Главная  >  Номера газеты  >  №28 (30379) 18—21 марта 2016 года  >  Иначе как вредительством не назовёшь

Иначе как вредительством не назовёшь

№28 (30379) 18—21 марта 2016 года
2 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Пригласив 16 марта на «правительственный час» в Госдуму министра экономического развития Алексея Улюкаева, депутатам пришлось говорить исключительно об экономической деградации России. С этой же темы пленарное заседание и началось. Выступая от фракции КПРФ в часе политических заявлений, депутат Леонид Калашников, представляющий Самарскую область, повёл речь о судьбе Волжского автомобильного завода.

КАК ПЕРВЫЙ заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, Леонид Калашников предположил, что заслуги майора НАТО Бу Инге Андерссона, недавно уволенного благодаря усилиям госкорпорации «Ростех» с поста президента ОАО «АвтоВАЗ», будут по достоинству отмечены где-нибудь во Франции или, скажем, в Швеции, откуда он родом. За последние три месяца этот топ-менеджер сделал всё, чтобы российские самолёты не летали. Два месяца назад он принял решение о ликвидации входящего в состав АвтоВАЗа Волжского машиностроительного завода, единственного в России выпускавшего ролико-винтовую пару, которая применяется на авиационных двигателях. Завод, где работали 3 тысячи человек, имел огромные потенциальные заказы, в том числе от минобороны, от авиастроения, от атомной промышленности. Буквально за неделю предприятие было ликвидировано: половина станков демонтирована, а другая половина оставлена под открытым небом погибать как металлический хлам. То же самое было сделано с опытно-промышленным производством АвтоВАЗа, где работали 2 тысячи человек, и с научно-техническим центром. Что касается самого Волжского автомобильного завода, то ещё несколько лет назад он выпускал 820 тысяч автомобилей в год, а сейчас, в результате проведённой «оптимизации», — почти вдвое меньше: 416 тысяч. Соответственно сократилось и число работающих на предприятии со 120 тысяч человек до 50 тысяч.

Если логику руководства альянса «Рено-Ниссан», откомандировавшего Андерссона на АвтоВАЗ, понять можно (конкурентов, коим для «Рено» и «Ниссан» является АвтоВАЗ, надо убирать), то мотивы поведения членов российского правительства понять сложнее. Если бы оно, правительство, действительно ставило своей целью экономическое развитие, как заявлено в названии одного из его министерств, то не допустило бы разрушения флагмана отечественного автопрома. Ведь автомобилестроение — это та отрасль, которая тянет за собой загрузку огромного комплекса других предприятий: от производства пластмассы и шин до радиоэлектроники и сталелитейной промышленности. И сегодня в производстве отечественных автомобилей типа «Лады», или «Весты», или «Х-RAY» задействованы более пяти с половиной миллионов человек только в прямом процессе. «Что же было сделано со стороны нашего правительства? — задаётся вопросом Л. Калашников. И отвечает: — Ничего. Более того, оно способствовало уничтожению отечественного автомобилестроения. До недавнего времени мы выпускали 40 процентов своего автомобиля «Лада», сегодня — лишь 16 процентов».

Если раньше уровень локализации на Волжском автомобильном заводе, то есть доля комплектующих российского производства, здесь достигал 90 процентов, то с приходом «Рено» уровень локализации упал до 35—40 процентов. «Зачастую, обращаясь к чиновникам с вопросом «почему вы не вмешиваетесь?», мы слышим в ответ: «Там же есть акционеры, в частности «Рено-Ниссан», — рассказывает Леонид Калашников. — Мы, депутаты, должны помочь нашему правительству. Есть опыт Китая, где действует закон о «золотой акции», которая даёт право управления. Нам, видимо, тоже надо разработать такой закон, который позволял бы не только вмешиваться, но и непосредственно влиять на развитие машиностроительной отрасли в нашей стране». Китай, производя сегодня все мировые автомобильные марки, заставляет владельцев компаний посредством «золотой акции» довести уровень локализации за четыре года до 80 процентов.

Российский кабинет министров, к сожалению, больше занимается помощью иностранным государствам, которые к тому же объявили нашей стране санкции, нежели развитием отечественного автопрома. Кстати, на Андерссоне череда «варягов» во главе АвтоВАЗа не закончилась, ведь альянс «Рено-Ниссан» контролирует свыше 50 процентов акций АвтоВАЗа. На посту президента ОАО «АвтоВАЗ» шведа сменил француз Николя Мор, глава румынской «дочки» «Рено» — «Дачии».

Обсуждая работу министерства экономического развития на «правительственном часе» в Госдуме, выступивший от фракции КПРФ Николай Арефьев на цифрах и фактах доказал, что иначе как вредительством деятельность минэкономразвития не назовёшь. (Текст выступления Н. Арефьева приводится ниже. — Ред.)

Тот же вывод, по сути, заложил в своём вопросе министру Алексею Улюкаеву и Николай Коломейцев: «Премьер за три месяца провёл три совещания по модернизации и признал, что все инновационные инструменты, которые созданы Роснано, «Сколково», Фондом Бортника, агентством при вашем министерстве, неэффективны. В то же время у нас идёт старение основных фондов, а амортизационные отчисления, по данным Института экономики РАН, на 60 процентов используются не по назначению (в странах «семёрки» за это предусмотрена уголовная ответственность). Есть ли в планах министерства внесение закона об ускоренной амортизации, как это сделано в странах «семёрки», дабы использовать хотя бы эти средства для инвестиций?» Глава минэкономразвития согласился, что ускоренная амортизация — это действительно серьёзный ресурс для роста инвестиций. А поскольку в прошлом году произошёл серьёзный спад в производстве — 8 процентов (по крупным предприятиям он достигал 10 процентов), который не удастся преодолеть и в этом году, необходимы существенное снижение налоговой нагрузки и создание стимулирующих механизмов, в том числе и относительно амортизационных отчислений. Он подчеркнул, что такого рода предложения надо отрабатывать и вносить.

Вопрос Николая Харитонова касался судьбы созданной в 2009 году на базе морского порта Советская Гавань в Хабаровском крае особой экономической зоны, которая так и не начала работать. Министр, кроме как рассуждениями о «непростой истории этой зоны», ничем конкретным ответить не смог.

Владимир Федоткин напомнил г-ну Улюкаеву его недавние многообещающие высказывания в Совете Федерации о том, что пик кризиса пройден летом прошлого года, а в текущем году будет опережающий рост обрабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса, снижение кредитной ставки, улучшение кредитования, рост реальных доходов населения. Между тем все директора в один голос говорят: кредиты по-прежнему недоступны, особенно на развитие. На что министр сказал буквально следующее: «…Низшую точку кризиса мы прошли в июне прошлого года. Начиная с июля, вот эти восемь месяцев, у нас происходит балансирование около нуля… Это очень неустойчивое равновесие… Насчёт кредитования с вами не совсем соглашусь. Условия не ухудшаются. И если мы посмотрим на объём кредитного портфеля наших крупнейших банков, он чуть-чуть прирастает. Но именно чуть-чуть. Совсем невысокие цифры». Если кредиты по-прежнему недоступны, а условия кредитования не ухудшаются, значит, как говорится, хуже просто некуда.

После «правительственного часа» депутаты вернулись к законотворческой работе. Алексей Корниенко представил законопроект, разработанный членами фракции КПРФ, о предоставлении иностранным гражданам, обучающимся в России, возможности в свободное от учёбы время подрабатывать. Сегодня для этого требуется приобретение патента. Депутат Корниенко объяснил, чем вызвано рождение законопроекта. Год назад во все фракции стали поступать обращения от студентов, приехавших на учёбу в Россию из Луганска и Донецка. На мизерную стипендию не проживёшь, а семьи ребят, терпящие бедствие у себя на родине, вряд ли могут им помочь. Приобретение патента стоимостью 18 тысяч рублей — слишком дорогое удовольствие, молодые люди готовы в свободное от учёбы время подрабатывать, дабы худо-бедно обеспечить своё существование. «Какая же тут беда, если иностранные студенты будут работать и платить налоги, а не так, как сейчас происходит — по серой схеме», — рассудили парламентарии. Но фракция «Единой России» законопроект заблокировала.

Выступление заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николая АРЕФЬЕВА на «правительственном часе»

КРИЗИС 2014 года и итоги 2015-го стали окончательным приговором спекулятивно-сырьевой модели экономики, в которую нас завело минэкономразвития. Полная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов показала, что экономика России доведена до такого состояния, когда реальный сектор не способен прокормить страну, а игра нефтяных цен на мировом рынке заставляет производить секвестр бюджета.

Либералы Гайдаровского форума дали рекомендации: распродать последние источники дохода государства, после чего добить социальную сферу, а значит, и само государство. Эта идея брошена, как пробный шар, с целью узнать, как отреагирует на это российское общество. Но отреагировало правительство и уже начало разговоры о продаже Сбербанка, Роснефти и контрольных пакетов акций крупных нефтегазовых проектов.

Да, импортозамещением заниматься хлопотно, лучше продать что-нибудь или украсть — вот это эффективно! С продажей всё вроде бы понятно, а вот красть у кого? У народа! Обложить его штрафами, налогами, «платонами», страховками — и дело в шляпе! И вот в России начала зарождаться новая экономика: не материальная и не спекулятивная, а бюрократическая, производительными силами которой являются Налоговый и административный кодексы. Этот зал является той самой индустриально-бюрократической мощью новой экономической политики, которая без серпа и молота поставляет деньги правительству Медведева, являющемуся по совместительству руководителем партии «Единая Россия». Именно здесь фракция «Единой России» ежедневно штампует десятки законов, выворачивающих карманы нищих граждан. А в стране рецессия, девальвация, инфляция, которые «единороссов» мало волнуют.

Но ведь за опытом далеко ходить не надо! После войны страна была в более тяжёлом состоянии, но в те времена ежегодно строилось по полторы тысячи заводов и фабрик, страна получала продукцию, рабочие места и выходила из нищеты. При этом не продавала государственное имущество, а, наоборот, накапливала золото.

Сколько тысяч заводов построили за два кризисных года? У меня в округе закрыли 8 заводов и ни одного не построили. Сколько рабочих мест создали? Обещали создать 25 миллионов(!) — сделали наоборот: отобрали рабочие места у 4,5 миллиона граждан. Обещали поднять уровень жизни — зарплату урезали, пенсии сократили, да ещё народ загнали в долговую яму ипотеки.

Страна превратилась в сплошной экономический форум. Экономисты криком кричат: почему в правительстве страны не знают, как выводить экономику из кризиса? Недавно на Орловском экономическом форуме мы, коммунисты, высказали свои предложения и были поддержаны всеми ведущими экспертами страны: в кризис надо предоставлять дешёвые кредиты, а у нас, наоборот, их заперли высокой ключевой ставкой и не дают развиваться экономике. Надо увеличивать инвестиции в экономику, а правительство их сокращает. Надо снижать налоговое бремя, а правительство увеличивает. Надо повышать потребительский спрос, а правительство его понижает. При этом в качестве антикризисных мер оно намерено поддерживать жилищное строительство, автопром, лёгкую промышленность, транспортное машиностроение. Но только зачем? Без повышения потребительского спроса продукция этих отраслей не будет востребована, предприятия будут работать на склад.

Кто будет покупать автомобили и квартиры, если реально располагаемые денежные доходы уменьшились на 3,5%, реальная зарплата сократилась почти на 10%? Рост цен составил более 12%. Продовольственные товары подорожали в среднем на 20,8%. Это послужило фактором снижения экономической активности во всех отраслях экономики.

Вот послушали мы министерство экономического развития. А ведь это оно разгромило нашу экономику. Это по их данным доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в прошлом году закрыли уникальный Коломенский станкостроительный завод. В тяжёлом машиностроении импорт составляет порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании — 60%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90%. В гражданском самолётостроении импорт составляет более 80%. А в советское время все эти машины и оборудование мы производили сами.

Ещё прошлой осенью мы с группой депутатов предложили поправку в Уголовный кодекс, которая читается буквально так: «Действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей народного хозяйства, а равно деятельности государственных органов или общественных организаций с целью ослабления государства, если это деяние совершено путём использования государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций либо путём противодействия их нормальной работе, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества».

Ну разве не о нынешней деятельности министерства экономического развития повествует эта статья УК РФ?

Просмотров: 835

Другие статьи номера

11 дней календаря

21 марта

— 95 лет назад ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом».

Быть достойными народной мечты
Полтора месяца назад информационное агентство «Блумберг» распространило информацию, в которой сообщалось: «Личная охрана безопасности Владимира Путина прочёсывает страну на предмет наиболее сильно пострадавших (от спада в экономике) мест, чтобы слегка помочь им — в меру щедрости Кремля. Федеральной службе безопасности (…) поручено присматривать за общественным недовольством в наиболее депрессивных регионах страны». Более того, в информации утверждалось, что «туда, где опросы общественного мнения говорят о недовольстве, немедленно прибывает специальная правительственная рабочая группа», при этом «ФСО является неотъемлемой частью группы». Что бы это значило? Похоже, в декабре, когда появилось данное сообщение, СМИ не сумели ответить на этот вопрос. Поэтому сенсационное по сути своей сообщение информационной бомбой не стало.
Китай: крутой маршрут
Некоторые весьма популярные на Западе синологи утверждают, что в Китае бушует яростная внутриполитическая борьба такого накала, какого не было со времён «банды четырёх». При этом авторы суждений подобного рода ссылаются на только что закончившуюся сессию Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
Пульс планеты
БРЮССЕЛЬ. Проблема миграции стала главной темой внепланового саммита ЕС — Турция, открывшегося в бельгийской столице. Лидеры европейских государств обсуждают требования Анкары, выдвинутые на прошлом форуме десять дней назад. Турция настаивает на 20 млрд. евро в качестве финансовой помощи для борьбы с нелегалами, а также ускорении введения безвизового режима и активизации переговоров по вступлению в Евросоюз. В ответ турецкие власти могут согласиться принимать обратно мигрантов, которых отказались впускать в ЕС.
Крестьяне требуют реформ
ПАРАГВАЙСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ из трёх регионов страны встретились в столице Асунсьоне и провели массовую акцию протеста, требуя проведения земельной реформы и смены правительства.
Доказывать солидарность поступками!
Обратить внимание на запрет Коммунистической партии Казахстана призвали своих коллег члены Европарламента от Компартии Греции. Так депутаты откликнулись на принятие резолюции об ограничении свободы слова в центральноазиатской республике.
Закипает возмущение народа
Ещё 17 марта один из лучших памятников Ленину на Украине, в городе Запорожье, стоял на своём постаменте, несмотря на все усилия националистов на протяжении более двух суток демонтировать его.
Такие ответы мы получили

Приветствуем «Рабочий фронт»

Владимир КАРПЕНКО, первый секретарь Сальского райкома КПРФ, депутат Законодательного собрания Ростовской области, председатель областного совета трудовых коллективов:

Прочитать и совместно осмыслить
В читательской конференции по обсуждению статьи Ричарда Косолапова «Партия и рабочий класс: история трагического разлада» («Правда», № 123 за 6—9 ноября 2015 г.), состоявшейся во Дворце культуры им. Валерия Чкалова города Белая Калитва, приняли участие коммунисты Белокалитвинского, Красносулинского, Обливского, Морозовского, Милютинского районов Ростовской области.
Четыре вопроса о «Правде» и о вас

1. Какие материалы в «Правде» привлекли ваше внимание за последнее время и чем?

2. Что в газете вас не удовлетворяет и каковы ваши предложения?

Все статьи номера