Главная  >  Номера газеты  >  №146 (30497) 29—31 декабря 2016 года  >  Гений, титан, искатель

Гений, титан, искатель

№146 (30497) 29—31 декабря 2016 года
2 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

В день рождения мастера, 2 января, в Большом театре традиционно пойдёт «Щелкунчик», поставленный им 50 лет назад и вошедший в золотой фонд русского классического балета. Из года в год две зимние недели продолжается на главной сцене страны это хореографическое пиршество, замышленное и осуществлённое выдающимся художником русской балетной школы.

НЕЛЬЗЯ НЕ СКАЗАТЬ тут хотя бы в нескольких словах о том, что такое эта самая школа. Балет в России больше чем балет — так и хочется переиначить громкое утверждение известного поэта. В самом деле, именно наша европейская окраина с её вечной непогодой и неизбывной русской тоской о лучшей доле возвела такое условное искусство в степень «реального» волшебства. Именно у нас, в России, балет обрёл не только совершенство формы, но и высоту духа, ту гармонию человеческого существования, которую, казалось, можно воплотить только в мечте.

Такое искусство просится в сердце зрителя, говорит ему, что жизнь не напрасна, делает его просто счастливым. Конечно, язык этого искусства лучше всего постигать с детства, но сколько взрослых, рациональных людей, однажды провожая — не только глазами! — всем своим существом «души исполненный полёт», чувствуют, что у них тоже вырастают крылья.

Но чтобы это произошло, надо было с давних пор заложить могучие хореографические традиции. Надо было, чтобы в императорском театре работали балетмейстеры Петипа, Иванов, Горский, Фокин, а в советском — Голейзовский, Якобсон, Вайнонен, Бурмейстер, Виноградов, Григорович. О каждом из этих творцов можно рассказать много, но самая долгая, самая яркая и противоречивая жизнь в искусстве, безусловно, состоялась у Юрия Григоровича.

Гений и тиран, искатель и консерватор — таких противоположных оценок не удостаивался, пожалуй, ни один балетмейстер. Григорович пришёл в искусство в середине 50-х годов минувшего века не на пустое место — его талант опирался на могучие традиции русской хореографии. Но это был революционер по духу, готовый переделать всё во имя мыслимого одному ему совершенства. Начав с современных балетов «Каменный цветок» Прокофьева и «Легенда о любви» Меликова (вот где было поле для творческих исканий), он замахнулся на «святая святых», балетную классику. Придя в Большой театр, начал со «Спящей красавицы», покусившись на любимые всеми дивертисменты. Он всегда стремился к философскому осмыслению всякого, даже сказочного материала: и вообще не хотел вникать в природу волшебной сказки, рассчитанной на чувствительное восприятие и доброе поучение. Отсюда его новая редакция «Лебединого озера». Он вознамерился даже изменить финал, ссылаясь на первоначальный замысел Чайковского: зло торжествует, Одетта и принц погибают.

Но отбросить то, что устоялось, вошло в кровь и плоть искусства, в самые недра зрительского сознания, оказалось невозможно. То же самое и хореография этого шедевра ХIХ века. Попробуй, измени танец четырёх лебедей или второй «белый» акт в постановке Иванова. Дело тут не в запретах, а в устойчивости художественного канона. Тем не менее Григорович изменил самую суть этого балета, превратил волшебную сказку в мрачную средневековую легенду. Публика приняла спектакль холодно.

Но что значит это поражение рядом с победами хореографа! Был же громадный успех «Щелкунчика», доказавший, что балетмейстеру-философу можно и нужно иметь дело с классикой. В этой постановке Григорович опять-таки пренебрёг сказкой, но воплотил сказ (вспомним, в основе «Каменного цветка», принёсшего ему первый успех, тоже был сказ). Мастера вдохновила угаданная им в первоисточнике история созревания молодой души, мужающей в борьбе со злом и насилием. В итоге — новогодний сон маленькой девочки оборачивался обещанием большой подвижнической жизни. Такое философское прочтение удивительно точно отвечало жизнеутверждающей, ликующей в финале музыке Чайковского. Новое осмысление старого сюжета очевидно. В то же время дуэты и танцы здесь воплощают высочайший уровень русской хореографической культуры.

Когда же взыскательный, неуспокоенный талант Григоровича встречался с материалом, отвечающим его изначальным художественным принципам и устремлениям, он творил подлинные чудеса искусства. И опять-таки это были современные балеты: «Спартак» Хачатуряна, «Золотой век» Шостаковича, «Ангара» Молчанова. Отвергая новомодные конструктивистские выверты, оставаясь в русле великих традиций русского классического балета, мастер разработал уникальный рисунок танца. Особенно удались те балеты, где он работал с великими танцорами-единомышленниками: Плисецкой, Лиепой, Максимовой, Васильевым. Они поняли и воплотили героических дух исканий балетмейстера.

Но залог успеха Григоровича не только в характере его замыслов: пожалуй, главное — в стратегии спектакля, в умении выстроить действие на основе крупных хореографических сцен, чередующихся с танцевальными монологами героев, а также в стремлении обогатить классический танец элементами других танцевальных систем. Современный балет обязан ему утверждением сложнейших форм хореографического симфонизма.

Не надо быть знатоком этого искусства, чтобы понять и оценить талант мастера: удивительная логика в пластике поз, в начертании жестов — и за ними острота метафорического мышления, столь значимая в балете. Незабываем пластический образ могучей реки в «Ангаре», созданный женским кордебалетом и проходящий через весь спектакль как символ стихии, покоряющейся человеку. Или танец бьющих в набат звонарей в «Иване Грозном», отмечающий поворотные моменты в судьбе народа, подвластного великому и страшному царю.

Балет «Иван Грозный» на музыку Прокофьева стал вершиной мужского танца, хотя, казалось, после «Спартака» уже трудно внести в эту область что-то новое. Но там все ошеломляющие хореографические решения исполняли солисты, а здесь священнодействовал мужской кордебалет.

О лучших хореографических сценах и образах Григоровича написаны целые исследования, которые переводят балетмейстера в разряд философов и мыслителей — настолько крупно обозначены в его знаменитых постановках исторические и нравственные проблемы. Сегодня творческий путь художника кажется фантастически победным. Ему 90 лет — и он действующий балетмейстер. Поставив в Мариинском театре 9-ю редакцию балета «Каменный цветок», он отметит свой знаменательный юбилей в стенах Большого театра, где сегодня идут пять его постановок.

Но сколько камней было на этом пути! Начиная с серьёзной травмы, полученной молодым танцовщиком, репетировавшим заглавную партию в балете «Шурале» на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, — он не смог тогда танцевать премьеру и в итоге не получил Сталинскую премию. И кончая драматическим уходом из Большого театра, которому было отдано три десятилетия.

Театр тогда сделал ставку на приглашение зарубежных хореографов с их авангардистскими изысками. А мастер великой русской хореографии нашёл прибежище в Краснодарском театре оперы и балета, превратив за несколько лет провинциальную балетную труппу в яркий, самостоятельно мыслящий творческий коллектив. Здесь он возобновил свои испытанные временем постановки, работая с новым поколением танцоров.

Как он достиг этого? Недоброжелатели говорят: диктатор, тиран… Когда он появляется в репетиционном зале, все трепещут, когда берёт в руки микрофон, так и жди разноса. А его артисты, подчиняясь какой-то удивительной энергии, которая исходит от мастера, из кожи лезут, чтобы он сменил гнев на милость.

«Огромное счастье быть современницей такого человека, — говорит солистка балета Большого театра Светлана Захарова. — Сегодня театр и я вместе со всеми живём его юбилеем. Сейчас идёт подготовка к постановке балета «Раймонда». Недавно прошёл балет «Спартак». В очередной раз я пережила невероятную бурю эмоций. То, что Григорович сделал, что он оставляет следующим поколениям, — это уникально. Это очень сложные балеты, но от них получаешь колоссальное наслаждение… Заранее не поздравляют, но хочется пожелать ему долгой жизни и крепкого здоровья».

Просмотров: 949

Другие статьи номера

Дед Мороз и теория относительности
Специалист Эксетерского университета в Великобритании объяснила, как Деду Морозу удаётся незаметно доставить подарки миллионам детей за одну ночь. Об исследовании со ссылкой на интернет-портал EurekAlert! сообщила Лента.ру.
Не рубите красоту!

— Дедуля, купи мне к Новому году голубую ёлку, — просит внук.

— А почему именно голубую? Ведь их и так мало на земле… Ты знаешь, где они растут?

— Около стен Кремля. Наверное, и в лесу встречаются?

Родина голубых елей — Северная Америка. Но я их видел на Тянь-Шане — это очень высокие горы в Республике Казахстан. Мы проходили там туристический маршрут высшей категории сложности. А ещё я встречал голубые деревца на российском хребте Хамар-Дабан. Есть такие горы южнее Байкала.

Что нам в дом принесёт Петя Красный Гребешок?
Уф-ф-ф! Кажется, можно вздохнуть с облегчением: високосный год, традиционно считающийся одним из самых тяжёлых и коварных периодов, изобилующих всевозможными испытаниями и невзгодами, подходит к концу. А значит, пора заглянуть в будущее и узнать, что готовят нам грядущие 365 дней.
Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

Стоящие за Трампом
Красивая легенда о «мужественном одиноком ковбое Дональде, который с отчаянной решимостью проскакал по зловонному вашингтонскому болоту и поставил свою лошадь у коновязи перед Белым домом», теряет приверженцев. Больше становится тех, кто уверен: за Дональдом Трампом стоит мощная, влиятельная и многочисленная организация.
Огненный Петух вне конкуренции
В ГОРОДЕ БЕРЁЗОВКЕ Гродненской области Белоруссии мастера-стеклодувы вручную изготавливают новогодние сувениры в виде огненного Петуха, символа наступающего 2017 года, сообщили корреспонденту БЕЛТА в ОАО «Стеклозавод Неман».
Пульс планеты
РИМ. Граждане Италии, намеревающиеся связать себя узами Гименея, возможно, в скором времени не смогут поклясться друг другу в верности. Сие произойдёт, если парламент одобрит новый закон, согласно которому слово «верность» исчезнет из итальянских брачных контрактов. По мнению сторонников инициативы, это понятие давно устарело и вышло из моды. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в юридическом комитете сената.
Бюджет нищеты
Нынешний киевский режим начинался с запрета русского языка и войны с памятниками, а теперь дошёл до погромов на базарах и поджогов торговых палаток. Сгорели торговый центр в Одессе и базар возле станции метро «Лисова» в Киеве, там же разгромлены рынки «Юность» и «Харьковский», стреляют и бросают гранаты в Николаеве…
Остров Свободы меняет «кожу», но не душу

Кубинцы встречают 58-ю годовщину победы революции с верой в будущее

В начале января Куба не только встречает Новый, 2017 год, но и отмечает 58-ю годовщину победы народной революции. В эти дни Национальный балет республики выступит в честь праздника со спектаклем на музыку Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» на сцене Большого театра Гаваны. Примечательно, что исполняется 125 лет со дня первой постановки «Щелкунчика», которая состоялась в 1892 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга... В 1945-м одну из партий в балете исполнила прима-балерина и директор гаванского Большого знаменитая Алисия Алонсо. Исполнила, кстати, в театре Нью-Йорка, ныне Американском театре балета.

Быть памятнику «литовскому соловью»!
ЖИТЕЛИ небольшого литовского городка Вилкавишкиса выразили желание увековечить память знаменитой литовской поэтессы Саломеи Нерис, чьё творчество вошло в золотой фонд литовской литературы. В этом городе она родилась, здесь прошли её детские годы. 300 почитателей её таланта решили поставить памятник и назвать её именем городской сквер. В своём письме они заявили, что нельзя перечёркивать творчество С. Нерис только за то, что во время исторических событий она выбрала свой гражданский путь. Жители намерены начать сбор средств для памятника. Руководство района как будто не против инициативы своих избирателей, но пока не спешит выполнить их просьбу: ждёт сигнала из столицы.
Все статьи номера