Главная  >  Номера газеты  >  №24 (30521) 10—13 марта 2017 года  >  «Викинг» на заработках

«Викинг» на заработках

№24 (30521) 10—13 марта 2017 года
6 полоса
Автор: Александр ПЕТРОВ. (Соб. корр. «Правды»). г. Самара.

Фильм «Викинг», по поводу демонстрации которого восторженная волна постепенно спадает на телеэкранах, меня потряс в прямом и переносном смысле. Вспоминается эпизод сватовства новгородского князя Владимира и гневного отказа княжны Рогнеды, дочери полоцкого владыки: куда, мол, ты лезешь, сын рабыни, со свиным рылом в калашный ряд… Обидно за князя, но ведь это правда, которую тогдашние князья не любили, как не любят и теперешние. Как известно, родила Владимира от князя Святослава ключница Малуша — дама далеко не светская. Это факт вроде бы бесспорный. Княгиня Ольга, которая отобрала внука у Малуши, с трёх лет воспитывала его сама. Я уже начал было сочувствовать Владимиру, но тут постигло первое потрясение.

КИНОЗАЛ всколыхнул жуткий вопль: «А-а-а-а-а!» Потом раздался грохот. Меня едва не подбросило с кресла. Первая мысль: рухнул потолок. Оказалось, что потолок на месте, но народ тревожно зашевелился. Достало, видать, не только меня. Вопли и грохот доносились с экрана, где войско Владимира мстило городу Полоцку за оскорбление князя. Меня, честно говоря, озадачила такая режиссёрская «жесть». Конечно, Андрею Кравчуку, как и всем его коллегам, нужно глаголом и кинокадрами жечь сердца людей, чтобы не лупили попусту глаза на экран — чувствовали сопричастность к происходящему действу. Но так ли уж необходимо бить, словно кувалдой, по перепонкам? Причём боевые вопли потрясали меня не раз при просмотре фильма.

Невольно вспоминается советская киноклассика. Оскароносный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» тоже содержит немало батальных сцен, которые гораздо грандиознее осады Полоцка Владимиром и его подручными варягами. Однако такой показушной крови и сцен звериной ярости в нём нет. И дело не только в раннем Средневековье с его более жестокими нравами. От теперешних, в эпоху разнузданной российской демократии, тоже порой стынет кровь в жилах. Но у режиссёра есть право выбирать, что и как снимать в соответствии с его мировоззрением и творческими способностями. Один находит прямую дорогу к сердцу негромким голосом за кадром и видом высокого неба, которое открылось раненому князю Болконскому. И зритель без надрыва барабанных перепонок соучаствовал в осмыслении высокого предназначения человека на земле. А другому нужны вопли, сопли и грохот щитов. До сердца это вряд ли доходит. Зато эффективно в набивании карманов, что уже не раз доказано Голливудом.

Немало вопросов к режиссёру возникает не только по методу подачи материала, но и по сути. Вот полоцкая княжна Рогнеда покорно снимает с князя чоботы и укладывается на ложе, чтобы Владимир изнасиловал её без помех на глазах родителей и дружины. Та ли это гордая и своенравная княжна, которая только что гневно отчитала Владимира перед всем народом и назвала его сыном рабыни? А позднее, когда была уже законной женой, едва не заколола муженька мечом, что грозило ей неминуемой смертью. В фильм этот эпизод не вошёл, но читающая публика о нём знает. Естественно было бы предположить, что юный князь предстанет перед зрителем после изнасилования Рогнеды хотя бы с расцарапанной физиономией. Это вполне бы соответствовало непокорному нраву княжны. Но не предстал…

И вообще, Владимир шествует по фильму без особых царапин и потрясений, опускаясь при этом до скотского уровня. Подло убивает своего старшего брата Ярополка, а его беременную жену делает своей наложницей. Предаёт своих боевых товарищей викингов. Неустанно занимается сексом — хоть бы перед этим руки и физиономию от крови отмыл. Но в сексе с кровью для создателей фильма есть, наверное, особый смак. Где вы видели других князей, чтобы кувыркались в постели с окровавленными руками? Причём где-то за перегородками ещё не успело остыть тело убиенного брата. «Нет, господа, — чудится мне голос то ли режиссёра Андрея Кравчука, то ли руководителя Первого канала Константина Эрнста, одного из продюсеров фильма, — на это способна только русская скотина».

Да и некогда князю Владимиру заниматься такой безделицей. Ведь гарем у него был побольше, чем у восточных владык. Плюс законные жёны — пальцев на руке мало, чтобы пересчитать. А всё равно не хватало. Насиловал замужних женщин и невинных девиц. Не все эти факты вошли в фильм — не резиновый. Но и того, что в нём есть, достаточно для тошноты. Причём просмотр фильма с небольшими купюрами разрешён зрителям с двенадцати лет. Смотрите, детки, приобщайтесь к нашей истории и культуре.

Чувство тошноты вызывает бытовой фон. Наши предки обитали, оказывается, в грязных жилищах, ходили оборванцами. У князя на голове не волосы, а какие-то слипшиеся от пота висюльки. Неужели среди его наложниц и жён не нашлось ни одной чистоплотной, чтобы помыть и расчесать властелину его лохмы? И вообще придать Владимиру пристойный вид. Странно, но с таким образом князя согласилась наша церковь. Когда был язычником, то какой с него спрос — дикарь… Но ведь и православный Владимир — тот же неряха.

Иногда в фильме какой-нибудь воин суёт башку в кадушку с водой, вроде как умывается. И, не утираясь, идёт своей дорогой. Вот такие повадки у наших пращуров.

— Авторам фильма, видимо, неведомо, что наши предки жили в основном по берегам рек и озёр, так что мылись регулярно, — говорит кандидат исторических наук, член Самарской областной организации учёных социалистической ориентации Людмила Шапошникова. — Они носили чистые одежды и вообще были чистоплотными людьми.

К этому можно добавить, что на Руси в те времена уже строили бани. А венценосные владыки западных стран регулярно отлавливали вшей на своих воротниках и не видели в этом ничего постыдного.

Не думаю, что создатели фильма настолько дремучи, что не знают этого или не ведают, в каком позорном виде подают русичей. Знают и ведают. Но ведь это та козырная карта, которая может сыграть решающую роль в международных конкурсах. На Западе очень нравится, когда нас или наших предков выставляют дикарями.

НО ВЕРНЁМСЯ к князю — крестителю Руси. Он ведь не только скачет, рубит, режет и насилует. Иногда Владимир предстаёт в задумчивом состоянии. В нём, по замыслу авторов фильма, идёт внутреннее осмысление содеянного, поиск истины и единого бога. Поискал-поискал — и поскакал дальше совершать насилие и сеять смерть. Весь переход от язычника, который был яростным поклонником Перуна и украсил его капищами берега Ильмень-озера и Днепра, к истовому христианину зритель должен угадывать или домысливать. В самом фильме я что-то не узрел таких поворотных точек.

Но они были в реальной жизни князя. Недаром многие историки считают, что от жестоких языческих обычаев он отказался лишь после неудачной попытки Рогнеды пронзить его мечом. По обычаю тех дней князь должен был за это убить жену, но маленький сын княгини и самого князя стал на его пути. Убить непокорную жену на глазах у своего же ребёнка Владимир не смог, отступившись тем самым от языческих традиций.

Но создатели обошлись без этого эпизода, который очеловечил бы образ кровавого убийцы и насильника. И подготовил бы зрителя к естественному покаянию Владимира перед принятием христианства. Такую задачу, судя по всему, они себе не ставили. А в показушное экранное покаяние верится слабо. Князь порой сгибал свою гордую выю, когда проводил ладонью по лицу, словно вытирал слёзы при перечислении своих злодеяний. Голосом, конечно, подыгрывал. Но в целом исполнителю роли князя Даниле Козловскому эта сцена, на мой взгляд, не удалась. Вот он чуток отпил из причастной чаши, и улыбка скользнула по губам. Не рано ли — от слёз сразу к улыбке? Правда, улыбка только на миг, надо же соответствовать торжественному моменту.

Не прибавляет убедительности и театральщина на берегу Чёрного моря, когда Владимир вонзил меч в песок и стал перед ним на колени. Зачем дурить зрителей, если большинство из нас знает, что этот меч в свои окровавленные руки он возьмёт не один раз. Ведь Русь ещё крестить надо. А крестил он огнём и мечом. И после него крестили таким же манером ещё почти двести лет. Вот уже и тысячелетие минуло, но до сих пор языческие обряды и праздники живут и здравствуют. Наш народ по приказам князей своих богов не сдаёт.

И последнее потрясение в фильме — лживая картинка массового крещения киевлян в Днепре. Откуда-то появились вдруг белые одежды. Ни одной улыбки что-то не припоминаю во всём фильме, а здесь они на каждом лице…

После активной рекламы «Викинга» по центральному телевидению — а как же иначе при таком-то административном ресурсе! — фильм пошёл по регионам страны зарабатывать деньги. Надо же вернуть те 1,3 миллиарда рубликов, которые ухлопали на съёмки, да и себе на карман. Миллиард, как сообщает вездесущий Интернет, отхватили уже за первую половину января. Ничего удивительного. За годы перестройки целое поколение выросло на убийствах и насилии. Горько, но надо признать, что многим её чадам ничего не надо, кроме диких воплей, яростных битв и секса. Но одно поколение — это ещё не народ.

Да и на вопрос, который прозвучал в Интернете в комментариях к этому фильму, ещё не дано ответа: «Для чего мы сами себя помоями облили? Да ещё и лживыми?»

Я бы на него ответил так: это не мы себя, это они — нас.

Просмотров: 716

Другие статьи номера

Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

10 дней календаря

11 марта

— 120 лет назад родился М.Г. Ефремов (1897—1942) — советский военачальник, генерал-лейтенант. Участник Октябрьский революции. Погиб в бою под Вязьмой.

Краски советской жизни
В Москве, в Центральном Доме художника на Крымском валу, проходит выставка «Шедевры советского искусства. Наследие великой страны», посвящённая 25-летию Международной конфедерации союза художников (МКСХ) — общественной структуры, продолжающей традиции Союза художников СССР. МКСХ, объединяющая творческие союзы СНГ, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, была создана после развала Советского Союза.
Корейский Детонатор
Усиленная милитаризация Корейского полуострова и Японии подрывает стабильность в Восточной Азии. Главным действующим лицом этой политики являются США. Своими провокациями Вашингтон пытается развязать конфликт и втянуть в него не только КНДР, но и Китай.
Дамский сценарий для кабинета
В Северной Ирландии состоялись досрочные выборы в ассамблею — местный однопалатный парламент. По мнению аналитиков, это голосование стало самым значимым событием в политической жизни британской провинции после мирного Соглашения Страстной пятницы (Белфастского договора) в 1998 году.
Пульс планеты
АФИНЫ. Греческие фермеры, собравшиеся в столице страны перед зданием министерства сельского хозяйства, не смогли сдержать гнева: начавшаяся мирно демонстрация против увеличения их отчислений на социальное страхование и налогообложение доходов переросла в столкновения с полицией после того, как глава ведомства отказался принять делегацию. Около тысячи аграриев, в основном с острова Крит, хотели донести до правительства, что после принятых им очередных мер жёсткой экономии у них к концу месяца просто не остаётся средств к существованию.
Старогородская школа сопротивляется

Почти за 27 лет так называемой независимости Литва лишилась более 50 русских школ.

НА ДНЯХ в столице республики прошла уже пятая по счёту протестная акция против очередного закрытия русскоязычной Старогородской школы.

По словам участников протеста, власти отказываются уважать права учителей и учащихся.

Маховик саморазрушения
В соответствии с пословицей «где тонко, там и рвётся» украинская государственность трещит по швам: в Донбассе бои уже не прекращаются ни на один день, а в шахтах после приказа резко увеличить добычу угля взрывается метан.
Как воскресшая купчиха
До какой же крайности можно довести людей долготерпеливых и зависимых, чтобы они взбунтовались и решились на серьёзный шаг! В конце февраля Галина Николаевна Гарькавая и Людмила Николаевна Зубкова подали документы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях законодательства их работодательницей, в прокуратуру Подмосковья.
Россия на дне
Российская власть окончательно запуталась в оценке текущего (уже 26-й год!) момента. Чего стоят хотя бы заявления главы правительства РФ и лидера «Единой России» Д.А. Медведева. Во время недавней поездки в Крым, подчёркивая кризис отечественной экономики, он пафосно изрёк: «Денег нет, но вы держитесь!» Более точное определение положения трудящихся масс найти едва ли возможно.
Все статьи номера