Биткоин в законе

Биткоин в законе

№22 (30665) 2—5 марта 2018 года
2 полоса
Автор: Татьяна КУЛИКОВА. Экономист.

Как и в чьих целях будут регулировать криптовалюты

В конце января на сайте минфина был опубликован законопроект о регулировании цифровых активов, в котором даются юридические определения основных понятий, связанных с рынком криптовалют, а также устанавливаются правила их обращения и правила выпуска токенов — цифровых финансовых активов, используемых для привлечения инвестиций.

ПРИМЕРНО в это же время был опубликован похожий законопроект, разработанный Центробанком и отличающийся от минфиновского законопроекта лишь некоторыми деталями. Кроме того, в прессе появились сообщения о разрабатываемой в минкомсвязи концепции регулирования майнинга (то есть «добычи») криптовалют и налогообложения этой деятельности. Таким образом, прояснились контуры будущей системы государственного регулирования сферы криптовалют.

Отметим сразу, что регулирование цифровых активов — это давно назревшая задача. За 2017 год капитализация мирового рынка криптовалют выросла во много раз и, несмотря на наблюдавшуюся в январе 2018 года глубокую коррекцию (то есть падение цен) большинства основных криптовалют, в настоящее время (по состоянию на 28 февраля) капитализация этого спекулятивного рынка превышает четыреста миллиардов долларов.

Между тем в настоящее время в России криптовалюты пока никак не регулируются, и даже само понятие цифрового актива в российском законодательном поле никак не присутствует. Это порождает довольно-таки курьёзные ситуации, когда взятку в форме криптовалюты прокуратура не считает возможным рассматривать как взятку, а минтруд не считает возможным включить сведения о криптовалютах в декларации о доходах и имуществе госслужащих (см. подробнее мою статью «Биткоин на службе коррупции», «Правда», №4, 18.01.2018). Указанный законопроект минфина (так же как и альтернативный ему законопроект Центробанка) устраняет этот пробел в законодательстве, давая юридические определения криптовалюты, токена, цифровой транзакции, майнинга и других понятий из этой сферы. В этом значение законопроекта, безусловно, позитивно.

Кроме того, законопроект минфина устанавливает правила обращения цифровых активов — криптовалют и токенов (то есть цифровых активов, которые могут выпускать юрлица и индивидуальные предприниматели для привлечения финансирования; в отличие от криптовалюты, у токена эмитент — единственный). Согласно законопроекту, эти активы на территории России не признаются законным средством платежа, но их можно обменивать на рубли, иностранную валюту или иное имущество. Такой обмен можно производить только через оператора обмена, который должен быть российским юрлицом — биржей, брокером, дилером или управляющим активами. Законопроект устанавливает также правила эмиссии токенов: в частности, только квалифицированные инвесторы смогут покупать токены одного выпуска на сумму более чем 50 тысяч рублей.

В законопроекте минфина ничего не говорится о налогообложении операций с цифровыми активами и, в частности, майнинга — то есть создания криптовалюты и/или валидации (подтверждения) цифровых транзакций в блокчейн-системе (за вознаграждение в криптовалюте). Этот пробел восполняет концепция регулирования майнинга, разрабатываемая сейчас в минкомсвязи. Согласно этой концепции, майнинг будет разрешён и гражданам, и юридическим лицам; более того, в течение двух лет планируется дать майнерам налоговые каникулы, а электроэнергию продавать им по льготным ценам (в процессе майнинга энергии расходуется очень много).

Таким образом, мы видим, что позиция правительства (в лице минфина и минкомсвязи) по отношению к криптовалютам в целом весьма позитивна, а майнинг криптовалют фактически рассматривается как одно из приоритетных направлений развития российской экономики. На мой взгляд, эта позиция (по-видимому, сформированная благодаря усилиям лоббистов от криптобизнеса) вредна и контрпродуктивна: предлагаемая система регулирования не снимает основных рисков, связанных с цифровыми активами, а перспектива развития экономики через стимулирование майнинга криптовалют — более чем сомнительна. Поясню сказанное подробнее.

Во-первых, анонимность криптовалютных операций даёт огромные возможности для использования этих инструментов для коррупционных целей. Например, чтобы дать взятку в криптовалюте, достаточно завести анонимный криптокошелёк, анонимно перевести на него криптовалюту и затем передать взяткополучателю его идентификатор (QR-код или цифровой код). В предлагаемой минфином системе регулирования криптовалюты не делается никаких попыток воспрепятствовать проведению такой операции, поскольку предполагается, что незаконные операции будут отслеживаться на этапе перевода средств из криптовалюты в фиатные деньги (то есть в «обычные» валюты, эмитируемые государствами, — рубли, доллары и т.п.). Для этого и введено требование о том, что на территории России такой обмен могут осуществлять только лицензируемые профучастники финансовых рынков. Однако такое требование на самом деле можно легко обойти, проводя конвертацию, например, в соседней Белоруссии, где оборот криптовалют полностью либерализован и анонимен.

Во-вторых, операции с криптовалютами могут использоваться для нелегальных трансграничных платежей, напри-мер для вывода капитала из России. Более того, в случае обострения политического противостояния трансграничные криптовалютные переводы могут применяться для подкупа российских чиновников зарубежными спецслужбами и для финансирования агентов влияния. Так, соучредитель «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская недавно заявила, что биткоин был создан американскими спецслужбами для того, чтобы финансировать свои операции по всему миру.

Не будучи специалистом в сфере информационных технологий, я не могу оценить, насколько обоснованно это утверждение Касперской, но то, что рынок биткоинов вполне управляемый, довольно-таки очевидно. Дело в том, что примерно половина всех добытых к настоящему времени биткоинов находится в портфелях менее чем тысячи крупнейших инвесторов, а почти две трети биткоинов никогда не используются в транзакциях; поэтому крупнейшие инвесторы могут легко управлять курсовой стоимостью этой криптовалюты.

Конечно же, бороться с этими рисками крайне сложно, и действенных мер в мире пока не придумано. Однако во многих других государствах власти хотя бы пытаются это делать. Так, например, в Китае в прошлом году запретили оборот криптовалюты, после чего многие китайские игроки стали использовать биржи Гонконга, и китайские власти сейчас работают над тем, чтобы перекрыть и эту лазейку. А вот разработчики минфиновского законопроекта даже не пытаются купировать или хотя бы уменьшить указанные риски; похоже, что полностью открытая внешнему миру финансовая система в России их полностью устраивает.

Теперь несколько слов об идее стимулирования майнинга криптовалюты, в частности, через налоговые каникулы и льготный тариф на электроэнергию.

Сторонники государственного стимулирования майнинга предлагают рассматривать майнеров как разновидность цифровой инфраструктуры, так как в блокчейн-системах они выполняют важную функцию поддержания работы системы. А именно, выполняя на своих компьютерах некоторые громоздкие вычисления, они не только «добывают» криптовалюту для себя, но и тем самым проверяют правильность транзакций (то есть криптовалютных сделок) пользователей системы, прежде чем эти транзакции будут окончательно внесены в неё (это называется валидацией транзакций). Таким образом, майнеры — это необходимый элемент блокчейн-системы: он нужен для поддержания её работоспособности и осуществления оборота криптовалюты, поэтому, как говорят разработчики концепции из минкомсвязи, майнерам нужна государственная поддержка. Однако остаётся непонятным, зачем российскому государству поддерживать такую «чужую» инфраструктуру — возможно, даже враждебную, контролируемую извне.

Но, может быть, поддержку «чужой» криптовалютной инфраструктуры надо рассматривать как некоторую роль в международном разделении труда, то есть как своего рода работу на экспорт? Тоже нет, во всяком случае, в долгосрочном плане. Дело в том, что архитектура большинства существующих ныне криптовалют такова, что вознаграждение (в форме криптовалюты), которое майнер может «заработать» за определённое время, тем ниже, чем больше майнеров в данный момент работают в системе. Поэтому увеличение числа майнеров приводит к тому, что каждый из них начинает зарабатывать всё меньше криптовалюты. Однако в течение 2017 года быстрый рост котировок большинства криптовалют с лихвой покрывал это сокращение, и заработки майнеров, пересчитанные в рубли или доллары, оставались стабильно высокими. По сути, майнеры получали сверхприбыли, несопоставимые с объёмом выполняемой ими полезной работы, что привлекало в эту деятельность всё больше новых игроков — гораздо больше, чем необходимо для надёжной валидации транзакций.

Таким образом, государственное стимулирование майнинга приведёт лишь к дальнейшему перепроизводству майнинговых мощностей и дальнейшему сокращению рентабельности этого бизнеса, особенно если котировки криптовалют не будут расти столь быстро, как в 2017 году. Поэтому развитие майнинга как некоторой перспективной «экспортной» отрасли народного хозяйства, очевидно, является утопической идеей.

Кроме того, в процессе майнинга основной расход — это электроэнергия, и потребляется она в гигантских количествах (даже есть предложение вычислять майнеров по расходу электроэнергии, только практическая реализация этого предложения вызывает массу вопросов). В России электроэнергия сравнительно дешёвая, но деятельность майнеров, если она будет масштабной, способна привести к росту стоимости электроэнергии, и это окажет негативное воздействие как на промышленность, так и на рядовых граждан. По сути, деятельность майнеров может рассматриваться как экспорт дешёвой российской электроэнергии за рубеж с получением прибыли от разницы в цене.

В краткосрочном аспекте пользы для государства от развития майнинга также не просматривается. В случае реализации идеи с налоговыми каникулами прямых доходов от майнеров у государства не будет вообще; косвенный экономический эффект тоже сомнителен: созданные «рабочие места» вряд ли стоит рассматривать как качественные и высокотехнологичные.

Вообще, будущее существующих ныне криптовалют (в том числе биткоина) вызывает большие сомнения. Как уже было сказано выше, рынок биткоина подвержен искусственным манипуляциям крупнейших игроков; то же касается и большинства других криптовалют. И хотя запас биткоинов конечен и неограниченная эмиссия невозможна, это совершенно не означает, что со временем биткоин будет только дорожать: ведь постоянно появляются всё новые виды криптовалют, поэтому общее количество криптовалюты в мире вполне может расти бесконечно и даже очень быстро, а котировки станут непредсказуемыми. Кроме того, основные (на сегодняшний день) криптовалюты не являются (да и не могут быть — из-за технических ограничений, связанных с их архитектурой) удобным или дешёвым средством платежа в повседневной жизни людей, поэтому ожидать, что одна или несколько из них в будущем станут общепринятым в мире платёжным средством, на мой взгляд, не приходится.

Депутаты Государственной думы со своей стороны также пытаются внести вклад в регулирование криптовалют. Например, в конце января в Думу был внесён законопроект, где предлагается создать в России свою собственную криптовалюту, которая будет контролироваться не неизвестными лицами из-за рубежа, а нашими российскими компетентными органами. Однако, предлагая этот довольно-таки дорогостоящий проект, авторы не объясняют, зачем именно такая криптовалюта нужна — ведь все внутрироссийские денежные расчёты можно проводить через обычную систему безналичных платежей.

На мой взгляд, если уж создавать крипторубль как альтернативную систему расчётов, то нужно чётко понимать, под какие задачи он создаётся, и от этих задач будет зависеть конкретная реализация, то есть архитектура этой криптовалюты. В качестве примера можно привести идею создания криптовалюты, общей для стран ЕАЭС, которая бы упростила проведение расчётов между нашими странами, при этом оставив всем странам-участницам возможность сохранить свои суверенные валюты (переход всех стран ЕАЭС на российский рубль нереализуем по политическим соображениям). А создание крипторубля без конкретных задач (просто так, «чтобы было») представляется бессмысленной тратой ресурсов.

При этом оборот «чужих» криптовалют на российской территории надо дестимулировать или даже запрещать (насколько это технически возможно), чтобы бороться с описанными выше коррупционными и политическими рисками.

Просмотров: 909

Другие статьи номера

Бездомный мир
Сколько в современной России людей без определённого места жительства? Официальная статистика не даёт ответа на этот вопрос, а представители общественных организаций называют только приблизительную цифру: около 4 миллионов человек. Только в Москве число так называемых бомжей достигает в отдельные месяцы ста тысяч. Эти люди бродяжничают, приезжают на электричках зимой, уезжают в тёплые края летом, попрошайничают, болеют, страдают, умирают… И почти никто не может самостоятельно вернуться к нормальной жизни. Государственные организации в этом практически не помогают — соответствующей статьи в федеральном бюджете нет и ввести её никто пока не додумался.
Великий сын России

28 марта — 150 лет со дня рождения Максима Горького

Среди самых выдающихся исторических дат, которые мы призваны достойно отметить в нынешнем году, безусловно, 150-летие со дня рождения классика русской, советской и мировой литературы Максима Горького.

Как Москва подыгрывает Варшаве

Лучший в мире детектор лжи

Вспомните, сколько сказано «реформаторами» об ущербе, который наносят России ценовые «скидки» и «льготы» на нефть и газ для Белоруссии! Ещё двадцать с лишним лет назад, когда был создан Союз двух стран, их гуру Егор Гайдар объявил по телевидению, что российские шахтёры и учителя не получают зарплату из-за белорусов. Циничнее заявления трудно представить. Особенно из уст того, кто ограбил российский народ, пустил по миру и экономику, и людей, добывающих на жизнь своим трудом. После таких словоизвержений многие просили напомнить ему сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Как Москва подыгрывает Варшаве

Похоже, российское руководство начинает новый виток торговой войны внутри Союзного государства. Россельхознадзор объявил о запрете с 26 февраля на ввоз из Белоруссии некоторых молочных продуктов.

ПРОТИВ произвольного, без всяких оснований, запрета 1 марта выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко: «Хочу сказать, что без ответа такие вещи не останутся.
Пороховая бочка Ближнего Востока
События в Сирии приобретают всё больше черт международного конфликта, в который втянуты региональные и мировые державы. США и их союзники пытаются расчленить страну. Москва ведёт собственную игру, далеко не всегда соответствующую интересам как Дамаска, так и России.
Детей обрекали на смерть
В лечебнице Маммольсхёэ в немецком городе Кёнигштайн в 1940-е годы несколько детей погибли при тестировании медикаментов, сообщает немецкое издание «Франкфуртер рундшау». Доктор Вернер Катель проводил здесь тестирование на детях запрещённого в то время препарата против туберкулёза под названием TB I 698 (тиосемикарбазон).
Терминал вне конкуренции
В ШАНХАЕ официально открыт контейнерный терминал четвёртой очереди глубоководного порта Яншань, оборудованный семью контейнерными причалами протяжённостью 2350 метров. Площадка терминала практически безлюдна, ведь в настоящее время это крупнейший в мире автоматизированный контейнерный терминал.
Приговор с отсрочкой

Клайпедский окружной суд вынес приговор в отношении трёх граждан Литвы, которых обвиняли в антигосударственной деятельности, в попытке госпереворота.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО против граждан республики начали по требованию спецслужб, которые были недовольны антинатовскими листовками и введением евро в Литве. Представители спецслужб и прокуратуры стремились доказать, что листовки якобы разжигают ненависть.

Пульс планеты
ВАРШАВА. Правительство Польши направило в сейм проект закона о разжаловании до рядовых генералов, получивших звания во времена Польской Народной Республики (официальное название страны с 1952 по 1989 год), заявил польский премьер Матеуш Моравецкий. Как ожидается, документ коснётся членов Военного совета национального спасения, действовавшего в 1981 — 1982 годах. В числе генералов, которых может затронуть закон, — бывший президент ПНР Войцех Ярузельский. Примечательно: польские власти занялись законопроектом именно 1 марта, когда в республике отмечается Национальный день памяти «проклятых солдат» — участников антисоветских и антикоммунистических подпольных организаций в Польше на поздних этапах Второй мировой войны, а также после её завершения.
Классика не стареет
В столице Вьетнама Ханое прошла международная научно-практическая конференция, посвящённая 170-летию «Манифеста Коммунистической партии». Участие в её работе принял заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков.
Все статьи номера