Александр ДМИТРИЕВ, заслуженный артист России: «Русский театр — территория любви»

Александр ДМИТРИЕВ, заслуженный артист России: «Русский театр — территория любви»

№2 (30789) 11—14 января 2019 года
4 полоса
Автор: Беседу вела Галина ОРЕХАНОВА.

Дни празднования 120-летия Художественного театра вновь заставили публику вспоминать лучшие театральные постановки МХАТ имени М. Горького, в числе которых зрители назвали и спектакли, созданные заслуженным артистом России Александром Дмитриевым.

ОН ПОСТУПИЛ на службу в МХАТ в 2002 году, даровитый воспитанник знаменитого Щепкинского училища при Малом театре, и с первых же ролей привлёк к себе внимание публики как яркий самобытный артист, сценический почерк которого никого не оставляет равнодушным. Очень скоро зритель убеждается, что перед ним умный, образованный человек, увлечённый своей профессией. А с новым интересом заговорили о нём, когда Александр Дмитриев выпустил свою первую режиссёрскую работу, поставив на Малой сцене МХАТ имени М. Горького спектакль «Не всё коту масленица».

Хорошо знакомая многим и любимая в народе пьеса А.Н. Островского прозвучала ярко, празднично, вскрыв какое-то новое содержание, где сам Дмитриев к тому же играл главную роль — купца Ахова. Играл броско, сочно, наполняя образ впечатляющими чертами. Это была вспышка страсти, напора, жизнелюбия, увлечений. И вместе с тем это была пьеса именно Александра Николаевича Островского с присущей ему характерностью русского национального таланта. Публика приняла спектакль восторженно. На ура!

Перечень ролей артиста выявляет сегодня мастера перевоплощений, которого подчас не сразу и узнаешь. Настолько глубоко и ответственно он подходит к работе над ролью, чтобы предстать перед зрителем в новом образе каждого нового спектакля. Его персонажи — это неистовый русский патриот Жилин в трагическом строе смертников «Белой гвардии»; злобный, как взбесившаяся собака, в последнем кураже самоубийца Железнов, растленный муж Вассы из великого спектакля МХАТ имени М. Горького — «Васса Железнова»; это Латохин — интригующая фигура пьесы «на особинку» А. Островского «Красавец мужчина»; это и светский хитрец в образе первого министра, закрученный в интригах и коллизиях спектакля по пьесе А. Шварца «Тень»; и, наконец, это Святоша — в сложнейшей постановке по роману М. Булгакова о жизни и трагедии великого Мольера, названной Татьяной Дорониной «Комедианты господина...».

И всё же режиссёрские работы Александра Дмитриева, их разнообразие и художественная значимость привлекают теперь внимание в первую очередь. С них я и начинаю наш разговор.

— Александр, первый премьерный спектакль в открывшемся юбилейном сезоне МХАТ имени М. Горького — «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Вы его режиссёр. Тема чрезвычайно злободневна, и успех спектакля, уже обозначившийся, говорит о многом. Какую задачу вы ставили перед собой, подходя к постановке известнейшего русского романа и исходя из реалий дня нынешнего?

— Цель? Донести до зрителя замысел Тургенева. Через посредство родного русского СЛОВА говорить с публикой о самых важных проблемах жизни современного человека. Постоянно чувствую груз ответственности и убеждён, что спектакль особенно ценен, если в нём чисто звучит сокровенный текст писателя. Тургенев — мой кумир с раннего детства. Всё, что я впервые познавал в жизни, я воспринимал через призму его СЛОВА. Когда получил от Татьяны Васильевны право постановки «Отцов и детей», то сказал себе: «Это же судьба!» Я старался в ходе работы с артистами вызвать у каждого любовь к писателю, чтобы они в свою очередь сумели передать её в зал, зрителю. На спектакле, я надеюсь, люди ощущают дыхание Тургенева. Мне по душе эта борьба на фоне клипового сознания молодёжи за неё, за молодёжь. И мне нравится видеть победу РУССКОГО СЛОВА! Молодые зрители слушают ЕГО. Они попадают под благотворное ЕГО влияние!

— А «Провинциалка» того же Ивана Тургенева? Спектакль, поставленный вами уже довольно давно, по-прежнему идёт на Малой сцене. Великолепная литературная «статуэтка» великого мастера изящной словесности. Чем привлекла вас она?

— «Провинциалка» — это радость души. Это отдохновение самого автора. Перед нами плетение «кружев» как процесс создания литературного шедевра, как постижение писателем магии творчества. И красота провинциальной жизни, как воспринимал её Тургенев. А ещё и перекличка с Чеховым: «В Москву! В Москву!» А здесь: «В Петербург! В Петербург!» Это и разговор с Гоголем: «Разве только в столице вершатся судьбы людские?!» Грустно, что современные столичные люди зачастую произносят слово «провинция» с усмешкой и пренебрежением. Хотелось подправить этот взгляд, возбудить любовь к провинции, возможно, с помощью доброй милой шутки. А точнее — говорить о любви к необъятной России...

— Одна из самых сложных и сильных ваших работ режиссёра — спектакль по роману Юрия Полякова «Грибной царь». Здесь налицо и острейшая проблема трагического распада души человека (прекрасная актёрская работа народного артиста России Валентина Клементьева); здесь — абсолютная и унизительная потеря достоинства гражданами страны; а ещё и самое страшное — крах великой державы. Принимая решение о постановке «Грибного царя», художественный руководитель театра Т.В. Доронина сказала: «Это самая первая современная и правдивая книга о том, во что превратили нашу любимую Родину. Надо делать спектакль ОБ ЭТОМ. И — со всей жестокостью честности». Так и сделано. Спектакль производит очень сильное впечатление. Вы удовлетворены этой работой?

— Мы сделали честный спектакль, мы старались показать весь ужас того, что случилось с нами, в родной стране. Мы вывели на сцену трагедию падения, унижения любимой Родины. Но было больно, очень больно. Этот спектакль до сих пор терзает мою душу. С одной стороны — показана правда нашей действительности. С другой — сочувствие людям, которые потерялись в этой жизни. Трагедия разрушения личности главного героя, бывшего советского офицера. И чувство сострадания к нему. Эта раздвоенность удручает. В душе остаётся ощущение тупика, безнадёжности. Что дальше? Диагноз поставлен. Но лечения не прописано! Пропустив через себя все эти неразрешимые вопросы, я очень долго приходил в норму после этой работы и продолжаю думать о ней теперь.

— Прошедший недавно юбилей М. Горького, которому театр отдал дань уважения и любви, отмечен был и гастролями в Нижнем Новгороде, где МХАТ показал «Вассу Железнову» и ваш новый спектакль по горьковской пьесе «Чудаки». Что дали самочувствию театра эти гастроли?

— Великого Горького я привык воспринимать через его эпохальные творения. А «Чудаки» — пьеса особого рода, милая, достаточно камерная, с любовным треугольником. Впервые, встречаясь с Горьким, я улыбнулся. И всё же это он, Горький! С его одержимостью в любви к человеку, с неистовой верой в силу его созидательного начала. Горький — недюжинный творец нового мира. Что же касается гастролей, то это большая радость. Счастье видеть, как принимали «Вассу Железнову», с каким восторгом, уважением, гордостью воспринят приезд в город Горького Татьяны Васильевны Дорониной. Когда участвуешь в таком торжественном и радостном единении благодарных творческих людей, ликует душа.

— Свой юбилейный сезон МХАТ имени М. Горького открыл триумфальными гастролями в Сыктывкаре. Там особенно впечатляюще прозвучал спектакль «Её друзья» по пьесе Виктора Розова. Только наш театр во второй половине ХХ века почувствовал необходимость открыть вторую сценическую жизнь драматургии В.С. Розова, этого «кудесника, хранителя тайн воспитания человечности» — как назвали его в нашем театре. Вы — автор спектакля «В поисках радости», по другой розовской пьесе. Как оцениваете значение этой работы в общем репертуарном единстве?

— Наверное, самое важное, открывшееся мне при постановке спектакля «В поисках радости», — что сегодня эта пьеса воспринимается далеко не так, как раньше, в советские годы. Пафос постановок прежних времён сосредоточивался на теме мещанства. Сегодня ни поведение Леночки, с жадностью покупающей мебель, ни «вина» Фёдора, вслед за женой уходящего из материнского дома, не воспринимаются залом с должным порицанием. Сегодня на первый план вышла тема РАЗРУШЕНИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ. А Розов, оказалось, в своё время прочувствовал и это. И во весь рост вставшие сегодня проблемы в его «семье» решаются с тем необходимым градусом нравственного напряжения, который направляет работу души, до глубин её захватывает участников драмы, а с ними и весь зрительный зал. Мысль Розова, слово Розова попадают в самую сердцевину человеческой личности — и совершается в ней переворот, и оживают те струны души, которые, казалось, уснули уже навсегда.

— В трудные годы МХАТ имени М. Горького обрёл интересную, ищущую режиссуру. Наряду с постановками Т.В. Дорониной, которые составляют львиную долю репертуара театра, а также ушедшего, к несчастью, навсегда В.Р. Беляковича, работали и работают режиссёры разных поколений — от старейшин, как, например, С. Данченко, Р. Виктюк, Б. Щедрин, В. Бейлис, В. Иванов, до театром выращенных режиссёров в лице Валентина Клементьева, Михаила Кабанова, Александра Дмитриева. В ваших спектаклях занято много молодёжи. А какова доля участия её в жизни театра?

— Отвечу на примере спектакля по пьесе А. Арбузова «Домик на окраине». Для того чтобы этот спектакль состоялся, молодые актёры должны были полностью погрузиться в атмосферу Великой Отечественной войны. И это, мне кажется, им удалось. Такого понимания и сострадания к людям, пережившим военное лихолетье, которое они проявляют в этом спектакле, добиться совсем не просто, но они добиваются. Предельная искренность и преданность работе — вот их почерк. Чувствуется, это хорошие люди, совсем молодые, и это хорошо, и верится в их достойное будущее.

У нас в театре есть для этого все условия. И у каждого молодого актёра есть шанс проявить себя, искренне стремиться жить по закону дома, стараться стать своим в нём, влиться в дружную семью. Молодёжи присущи страстное стремление к творческому счастью и понимание, что русский реалистический театр — это территория любви.

Просмотров: 1570

Другие статьи номера

Эрзац-молоко для нищих
Пакеты или бутылки с надписью «молоко» легко найти практически в любом российском продуктовом магазине. Но, как говорил классик, «не верь глазам своим!» После того как в России перестали соблюдаться советские ГОСТы, надпись на этикетке уже ничего не гарантирует. Так называемая колбаса может оказаться не колбасой, сыр — не сыром, а молоко — не молоком. И тем не менее всё это будет куплено, а потом выпито и съедено. У брошенных в нищету людей чаще всего нет другого выхода.
10 дней календаря

11 января

— 170 лет со дня рождения А.Н. Померанцева (1849—1918) — русского архитектора. Наиболее известно его здание Верхних торговых рядов на Красной площади, ныне — Государственный универсальный магазин (ГУМ) в Москве.

«Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень...»
Считаю необходимым ещё раз вернуться к теме, на которую уже обращала внимание. Вот уже несколько лет «Правда» регулярно публикует пронзительные материалы о массовом сожжении советских населённых пунктов и их жителей фашистами в годы Великой Отечественной войны. Тему геноцида гражданского населения времён фашистской оккупации давно бы надо поднимать на государственном уровне. Ведь против России развязана информационная война на уничтожение нашей исторической памяти. Но вряд ли для нынешней власти относится сейчас к приоритетным задачам увековечение памяти 19 миллионов мирных граждан — более половины всех жертв той войны. Жизнь свидетельствует о равнодушии «наверху» к этой жгучей проблеме.
Турецкий нож над «сирийским пирогом»

Объявленный Дональдом Трампом вывод войск не остановит американское вмешательство в дела Сирии. Пойдя на ряд уступок Турции, Вашингтон продолжает агрессивную ближневосточную политику – теперь в более тесном сотрудничестве с Анкарой.

Памяти товарища
Центральный Совет Союза Коммунистических партий — КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 7 января 2019 года на 90-м году жизни скончался видный деятель международного коммунистического движения, председатель Коммунистической партии Латвии, действующей в особых условиях подполья, ТЭСС Леонид Владимирович
Дания ведёт войну против своих «гетто»
В НАЧАЛЕ ЯНВАРЯ в Дании вступают в силу «22 исключительные меры в отношении 43 кварталов, требующих особого внимания». Цель мер — разрушить так называемые параллельные общины в стране. Между тем эта инициатива подвергается критике со всех сторон, пишет спецкор французской газеты «Монд» Анн-Франсуаз Ивер.
Аргентина: инфляция грабит рабочих
ВСЕОБЩАЯ конфедерация труда Аргентины (CGT) настаивает на новом соглашении с правительством о повышении минимальной заработной платы из-за высокого уровня инфляции в стране, сообщил латиноамериканский канал TeleSur.
Пульс планеты
ЛОНДОН. Палата общин британского парламента дала кабмину всего три дня на подготовку альтернативного плана выхода из Евросоюза в случае провала голосования по соглашению о брекзите. Ранее этот срок составлял три недели. Если премьер Тереза Мэй не успеет до указанной даты представить свою программу действий, законодательный орган получит право провести голосование по любым вариантам решения проблемы — вплоть до назначения референдума о будущих отношениях с ЕС. Принятие поправок о сроках подготовки правительственного плана по брекзиту называют ещё одним свидетельством раскола в рядах консерваторов: за несколько дней до голосования по договору с Брюсселем против Мэй выступили 20 её однопартийцев.
Новый объект «Великого камня»
«Строительство и развитие китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» идёт с положительной динамикой. И очередным шагом реализации совместного проекта станет создание центра сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений. Уверен, что ровно через год мы все здесь соберёмся по поводу его открытия, — сказал глава администрации парка Александр Ярошенко на церемонии, во время которой был дан старт этому проекту, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Отец Фёдор из Стамбула
Для того чтобы исторический для Украины документ стал полноценным, свиток с текстом томоса о весьма сомнительной автокефалии фактически раскольнической православной церкви Украины (ПЦУ или СЦУ) дважды туда и обратно пересекал Чёрное море, как бы проходя своеобразное освящение. Из Стамбула в Киев и обратно в Стамбул, пока наконец-то 9 января члены Синода Константинопольского патриархата не поставили на этой бумаге свои подписи.
Все статьи номера