветовой палитры. Однако художественное оформление сцены опять разочаровало. И если в «Гамлете» или «Ромео и Джульетте» почти голые подмостки ещё как-то можно было оправдать обилием действующих лиц и находящейся в вечном движении внушительной массовкой, то в «Укрощении строптивой» очень хотелось хотя бы подобия классических декораций, поскольку колонны в виде гофрированных шлангов никак не вызывали ассоциаций со средневековой Падуей.

К сожалению, в век бурного развития информационных технологий и повальной компьютеризации индустрии развлечений у человека осталось не так уж много островков отдохновения, где можно хоть ненадолго отвлечься от повседневных тревог, окунуться в прекрасное и поразмышлять об истинных жизненных ценностях. Одним из таких прибежищ уставшей души по-прежнему остаётся театр, в частности, знаменитый МХАТ на Тверском бульваре. Не прав был персонаж популярного фильма «Москва слезам не верит», утверждавший, будто к концу XX века не останется ничего, кроме телевидения. Театр жив и по сей день: ведь это то вечное искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Только оно даёт живое восприятие действительности, превосходящее любые компьютерные технологии кинематографа и широчайшие возможности «голубого экрана».

Просмотров: 982

Другие статьи номера

Квадрокоптер обыскивает лес

ШВЕЙЦАРСКИЕ робототехники научили беспилотные квадрокоптеры передвигаться по лесным тропинкам на высоте человеческого роста, сообщает агентство «Регнум» со ссылкой на статью, опубликованную в издании IEEE Robotics and Automation Letters.

Бостон-2016: «золотой» дождь не прогнозируется
С 28 марта по 3 апреля Бостон, столица американского штата Массачусетс, впервые примет чемпионат мира по фигурному катанию. Главный турнир года, завершающий второй сезон олимпийского цикла, пройдёт под сводами знаменитой спортивной арены «Гарден», служащей площадкой для хоккейных баталий команд НХЛ, баскетбольных игр НБА и ряда других престижных соревнований.
После Сирии
Много лет пограничные сооружения Германской Демократической Республики, которые, с подачи шпрингеровской прессы, стали именоваться «Берлинской стеной», пропагандировались как коммунистический символ «холодной войны». Многочисленные публикации в западных газетах и журналах, фильмы и уличные граффити нагнетали нешуточную напряжённость вокруг этой «стены». А применение пограничниками оружия против нарушителей рубежей ГДР подавалось как ужасы коммунизма. При этом в идеологической тени оставались подобные погранрайоны во многих других частях света — например, вблизи городка Вагах на границе Индии и Пакистана.
Самая высокая сосна
СОТРУДНИКИ Центра управления государственными лесами Эстонии обнаружили в Пылваском уезде республики сосну Pinus sylvestris, оказавшуюся самой высокой на планете — 46,6 метра, сообщил национальный телеканал ETV. Её возраст оценивают в 214 лет. Ранее первое место занимала сосна, растущая в Польше, — 45,3 метра. В Эстонии также есть ель, устремлённая ввысь на 48,6 метра и возрастом 202 года. Деревья занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Пульс планеты

БРЮССЕЛЬ. В Бельгии растут опасения по поводу безопасности АЭС страны — «Тианж» и «Дуль». Персонал, чьё присутствие не является остро необходимым, отпустили по домам сразу после терактов 22 марта. Работу станций, на которых размещены военные, поддерживают сокращённые смены. Однако ответственные лица выражают опасения, что к объектам могут иметь доступ лица, не прошедшие достаточной проверки. Так, осенью 2014 года выяснилось, что на «Дуле» три года работал и имел доступ в любые помещения исламист, уехавший затем воевать в Сирию.

Вода всем и каждому
Правительство Боливии старается делать всё возможное, чтобы обеспечить людям доступ к питьевой воде по всей стране, помогая развитию отдалённых общин, заявила на днях министр окружающей среды Александра Морейра.
Парижане рвутся в полицейские
Во Франции зафиксировано рекордное количество заявок от желающих поступить на работу в полицию — большинство претендентов приняли такое решение после парижских терактов, пишет Анаис Джинори в итальянской газете «Репубблика».
Итог: превращение в колонию
Акции протеста становятся в центре украинской столицы перманентным явлением. Так, днём 23 марта «чернобыльцы» перекрыли движение по ул. Грушевского в Киеве возле здания правительства.
Журналисты за решёткой

Свобода слова с «коричневым» оттенком

7 февраля исполнился год, как был арестован известный журналист из Ивано-Франковска Руслан Коцаба, публично выступивший против войны в Донбассе и проведения на Украине мобилизации. Он обосновывал свою позицию тем, что в стране не было введено военное положение. Ему предъявлено обвинение в… «государственной измене» и «воспрепятствовании деятельности вооружённых сил». Это по совокупности грозит лишением свободы до 23 лет. Чтобы понять, что это значит, надо знать, что в августе человеку исполнится 50 лет, что он раньше уже перенёс инсульт и у него больное сердце. У Руслана две дочери, старшая из которых скоро достигнет совершеннолетия, а вот младшей всего лишь 8 годков.

Серьёзные риски дипломатического гостеприимства
Туркмения превращается в объект соперничества региональных и мировых держав. Играя на геополитических противоречиях, власти республики пытаются извлечь максимальную для себя выгоду, при этом забывая об опасностях подобной неразборчивости в связях.
Все статьи номера