«Кировец К-4». Конструкторский гамбит

«Кировец К-4». Конструкторский гамбит

№29 (30672) 23—26 марта 2018 года
7 полоса
Автор: Юрий Мелитонян.

Петербургский тракторный завод, входящий в группу компаний «Кировский завод», — одно из немногих отечественных машиностроительных предприятий, которым удаётся успешно конкурировать с иностранными производителями. Даже в условиях экономического кризиса тракторы знаменитой советской марки «Кировец» пользуются в России устойчивым спросом. А экспортируются они сегодня в 30 стран мира.

БЫВШИЙ КИРОВСКИЙ ЗАВОД — предприятие с богатейшими рабочими традициями и коллективистским духом, который здесь сохранили вопреки «реформам» либералов и рыночной свистопляске. На заводе часто бывает лидер российских коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов, а в ходе недавней президентской избирательной кампании здесь выступал, отвечая на многочисленные вопросы, кандидат от КПРФ и народно-патриотических сил России Павел Николаевич Грудинин. Приехать в город на Неве и не побывать на Петербургском тракторном народный кандидат никак не мог. Здесь его ждали все. Ведь по мировоззрению и отношению к жизни рабочие, инженеры и руководство завода были и остались советскими людьми, настоящими патриотами, будто и не было десятилетий дикого рынка и горбачёвского развала.

Журналисты телеканала «Красная Линия» приехали на Петербургский тракторный в связи с тем, что узнали: с заводского конвейера сходит очередная новинка — модель «Кировец К-4», трактор среднего класса с двигателем 240 лошадиных сил, длиной немногим более семи метров и габаритной шириной всего два с половиной метра. Машин именно с такими характеристиками сегодня особенно не хватает сельским производителям в России. Ещё сравнительно недавно модели среднего класса приобретали на Украине, где их выпускает Харьковский тракторный завод. Но после того как киевский режим начал возводить между братскими странами барьер за барьером, сотрудничество стало невозможным. Даже с приобретением самых простых запчастей у крестьян возникали непреодолимые проблемы. Так что группа инженеров-конструкторов с Петербургского тракторного во главе с Алексеем Гавриловым взялась за разработку отечественной модели трактора «Кировец К-4» очень вовремя. А результат превзошёл все ожидания.

Сегодня группа Гаврилова тесно взаимодействует с коллегами из Германии: те хотят обеспечить своей фирме контракт на производство гидравлических узлов для новых моделей «Кировца». Но сначала эти узлы надо спроектировать — этим и занимаются немецкие инженеры с помощью своих русских коллег.

— Многие иностранцы сами обращаются к нам, потому что заинтересованы в сотрудничестве с заводом, — рассказывает Алексей Гаврилов. — Мы — единственное в России предприятие, где выпуск тракторов стабильно растёт, и это все знают.

Впрочем, три четверти комплектующих современных «Кировцев» — отечественного производства. Благодаря этому машины неплохо адаптированы к российским условиям, работают практически безотказно. А стоят гораздо дешевле, чем капризные западные аналоги.

Главный конструктор завода Михаил Лебедев стоит за компьютером, как за кульманом. Привычка сохранилась с той поры, когда ни о каких компьютерах для проектирования новых моделей тракторов никто не слышал.

Зато когда неведомые прежде техноло-гии стали обыденностью, проектирование современных тракторов пошло очень быстро. Задание спроектировать «Кировец К-4» — «Кирюшу», как заочно окрестили эту модель на заводе, конструкторское бюро Лебедева получило в самом конце 2016-го. И дело закрутилось. Январь — февраль — начало рисования, июнь — июль — выдача чертежей. В октябре стартовала сборка, а в ноябре первую партию созданных с нуля машин уже отгружали заказчикам.

Человеку несведущему очень трудно понять, каково это спроектировать и запустить в серию абсолютно новый трактор в условиях, когда банки не дают производителям кредитов, а отрасль много лет сознательно разрушали, половина поставщиков обанкротилась и, самое главное, когда у крестьян попросту нет денег на покупку техники.

— Нельзя говорить о развитии сельхозмашиностроения в отрыве от развития всего сельского хозяйства в стране, — объясняет директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков. — А в отрыве от общей кредитно-финансовой системы и макроэкономической среды, сложившейся в России, рассуждать о проблемах сельхозмашиностроения попросту глупо.

На большинство вопросов об экономической политике правительства и о его отношении к проблемам отрасли у Сергея Серебрякова сегодня нет ответов. На камеру называть министров финансово-экономического блока вредителями он не хочет. А как назвать их по-другому — не знает. И тем не менее на фоне вопросов, на которые не находится ответов, Петербургский завод за минувший год поставил на поля России, ближнего и дальнего зарубежья более 2000 тракторов «Кировец», а также запасных частей к ним на общую сумму 12,7 млрд рублей. Это, говорит директор, на сегодняшний день — один из лучших показателей в отрасли за последние 25 лет.

Сборочный цех. Будущие тракторы «Кирюша» стоят в очереди на заводском конвейере. Каждый день несколько машин уходят в готовом виде на обкатку. Заместитель начальника сборочного цеха Николай Григорьев показывает журналистам телеканала «Красная Линия» возможности новой модели:

— Вот клавиши управления навесным оборудованием. Раньше при зацепке агрегатов были трудности: прыгали из кабины в кабину или нужен был второй человек. Сейчас навесить оборудование может один тракторист буквально в считаные секунды…

Питерский мороз прохватывает до костей, но Григорьев на непогоду внимания не обращает. Увлечённо объясняет, как из простых кнопок и других мелочей складывается конкурентный трактор, в котором всё продумано для удобства и эффективной работы механизатора.

Николай лихо разворачивает трактор на заводском пятачке. Говорит, что гордится машинами, которые производит завод. Не просто абстрактный завод, а люди, которые на нём работают.

Сам Григорьев пришёл на Петербургский тракторный не так давно, в 2008 году. Начинал сборщиком. Потом поработал водителем-испытателем, через год вернулся в цех, стал бригадиром, мастером. Сейчас — заместитель начальника цеха. Очень благодарен ветеранам завода, которые передают опыт молодёжи. Им, молодым, на заводе сейчас везде дорога.

В команде Алексея Гаврилова, руководителя проекта «Кировец К-4», в основном молодые люди. Ему самому ещё нет сорока. Скорость, с которой работают эти молодые ребята, поражает. Конструкторское решение находят за считаные часы.

— На заводе чётко налажена система взаимодействия разных подразделений, — поясняет инженер. — Нет посредников. Не надо неделями ожидать ответа, утверждения изменений. Тут всё происходит очень быстро. Сходил в цех, обсудил, договорился утром, вечером — результат.

Алексей признаётся, что о своей модели, «Кировец К-4», думает постоянно, «Кирюша» ему даже снится. А как сконструировать элемент системы охлаждения одного из двигателей, сообразил, когда ехал в метро.

— Это было вечером, я с работы возвращался, — вспоминает он. — Утром пришёл к ребятам, объяснил свою идею, и мы взялись за чертежи.

В том, что у Петербургского завода и тракторов советской марки «Кировец» большое будущее, создатель «Кирюши» не сомневается.

— Мы же единственное предприятие в России, которое делает машины такого класса, — объясняет конструктор. — Сельскохозяйственная техника стране всегда будет нужна. Кушать-то все хотят. Без тракторов не останемся. Завод будет жить и развиваться. Я очень оптимистично на это смотрю. Мы ещё не такое сделаем!

Специальный репортаж «К-4. Конструкторский гамбит» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.

«Плюто»

ЛИКИНСКИЕ ПРУДЫ для подмосковного городка Ликино-Дулёво — воспоминания о ткацкой прядильной фабрике. Впрочем, прясть уже нечего. Нити судьбы распущены: обанкрочена фабрика. Пруды — единственное, что осталось. В нулевые двухтысячные это было место сбора местных наркоманов. Сегодня к прудам тоже особый интерес. Теперь на этой территории своеобразный «Левиафан» в Орехово-Зуевском районе: кто и у кого пытается забрать землю бывшей фабрики и при чём здесь театральное сообщество? Об этом идёт речь в специальном репортаже Дениса Берестова.

Премьера специального репортажа «Плюто» состоится во вторник, 27 марта, в 22.15.

Просмотров: 1601

Другие статьи номера

Лучше летать, чем маяться в пробках
Правительство Японии, сообщает Лента.ру со ссылкой на телеканал NHK, приняло решение активно поддержать разработку в стране летающих автомобилей с целью разрешения проблемы транспортных пробок и оптимизации грузовых потоков. Помощью компаниям и подготовкой соответствующего законодательства займётся министерство экономики, торговли и промышленности.
Казачок против самбы
23 марта состоится очень важный для сборной России контрольный матч перед домашним чемпионатом мира — 2018. В гости к россиянам приехали пятикратные чемпионы мира — бразильцы. Что значит для команд сегодняшний матч?
Личность могучая, художник — огромный, волшебный, трепетный

На вопросы «Правды» отвечает народная артистка СССР Татьяна ДОРОНИНА

В преддверии полуторавекового юбилея великого русского писателя редакция «Правды» обратилась к Татьяне Васильевне Дорониной, выдающемуся деятелю отечественной культуры, со следующими вопросами:

1. Что значит М. Горький для Вас и руководимого Вами коллектива?

2. В чём, на Ваш взгляд, актуальность его творчества и личности для нынешнего времени?

Публикуем ответы народной артистки СССР.

Красные флаги Индии
Индийские власти развернули террор против левых сил и открыто призывают к запрету коммунистической идеологии. Атаки происходят на фоне роста протестного движения, во главе которого стоят коммунисты. Миллионы людей выражают недовольство политикой правительства.
Куба: народ выбирает свою власть
На Кубе продолжают дуть ветры социально-экономического обновления. Страна полна решимости сохранить и укрепить свой социалистический выбор, при этом разбавив государственную экономику малыми дозами контролируемого рынка в сфере услуг и общественного производства. Республика остановила свой выбор на смешанной экономике. Но как именно пойдут осторожные, продуманные и неспешные здешние реформы, покажет только будущее.
Пульс планеты
ПАРИЖ. По инициативе крупнейших профсоюзов страны во Франции началась массовая забастовка трудящихся, протестующих против целого ряда непопулярных социальных и экономических реформ правительства. Сильнее всего стачка затронет сотрудников транспортных служб. Путейцы, как уже писала «Правда», требующие отмены реформы Государственной железнодорожной компании, которая лишит их многих социальных льгот, будут бастовать в течение трёх месяцев по два из пяти рабочих дней. К акции протеста присоединятся служащие медучреждений, преподаватели школ, лицеев и вузов страны, сотрудники аэропортов и авиакомпании «Эр Франс».
Вандалы не унимаются
В Литве участились выпады вандалов против мемориалов павшим советским воинам. В феврале в находящейся в пяти километрах от города Мариямполе деревне Грибине на мемориале советским гражданским активистам и сотрудникам НКВД появились свастика и антисемитские надписи. 4 июня 1946 года выступавшие против Советской власти приспешники нацистов убили из засады в деревне Грибине более 20 сотрудников советских органов и советских активистов. Раньше памятник подлежал охране как культурный объект, однако недавно его вычеркнули из соответствующего списка.
Бурлящий котёл протеста
По всей Украине в понедельник, 19 марта, прошла повторная волна протестов, организованных аграриями, требующими рассмотрения и принятия Верховной Радой законопроекта №7403-2, предусматривающего гарантированное возмещение НДС агрохозяйствам при экспорте сои и рапса.
Преступление без срока давности

Нынешний год возвращает нас к событиям Великой Отечественной войны не только в связи с 75-летием великих побед советского народа, но и в связи с 75-летием трагедии Хатыни.

Символ величайших испытаний белорусов — Хатынь, символизирующая 628 белорусских сёл, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. Оккупированная территория Белоруссии была покрыта сетью тюрем, гетто, лагерей смерти. Массовые казни, издевательства стали постоянным явлением. Каратели развернули в Белоруссии настоящий геноцид. Ответом на фашистский террор стало широкое многонациональное антифашистское движение в Белоруссии, развернувшееся с первых дней войны.

Дан приказ ему войной священной

Мы отмечаем 23 марта знаменательную дату одного из самых уважаемых и почитаемых авторов «Правды» — публициста, писателя, поэта Игоря Григорьевича Гребцова, которому в этот день исполняется 95 лет.

СЕРЬЁЗНЫЙ ВОЗРАСТ, ничего не скажешь. Но, конечно, не сам по себе вызывает он у нас искреннее восхищение, а то, с чем пришёл к нему наш старший товарищ.

Все статьи номера