Маршруты будущего

Маршруты будущего

№28 (30671) 22 марта 2018 года
3 полоса
Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек.

Киргизия, Узбекистан и Китай обсуждают проект трансграничной железной дороги. Трёхсторонние переговоры по этому вопросу прошли в Ташкенте. Новая магистраль может дать толчок развитию центральноазиатских республик, однако пока их власти не могут преодолеть разногласия.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан существует почти 20 лет, но… только на бумаге. Ещё в 1990-е годы стороны начали консультации по поводу пути, который свяжет город Кашгар (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), киргизский Ош (согласно альтернативным маршрутам — Узген или Джалал-Абад) и Андижан в Узбекистане. В 2003-м Пекин выделил 20 миллионов юаней на разработку предварительного технико-экономического обоснования. Уже тогда была очевидна выгода новой магистрали для всех трёх участников проекта. Китай получает возможность транспортировать грузы по пути, значительно более короткому, чем существующие морские и сухопутные маршруты. Бишкек с Ташкентом, в свою очередь, могут экспортировать свои товары на новые рынки сбыта, включая Ближний Восток и Европу. И это не считая платы за транзит, которая только для Киргизии составит минимум 200 миллионов долларов в год.

Но реализация проекта так и не началась, хотя в 2012 году КНР подготовила его окончательное ТЭО. Главным камнем преткновения стала позиция киргизских властей. Представители исполнительной и законодательной властей назвали предложенный вариант невыгодным для страны. Свою позицию они объясняли высокой стоимостью прокладки железной дороги, а также тем, что ширина колеи должна составлять 1520 мм вместо используемого Китаем стандарта в 1435 мм. В действительности за этими отговорками скрывался элементарный торг: чиновники намекали, что проекту будет дан «зелёный свет» в случае финансовой выгоды для Бишкека. Не способствовали поиску взаимоприемлемых решений и сложные отношения между Киргизией и Узбекистаном.

Новый импульс международным транспортным маршрутам дала стратегия «Один пояс — один путь», выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Она предусматривает создание нескольких экономических коридоров, один из которых должен пройти из Китая к Средиземному морю через Центральную Азию. Это направление успешно развивается. Правда, главным маршрутом пока являются железнодорожные пути, проложенные через Казахстан, Туркмению и Иран. 28—30 декабря из разных городов Китая стартовали три тестовых контейнерных состава, которые в начале января прибыли в Иран (на снимке). Их задачей было определение временных и других рабочих характеристик пути следования для налаживания регулярных перевозок.

Дополнением к этому маршруту — причём более коротким и эффективным — может стать железная дорога Китай — Киргизия — Узбекистан. Несколько месяцев назад у неё, наконец, появились шансы быть построенной. В октябре прошлого года, после начала киргизско-казахстанского транспортного кризиса, тогдашний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил о необходимости срочной реализации проекта. По его словам, тем самым у страны появится возможность выхода к Индийскому океану, на рынки Ирана и Турции. В связи с этим Атамбаев поручил правительству проработать вопрос получения льготного кредита на строительство магистрали.

1 декабря премьер-министр Киргизии Сапар Исаков обсудил этот вопрос с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном. Встреча прошла на полях заседания Совета глав правительств государств — членов ШОС в Сочи. Как отмечается в сообщении пресс-службы киргизского правительства, стороны «подтвердили наличие твёрдой политической воли для реализации проекта, а также договорились отработать его технические и экономические аспекты».

Тема железной дороги обсуждалась и во время визита в Узбекистан нового главы Киргизии Сооронбая Жээнбекова. В ходе его переговоров с Шавкатом Мирзиёевым было подчёркнуто, что запуск данного коридора позволит реализовать транзитный потенциал стран и будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры. Оба руководителя договорились о созыве рабочей группы для проработки проекта.

Трёхсторонняя министерская встреча состоялась в последних числах декабря в Ташкенте. На ней было решено в течение четырёх месяцев определить окончательный маршрут железной дороги. До августа должно быть составлено новое технико-экономическое обоснование, а на решение финансовых вопросов отводится год. Следующее заседание в составе министров транспорта трёх государств пройдёт в апреле.

Но говорить о том, что проекту теперь ничего не угрожает, крайне преждевременно. Если Китай и Узбекистан считают оптимальным кратчайший маршрут, проходящий преимущественно по безлюдной горной местности, то Бишкек настаивает на строительстве магистрали через такие населённые пункты, как Ат-Башы, Казарман и Джалал-Абад. Это увеличит протяжённость железной дороги вдвое. Как следствие, вырастут и сроки доставки грузов по этому маршруту.

Остаётся надеяться, что интересы развития возьмут верх. В противном случае некоторые страны региона рискуют остаться в стороне от транспортных маршрутов будущего.

Просмотров: 1262

Другие статьи номера

Легко ли иметь дворик в деревне?
Как, наверное, многие заметили, эти слова заголовка несколько отличаются от известного рекламного клипа о том, как «хорошо иметь домик в деревне». Да, можно согласиться, что иметь его ныне действительно неплохо, тем более если есть газовое отопление, канализация, как в городе, да плюс к тому чистый воздух, прозрачная вода в речке и свежие овощи на грядке под окном.
Не текут молочные реки

ОСЕНЬЮ 2016 ГОДА белгородский губернатор Е.С. Савченко провозгласил цель ближайшего этапа развития молочного животноводства на Белгородчине: «Мы перед собой поставили задачу — выйти на миллион тонн производства молока в год... Сейчас мы производим примерно половину этого объёма, но, если экономический темп будет сохранён, нужного показателя достигнем в ближайшие два-три года».

Эпидемия: где источник заражения

На Урале впервые за 40 лет зарегистрирована вспышка туберкулёза в стаде крупного рогатого скота

ПРОШЕДШИЙ ОКТЯБРЬ у любителей продукции местных бурёнок вызвал оголтелую панику: печатные и интернет-издания Среднего Урала сообщили о туберкулёзе коров в сельхозкооперативе «Путиловский» Алапаевского района, чьё молоко охотно брали переработчики, а в магазинах покупатели отдавали ему предпочтение — как за качество, так и за низкую цену.

Богатая жатва обобрала крестьян

Рекордный урожай поставил донских аграриев на грань выживания

Впереди горячее время для селян — весенняя посевная. Местные чиновники уже возвестили, что будущий урожай-2018 станет рекордным за всю историю донского края. Под него осенью в области засеяли озимыми более 2,5 миллиона гектаров. По данным минсельхозпрода, это на 103 процента больше прошлогодних площадей. Сев главной зерновой культуры Дона — озимой пшеницы — был произведён на 2,4 миллиона гектаров, что на 6 процентов превышает показатели 2017 года. Благодаря теплой и влажной зимней погоде озимые взошли без потерь.

Коммунары зовут к борьбе
18 марта левая Франция чтила память героев Парижской коммуны. В этот день площадь Республики в столице страны принадлежала трудящимся, которые по призыву Французской коммунистической партии собрались здесь под лозунгами борьбы за демократию, против концентрации власти и авторитаризма «президента богачей» (так они называют главу государства Эмманюэля Макрона). Выступавшие подчёркивали всемирное значение Коммуны и важность сохранения традиций борьбы.
Пульс планеты
ПАРИЖ. Экс-президент Франции Николя Саркози задержан и допрашивается в Центральном бюро по борьбе с коррупцией, финансовыми и налоговыми преступлениями по делу о предполагаемых незаконных источниках финансирования его предвыборной кампании 2007 года. В данном случае речь идёт о так называемом ливийском следе: подозревается, что предвыборную кампанию Саркози мог спонсировать бывший лидер Ливии Муамар Каддафи. В 2011 году об этом открыто заявил один из сыновей Каддафи, Сайф аль-Ислам. Следствие по делу идёт уже пять лет, бывшему главе Пятой республики может быть предъявлено обвинение по окончании временного задержания.
Трамп против «рецептов»

В среднем 175 американцев погибают в США каждый день от передозировки наркотиков. Такую статистику приводит информагентство «Регнум» со ссылкой на испанскую газету ABC.

КОЛИЧЕСТВО выдаваемых рецептов на болеутоляющие лекарства на основе опиатов увеличилось за последние 15 лет втрое. Медицинские препараты, которые раньше предназначались только для тяжелобольных и перенёсших серьёзные операции, теперь выписывают тем, кто страдает от лёгких хронических болей. Таким образом стали зависимыми 110 млн человек, испытывающих лёгкие болевые симптомы. Это привело к увеличению фармацевтического производства и рынка.

Едва сводят концы с концами
Отмечавшийся недавно Международный день счастья литовцам счастья не прибавил. В Литве 30% граждан живут на грани нищеты, и это один из самых высоких показателей в Европе. За последние 9 лет ситуация в стране практически не изменилась. С каждым годом увеличивается социальное неравенство и число людей, живущих за чертой бедности. Рост цен на все продукты питания продолжается.
Новые угрозы непризнанным республикам

Об окончании так называемой антитеррористической операции в Донбассе и начале «операции Объединённых сил» объявил во время недавней поездки в регион президент Украины Пётр Порошенко.

ПОДПИСЫВАЯ документ, он напомнил, что Верховная Рада приняла закон «о реинтеграции Донбасса», согласно которому формат карательной операции, длившейся с 2014 года, изменён на «операцию Объединённых сил». «Мы изменяем формат этой операции, руководство переходит к Вооружённым силам Украины», — заявил Порошенко и назначил генерал-лейтенанта Сергея Наева командующим Объединёнными силами. Наев пообещал подготовить ВСУ к захвату территорий республик Донбасса.

Тучи над роддомом
Реформы последних лет, проводимые по всей стране, вызывали и вызывают у граждан страны очень серьёзные вопросы. Удивительно, но даже действующий президент упомянул в своём Послании Федеральному собранию о неудачной оптимизации здравоохранения, в ходе которой было уничтожено амбулаторное звено в удалённых районах, закрыты поликлиники и родильные дома.
Все статьи номера