Как Русский музей превратили в «Свиное рыло»

Как Русский музей превратили в «Свиное рыло»

№16 (30803) 14 февраля 2019 года
4 полоса
Автор: Андрей БЕЛЯКОВ, член бюро Санкт-Петербургского горкома КПРФ.

В октябре прошлого года в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга открылась выставка, посвящённая одной из главных фигур интеллектуальной истории человеческой мысли, выставка к круглой дате — 200-летию Карла Генриха Маркса.

В КОРПУСЕ Бенуа Русского музея в четырёх залах развернулась выставка под названием «Карл Маркс навсегда?». Первый зал выполнен в классическом стиле выставок, посвящённых основателю марксизма. В центре зала стоят бюсты, макеты жилья, на стенах картины, написанные маслом, на которых запечатлены Карл Маркс, его сподвижник и верный друг Фридрих Энгельс. Написаны картины в стилистике соцреализма известным художником Евгением Сапиро, а графические работы — Орестом Верейским. В зале представлена единственная в советской живописи картина, посвящённая I Интернационалу, работы Арона Ржезникова. Под потолком развиваются цитаты на красной ткани: «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека…» и другие. Словом, это канонический зал — то, как мы привыкли видеть выставки, посвящённые деятелям марксизма-ленинизма. Там же проигрывается небольшой фильм о том, как в советские годы добывались рукописи Маркса из других стран.

Следующий зал встречает зрителей огромным бюстом Маркса работы выдающегося советского скульптора Льва Кербеля — одного из тех, кто выполнял посмертную маску Сталина. Именно он создавал скульптурные образы Карла Маркса не только в СССР, но и в Германии, за что правительством ГДР награждён орденом. Картины лауреата международных премий Анатолия Левитина, известного своими работами, рассказывающими о быте и судьбах простых людей в эпоху СССР. Его картины украшают Третьяковскую галерею. Василий Кузнецов — ведущий художник в области монументально-декоративной скульптуры ещё царской России — представлен фарфоровыми изображениями Карла Маркса.

То есть два первых зала представлены работами советских и иностранных выдающихся художников и скульпторов, получивших признание во всём мире.

Но третий зал является полной противоположностью тому, что мы видим в первых двух. В нём размещены «творения», которые вызывают сомнения в их принадлежности к произведениям искусства. Первая картина, которая бросается в глаза, — это работа художника творческой группы «Митьки» Дмитрия Шагина, написанная в 2018 году. На картине размером метр на метр изображён Карл Маркс со стаканом, в котором, как можно догадаться, налита водка. Позади него — двое бородатых мужчин в тельняшках, которые пьют из горла бутылки какой-то напиток, одновременно с этим отнимая у Маркса книгу «Капитал».

Картина художника Владимира Любарова (написанная в 2018 году) не менее «интересна»: в очереди за пивом мы узнаём мужчину, похожего на Маркса. Из его авоськи торчит трёхлитровая пустая банка, а на заборе красуется надпись: «марксизм-ленинизм кружек встреча у пив».

А вот коллаж с использованием известной картины Ван Гога «Едоки картофеля», на которой при ближайшем рассмотрении мы видим, что вместо женщины, наливающей чай, вставлен при помощи фотошопа Карл Маркс. Это произведение — дело рук Дмитрия Грецкого и Евгения Каца, сварганенное в 2018 году.

Отдельно нужно рассказать об известном художнике, который в советские годы работал в секретном НИИ и уволился из него, так как обиделся на то, что его не пустили в Болгарию. Творит он, как написано на его сайте: «в неповторимом стиле — интеллектуальном примитивизме. Показывает простых людей из провинции, не обременённых интеллектом и заботой о внешности и довольствующихся тем, что им предлагает государство. Поэтому все толстые, полусонные и с равнодушно-отсутствующими лицами».

Его картина, как и всё его творчество, «прекрасна»: на переднем плане изображён мужчина, опирающийся на свой автомобиль. Действие происходит, предположительно, в Индии. У стены сидит мужчина с раздвинутыми ногами (больше напоминающий Чубакку — персонажа из «Звёздных войн»). За его спиной виднеются серп и молот, а сбоку — портрет Карла Маркса. Картина написана в 2017 году.

На картине Игоря Новикова изображён Карл Маркс. Он сидит за столом с гранёным стаканом у Кремлёвской стены, за которой виднеются купола с полумесяцами. На пиджаке Маркса — звезда героя Украины. Работа выполнена в 2018 году.

Помимо этого, так же примечательны две работы большого размера, выполненные в 2018 году Татьяной Горд и Евгением Елинером, под названием «Мы наш, мы новый…» и «Путешествие Карла в Россию». На первой фотографии изображён мужчина («призрак коммунизма «Владимир»), отдалённо похожий на Ленина. На поднятой вверх руке у него лежит мужчина, похожий на Маркса, и подписан он как «Карл». Третий персонаж — женщина. Она подписана как «Фредерика Энгельс».

Вторая фотография — это машина с надписью «Скорая медицинская служба». В машине люди, похожие на Ленина и Маркса. Также присутствует и текст: «Розыск. Вчера 7 ноября 1973 г. Из спец. Мед. Учреждения г. Магаданска совершила побег группа из двух психически неуравновешенных пациентов: Левшинкова (1970 г. рождения, кличка «Вова Ленин»), Елинер (1918 г. рождения, кличка «Геноссе Карл») и несовершеннолетней медсестры Грушиной. Группа имеет при себе русско-немецкий разговорник, передвигается на угнанной спец. машине, представляясь актёрами Балета Большого Театра СССР. По данным МВД, группа движется в сторону гос. границы. Всем сознательным гражданам предписывается сообщить в органы МВД на местах». Это, простите, что? Что это за фотографии и какое отношение они имеют к 200-летию Карла Маркса?

ПРОЙДЯ по этому залу, перестаёшь помнить, что ты находишься в Русском музее. Но авторы выставки приберегли всё «самое интересное» на конец. Главным объектом последнего зала является «Капелла марксизма». Это — живописно-архитектурный объект, который был подготовлен членами художественной секты «Колдовские художники» для музея «Свиное рыло». Как гласит аннотация, «масштабная инсталляция эпически повествует о житии Маркса и вехах интернационального марксизма в характерной для этого объединения абсурдистской манере. Воздвигая ложно-сакральную конструкцию своего алтаря, художники рушат последние устои культа Маркса, растворяют его в стихии низового карнавального юмора. Едва ли такое вольное прочтение повредит памяти великого философа».

Вот всего несколько примеров картин в этой «Капелле». Карл Маркс с оголённой, волосатой филейной частью возвышается над зданиями, маленький Ленин справляет малую нужду на ногу Гитлера (в этой картине вообще ставится знак равенства между фашизмом и коммунизмом). Маркс и Энгельс — в космической капсуле, и их медведи отправляют в космос (только на плакатах виднеется: «в жоп... на х... ты зае…»). Высмеиваются такие страны, как Китай, Северная Корея, и лидеры Латинской Америки: Уго Чавес и Фидель Кастро. Отдельно хотелось бы отметить портрет Че Гевары с эполетами из отрубленных рук и подпись «от затяжки дирижаблем возникают эполеты отрубленных рук». Это вообще что такое?

Основатели «Свиного рыла» — художники, которые называют своё объединение «КОЛХУи» («Колдовские художники»), объявляют своей «основной сверхзадачей» — «разочаровать зрителя, то есть расколдовать его, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир вокруг лишённым шелухи иллюзий, в чистом, божественно волшебном свете». Можно с уверенностью сказать, что на выставке в Русском музее они с этой задачей справились. Яркое свидетельство этому факту — книга отзывов, где подавляющее большинство комментариев — выражение крайнего недовольства.

Вот лишь самые первые: «Не много надо ума (про талант вообще промолчу), чтобы нарисовать голую, волосатую задницу, выглядывающую из-под одежды (Призрак Коммунизма). Жаль денег, потраченных на билет. Конечно, так называемым художникам лестна даже хула (всё лучше, чем ничего), но за Русский музей обидно — разместите, пожалуйста, фамилию куратора выставки, чтобы в дальнейшем такие «мероприятия» обходить стороной».

Или: «Может быть, последнюю комнату закрыть для посещения?»

Вот ещё: «На выставке хороша и по делу лишь аннотация, что справа от входа. Даже есть фактический материал (что на фото), который познавателен и интересен. Зал с глумливыми потугами «прославиться» и пропиарить себя — низость неучей и недоумков. Эта выставка — лакмусовая бумажка падения нравственности, образованности и вкуса молодых неудачников».

Один из многих советских граждан: «Какое время, такие и картины. Колбаса — «демократическая», водка — палёная, творчество — галереи «Свиное рыло». Русский музей решил не отставать, быть «в тренде». Кто платит, тот и картины заказывает».

КОНЕЧНО ЖЕ, и у меня, как посетителя этой выставки, появилось несколько вопросов к двум последним залам. Почему большинство картин в этих залах написаны в 2018 году? Был ли это заказ Русского музея? И если был, платили из какого бюджета? Является ли «Капелла марксизма» глумлением над религией, высмеиванием святых? Почему вся современность представлена так однобоко? Неужели Русский музей со своими связями не смог получить работы современных художников со всей России и из других государств?

Примеров издевательства над культурой по всей стране множество. Но, простите, это происходит не где-нибудь, а в центре сохранения русской культуры, в Русском музее! Впрочем, это уже не Русский музей, а «Свиное рыло».

Просмотров: 1203

Другие статьи номера

Такая разная Польша
Недавно вместе со своим 19-летним внуком-студентом я побывал в Польше. Мне кажется, читателям газеты могут быть интересны впечатления об этой стране, которая в советское время была союзницей СССР, входила в Совет Экономической Взаимопомощи и в число стран — членов Организации Варшавского Договора. Cейчас же польские власти регулярно выступают с резко антироссийскими заявлениями и действуют в их духе.
«Ты сер, а я, приятель, сед»
После того как наполеоновские полчища жарким июньским утром перешли по понтонным мостам на правый берег Немана и двинулись в глубь России, в образе жизни сотрудника недавно созданной в Петербурге Публичной библиотеки Ивана Андреевича Крылова, казалось бы, ничего не изменилось. Нет, он не «встал под ружьё», как его приятель поэт Константин Батюшков, не записался в кавалерию, не мчался в атаку, размахивая саблей над головой, не плёлся, изнемогая от усталости, по просёлочным дорогам, преследуемый превосходящими силами врага.
Деревня меняет лицо и уклад
О чём бы сегодня ни шёл разговор на Хайнане, его осью, явной или слегка припрятанной, является туризм. Но какое отношение к туризму может иметь деревня? Оказывается, огромное. Порой связи настолько неожиданные, что иностранцам остаётся только удивляться. Хотя есть и проблемы, лежащие на поверхности. Поскольку самая молодая провинция должна стать магнитом и для иностранцев (пока они в турпотоке составляют не более 10%), то совершенно очевидно, что ей придётся тянуться за миром офисов, она не должна портить образ Китая в глазах иноземных гостей. Между тем 30 лет назад, пока Хайнань являлся уездом, большинство его населения было деревенским. Оно занималось сельским хозяйством и рыболовством. Изменить облик деревни куда труднее, чем заложить новый город или возвести уникальные отели. И всё же и лицо, и уклад хайнаньской деревни активно меняются.
Пульс планеты
БАРСЕЛОНА — БРЮССЕЛЬ. В столице и других городах Каталонии проходят массовые стихийные акции протеста против начавшегося в Мадриде суда над политиками, ответственными за организацию референдума о суверенитете региона. На скамье подсудимых — 12 человек, бывших членов правительства и парламента автономии, в том числе вице-премьер Ориол Жункерас.
Республика искушает судьбу
Отношения Ташкента и Вашингтона вышли на новый уровень. Узбекские военнослужащие приняли участие в учениях на территории США, а министр обороны республики договорился с американскими коллегами об углублении сотрудничества. Наряду с этим расширяются экономические связи двух стран.
Приоритеты молдавских коммунистов

За две недели до парламентских выборов Партия коммунистов Республики Молдова представила свою команду и предвыборную платформу

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ в Кишинёве лидер ПКРМ Владимир Воронин, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что такого подавленного электорального состояния, как сегодня, он не видел ни на одних прошлых выборах:

Цель — Брюссель

Как и ожидалось, завершив эпопею с томосом об автокефалии церкви, Верховная Рада 7 февраля приняла закон о внесении в Конституцию поправок, закрепляющих курс на вступление Украины в НАТО и Евросоюз.

«ЗА» ПРОГОЛОСОВАЛИ 334 депутата при необходимых 300. До последнего дня не верилось, что в стенах парламента найдётся три сотни безответственных личностей, готовых слепо торговать интересами своей родины за несколько сотен тысяч фантиков крашенной в зелёный цвет бумаги. Даже более того: 334 антинародных депутата, по сути, изменив закреплённый ранее в Конституции нейтральный статус Украины, совершили государственное преступление.

Система либерального рэкета
У любого государства есть две важнейшие функции, которые оно обязано выполнять. Первая из них связана с внешней политикой. Это охрана суверенитета и защита от угроз со стороны тех, кто на него посягает. Вторая из важнейших функций государства — внутриполитическая. Это развитие национальной экономики, способствующее росту благосостояния народа, и обеспечение социальных прав граждан. Хотя эти задачи относятся к области социально-экономических, они, в конечном счёте, являются главными внутриполитическими задачами любой страны и любой власти.
Социальный протест за рубежом

В РИМЕ прошла мощная антиправительственная демонстрация, организованная ведущими профсоюзами Италии. Участники акции с транспарантами «Будущее — труду», «Мы не ваш банкомат» и «Руки прочь от наших пенсий!» прошли от площади Республики до площади Сан-Джованни. Демонстранты выразили недовольство социально-экономической политикой властей, раскритиковали правящий популистский кабинет за угрозу рецессии в стране и потребовали реформ, способствующих улучшению качества жизни населения.

Волны гнева на Средней Волге
Ульяновский губернатор господин Морозов среди российских региональных начальников — персонаж выдающийся. Выдаётся он, конечно, не только финансовыми махинациями, хотя и здесь в первых рядах. Последний скандал связан с дурно пахнущими миллиардными расходами в медицинской сфере, а до этого было множество других. Но есть сфера совершенно уникальная, в которой ему нет равных. Это он додумался сделать «рожки» некоей юной даме на мемориале Павшим воинам во время траурного мероприятия. Снимок обошёл полстраны и вызвал множество вопросов о состоянии его здоровья.
Все статьи номера