Главная  >  Номера газеты  >  №25 (30376) 11—14 марта 2016 года  >  К вопросу о стратегическом управлении… «откатами»

К вопросу о стратегическом управлении… «откатами»

№25 (30376) 11—14 марта 2016 года
3 полоса
Автор: Александр ДЬЯЧЕНКО.

Экс-глава РЖД Владимир Якунин, отойдя от дел железнодорожных, занялся большой политикой. На днях в Париже он дал пространное интервью французскому политическому еженедельнику «Экспресс», в котором рассуждал ни больше ни меньше как об «исторической перспективе франко-российского диалога». А затем уже в Москве презентовал доклад возглавляемого им фонда «Диалог цивилизаций» (со штаб-квартирой в Женеве) «О стратегическом управлении экономикой в условиях мировой турбулентности».

КАЗАЛОСЬ БЫ, ну чего ещё не хватает человеку, который десять лет разруливал финансовые потоки крупнейшей российской естественной монополии? Как говорилось в популярном советском кинофильме: «С таким счастьем — и на свободе!» Впрочем, возможно, последнее обстоятельство (отнюдь не безусловное, как может показаться со стороны) и вынуждает Владимира Ивановича устремляться в заоблачные интеллектуально-политические сферы Парижа и Женевы. К тому же международная компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», 210 тысяч специалистов которой оказывают консалтинговые услуги в 150 странах мира, недавно опубликовала отчёт об аудите строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

Аудиторы компании «Делойт» изучили смету восьми объектов стоимостью 19,2 млрд. рублей и пришли к выводу, что их можно было построить за 10,7 млрд. рублей, то есть на 45% дешевле, сообщил РБК. Специалисты компании «Делойт» считают, что затраты РЖД только на работу и материалы на 25% превысили их рыночную цену. В частности, аудиторы выяснили, что стоимость строительства объектов в проекте сильно отличается от мировых аналогов. Так, по сведениям главного железнодорожного оператора Германии «Дойче Бан», одна тяговая подстанция обходится в 101—201 млн. в пересчёте на рубли, а в российском проекте — в среднем в 355 млн. рублей. Строительство железнодорожного разъезда в Германии обходится в 112 млн. рублей, у нас же — от 128 до 216 миллионов.

Наибольшее изумление аудиторов вызвала смета работ по модернизации Байкальского тоннеля, где предполагается пробить новую штольню и проложить второй рельсовый путь. Стоимость строительства семикилометрового тоннеля оценена подрядчиками РЖД в 37 млрд. рублей, то есть больше, чем в 5 млрд. рублей за километр, что превышает как нормативы самой РЖД, так и все имеющиеся в России аналоги.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнёры», которые пришли к выводу, что при их стоимости 20,6 млрд. рублей можно было сэкономить 1,15 млрд. рублей, или целых 6% от уже понесённых затрат.

Впрочем, названные аудиторами цифры возможных «усушек и утрусок» при реализации масштабного инфраструктурного проекта, начатого при В. Якунине, всего лишь цветочки. В настоящее время на модернизацию БАМа и Транссиба планируется инвестировать 562 млрд. рублей. Да к этому ещё прибавьте строительство линии Кызыл—Курагино (156 млрд. рублей), усиление электроснабжения (128 млрд. рублей), затраты на закупку новых локомотивов, расширение ветки Междуреченск—Тайшет, реконструкцию Восточного БАМа… В итоге набегает цифра, превышающая триллион рублей — именно такие средства предполагается потратить на весь проект под названием «Реконструкция Восточного полигона». Деньги возьмут из бюджета, из Фонда национального благосостояния, у РЖД, а также часть средств планируется занять на финансовом рынке через инфраструктурные облигации.

СТОЛЬ лакомый для «стратегического управления» кусок бюджетных средств не мог не вызвать обильного слюноотделения у приближённых к высшим сферам. Сразу же после отставки Владимира Якунина (в августе 2015 года) осведомлённые источники стали поговаривать, что новый глава РЖД Олег Белозёров — ставленник «придворного бизнесмена» Аркадия Ротенберга. И что такая кадровая замена не сулит ничего хорошего компаниям-подрядчикам, близким к Якунину, которые на протяжении последних десяти лет успешно осваивали бюджетные средства РЖД. Так что, лишившись возможности прикрывать лояльных ему бизнесменов, Якунин теперь проявляет избыточную пиар-активность, в том числе в зарубежных СМИ, в надежде на то, что в случае непредвиденных поворотов судьбы это поможет ему избежать неприятностей.

По мнению ряда экспертов, в ближайшее время Олег Белозёров собирается приватизировать часть РЖД, в результате вся российская железная дорога де-факто может оказаться в руках у Аркадия Ротенберга. После чего вопрос «о стратегическом управлении» «откатами» в железнодорожной отрасли Владимиру Якунину наконец задавать перестанут.

Просмотров: 805

Другие статьи номера

Сфера больших надежд
Технический прогресс, оказывается, давно уже идёт не в ту степь. Всем известные двигатели внутреннего сгорания с их поршнями и кривошипно-шатунными механизмами — это несусветная дикость, которая переваривает наши материальные и человеческие ресурсы, чтобы выдать на два килограмма использованного металла и огромных трудозатрат только одну лошадиную силу. Сил этих с каждым годом требуется всё больше. Металла же и всего прочего надо больше вдвойне. А ведь есть возможность ситуацию поменять с точностью до наоборот.
Кто кого: валютные спекулянты или кремлёвские чиновники?

Владельцами активов госкомпаний, которые правительство готовит к распродаже, могут стать нечистые на руку крупные биржевые игроки

У обитателей российского «Белого дома» наконец-то снова появилась возможность заняться любимым ремеслом, унаследованным от неолибералов 1990-х годов. Не каждому дано овладеть этим разогревающим кровь мастерством: для того чтобы пускать с молотка акции госкомпаний, надо постичь суть современного чиновничьего менеджмента. Продал — и голова не болит, легче стало управлять государством.

Антисоветскими выпадами маскируют кризис
Отвлекать внимание граждан от кризиса, обвиняя во всех грехах советское прошлое, — вслед за российским лидером этот сомнительный инструмент манипуляции сознанием взял на вооружение президент Казахстана. По словам Нурсултана Назарбаева, эпоха СССР была временем всеобщей бедности и натурального хозяйства и возврата к ней якобы не будет.
Могила для промышленности

Как добивают киргизские заводы

Киргизия теряет последние остатки некогда развитой промышленности. С начала года остановили производство несколько предприятий, ещё целый ряд заводов и фабрик находятся на грани закрытия. Правительство проблему игнорирует, продолжая держать курс на полный уход государства из экономики.

Военное преимущество Запада станет историей?

«ВОЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ превосходство Запада сокращается». Именно к такому выводу, как сообщает австрийская газета «Прессе», пришли независимые эксперты лондонского Международного института стратегических исследований (IISS) в своём новом докладе. В частности, в нём говорится, что «беспилотники, крылатые ракеты и кибер- и хай-тек-оружие больше не являются прерогативой западных стран. Всё это уже давно появилось в арсеналах России, Китая, а также Ирана и Индии».

Пульс планеты

БРАТИСЛАВА. Правящая в Словакии партия «Смер» («Курс — социал-демократия») во главе с премьером Робертом Фицо победила на всеобщих выборах, но потеряла парламентское большинство и вынуждена искать партнёров по коалиции. Всего в законодательный орган прошли девять партий. Как отмечают наблюдатели, на нынешних выборах страна явно сдвинулась вправо, а Фицо потерял часть голосов из-за роста популярности националистических объединений. Главной же неожиданностью стал успех прошедших в парламент правых радикалов. Эксперты не исключают, что именно ультраправые могут стать союзниками социал-демократов по коалиции, поскольку сходятся во взглядах на миграционную политику.

Обмен мнениями
9 марта Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов провёл рабочую встречу с послом США в России Джоном Теффтом по его просьбе.
Каждый пятый — бедняк
21,6% НАСЕЛЕНИЯ Эстонии (286300 человек) живут в относительной бедности, в абсолютной бедности — 6% (78000), сообщает агентство «Регнум» со ссылкой на департамент статистики республики. Больше всего нуждающихся среди пожилых людей старше 63 лет (36%).
«Языковые надзиратели» начеку
ЦЕНТР государственного языка в Латвии минувшей осенью объявил о весьма своеобразном конкурсе — на должности так называемых общественных помощников, которые будут иметь право указывать на возможные нарушения закона в сферах маркировки товаров и общедоступной информации, давать советы и оказывать поддержку в устранении фактических или потенциальных нарушений, а также «поощрять меры, направленные на привлечение общества к защите и развитию государственного языка», сообщает агентство BNS.
Классовые битвы за рубежом
БОЛЕЕ 500 ТЫСЯЧ человек приняли участие в прокатившихся по всей Франции акциях протеста против реформы трудового законодательства, разработанной правительством Манюэля Вальса и встретившей одобрение со стороны президента Франсуа Олланда. Общенациональную забастовку поддержали ведущие профсоюзы страны, а также представители левых движений и молодёжные объединения. К стачке присоединились и транспортники, что привело к отмене поездов и повсеместному нарушению движения общественного транспорта.
Все статьи номера