«Не говорю тебе прощай...»

«Не говорю тебе прощай...»

№143 (30786) 27 декабря 2018 года
4 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Лет двадцать назад режиссёр-документалист Людмила Коршик запечатлела поэта Татьяну Глушкову — безо всяких далеко идущих намерений, просто для того, чтобы сохранить её образ, ведь Татьяна Глушкова — большой русский поэт, чьё творчество продолжает пушкинскую традицию. Свой недюжинный талант поэта и публициста она направила на защиту своего народа от всевозможных посягательств на его самостояние.

ЭТОМУ БЫЛИ посвящены десятки её выступлений в печати, в которых она касается самых острых и больных тем. И как прекрасно, что камера кинодокументалиста запечатлела её именно в такой беседе.

Собственно, эта съёмка и побудила режиссёра Людмилу Коршик сделать фильм о Татьяне Глушковой именно в год 25-летия народного восстания против ненавистного компрадорского режима, установившегося после контрреволюционного переворота. Октябрьские события 1993 года глубоко потрясли Татьяну Глушкову и пронзительно отразились в её творчестве. Она единственная изо всей поэтической братии откликнулась на кровавую расправу с народом — не одним стихотворением, а большим поэтическим циклом «Всю смерть поправ». Можно сказать, на каждый орудийный залп по мятежному Дому Советов она ответила стихотворением. Первая строка одного из них и стала названием фильма «Когда не стало Родины моей». О какой Родине идёт речь? О Советском Союзе. О великой стране, исчезнувшей с карты мира в 1991 году.

Когда не стало Родины моей,

В ворота ада я тогда стучала:

Возьми меня!.. А только бы восстала

Страна моя из немощи своей.

Татьяна Глушкова сама читает на экране эти стихи. Советский человек, она принадлежит к тому поколению, которое осознало себя в годы великой и страшной войны, грозившей смертельной опасностью самому существованию Отечества. Это поколение воспитывалось на понимании жертвенности как суровой необходимости. В двухлетнем возрасте, уходя с беженцами от фашистов, она уже знала, что такое враг. Её детский опыт уже включал такие понятия, как любовь и ненависть. Её восприятие жизни всегда усугублялось страстностью натуры.

О личности и творчестве Татьяны Глушковой в фильме рассказывают четверо близких ей людей: поэт Владимир Андреевич Костров, литературовед и редактор Галина Степановна Кострова, публицист и критик Галина Александровна Ореханова и священник отец Александр (Шаргунов). Все они много лет знали Татьяну Михайловну, пользовались её вниманием и доверием — им было что сказать. Но самое главное — они находились рядом с ней в самые роковые, можно сказать, переломные моменты её жизни, неотъемлемые от общественных потрясений.

...КОНЕЦ 1980-Х ГОДОВ — на рубеже последнего десятилетия уходящего века деструктивные силы всячески расшатывают устои Советского государства. В Колонном зале Дома союзов собирается Восьмой съезд писателей СССР, тогда ещё единого, не расколовшегося вдребезги при развале государства. Трибуну получают недовольные цензурой, обиженные критикой и просто горлопаны. Среди них много представителей союзных республик, требующих особого статуса. По воспоминаниям Галины Орехановой, гневной речью ответила им тогда Татьяна Глушкова. Она, единственная на этом съезде, не побоялась говорить о заслугах Советской власти в деле поддержки, а то и просто создания национальных литератур. Развал Союза писателей СССР подрывал бы основы общественного устройства государства, созданного как союз равных братских республик. Татьяна Глушкова уже тогда понимала, к чему ведут бездумные призывы к «плюрализму и демократии». «Что вы делаете? — взывала она к съезду. — Вы губите великое дело наших отцов и дедов!»

Режиссёр Людмила Коршик нашла в архиве кадры этого выступления — увы, немые. Но свидетель события Галина Ореханова озвучила их со всем страстным темпераментом художника и гражданина, пережившего развал и гибель своей страны.

«Когда не стало Родины моей» — фильм трагический. Одна человеческая судьба сопряжена в нём с судьбой страны, которая выстояла в страшной кровопролитной войне, но пала в результате заговора. Развал СССР потряс всех. А для миллионов стал личной катастрофой. Потеря Украины глубоко ранила Татьяну Михайловну: она родилась и выросла в Киеве, там остались могилы её родителей.

Кажется, тяжёлая болезнь, постигшая Татьяну Глушкову в роковом 1991 году, была следствием испытанного ею, как и всеми мыслящими людьми, потрясения при виде того, что совершалось на их глазах агентами влияния, не один год пробиравшимися к власти. При поддержке целой своры хищников, учуявших запах добычи, они сделали своё чёрное дело. Поэт, как всякий человек, представляется совершенно беспомощным перед лицом могущественного организованного зла. Но у поэта есть оружие — слово. И «всю смерть поправ», Татьяна Глушкова берётся за перо. Она пишет гневный памфлет «Вычеркнутая нация», развенчивая и обличая космополитизм.

ОКТЯБРЬСКИЕ события 1993 года, за которыми она, ещё не оправившись от болезни, может только наблюдать со стороны, становятся для неё новым потрясением. Даже через несколько лет она говорит об этом с огромным волнением, заново переживая эту трагедию, старается осмыслить перед кинокамерой: что же это было? Стихийное народное восстание, оставшееся без руководства? Или провокация? На неё тяжелейшее впечатление производит выступление вице-президента Руцкого, призывавшего народ «брать Кремль». Ей совершенно очевидна ничтожность тех людей, на защиту которых поднялись массы.

Фильм воскрешает в документальных кадрах эпизоды уличной войны в Москве, штурм Крымского моста демонстрантами, возмущёнными произволом ОМОНа и милиции, и страшные моменты прямого попадания танковых снарядов в беззащитное здание Дома Советов.

Горестным комментарием звучит за кадром стихотворение «Сороковины» в авторском исполнении:

Всю смерть поправ своею краткой

смертью,

повергнув в гибель недругов лихих,

одну — под всей крутой небесной

твердью —

узрят они Россию во благих.

И ты молись, дитя в промёрзлой

шубке,

и ты, старик, — за правнуков своих:

в крови, во гладе, веткой

на порубке —

воспрянем, воссияем во благих!..

Что помогло Татьяне Глушковой пережить эти страшные дни, вернуться к работе, написать книгу, озаглавленную «Стихи о Родине (90-е годы)»? Священник отец Александр (Шаргунов) убеждён: вера в бога. Да, Татьяна Глушкова с детства была верующим человеком, эту веру она пронесла через всю жизнь как наследие предков. Но к стае истовых прихожанок, этих «белых платочков», которыми так восхищается священник, она не имела отношения. Она была воительница по духу, далёкая от христианского смирения. Недаром друзья по жизни и литературному цеху, кто всерьёз, а кто иронически, называли её «Таня-партизанка». Её душа, её вера — в её стихах, где святой Георгий ассоциируется с маршалом Жуковым, открывающим Парад Победы.

В это трудное время рядом с ней были её друзья и соседи Костровы. Владимир Андреевич Костров, поэт, председатель Пушкинского комитета, вовлёк её в подготовку к празднованию 200-летия со дня рождения великого поэта. В связи с этой датой страсти кипели нешуточные. Над пушкинскими мемориальными местами в Псковской области нависли тучи: новая власть в целях саморекламы затеяла под предлогом реконструкции снести все мемориальные здания в Михайловском, Тригорском и Петровском, восстановленные и с исторической точностью обустроенные в советское время, и отстроить их заново. Вместе с другими пушкинистами и общественниками Татьяна Глушкова неоднократно выступала в печати, требуя серьёзного и ответственного отношения к пушкинским святыням.

Было у неё и глубоко личное отношение к этим святыням. Можно сказать, свой жизненный путь она начинала в Михайловском, работая экскурсоводом. Молодая, красивая, талантливая студентка знаменитого Литературного института не убоялась «псковской глуши». Её влекло туда пушкинское слово. Родители не случайно назвали её Татьяной. Ей на роду написано было это послушничество в Михайловском. Здесь она по-настоящему нашла своё призвание, здесь встретила свою первую любовь — замечательного драматурга-сказочника Сергея Козлова — и вышла за него замуж.

Как ни тяжелы 1990-е годы, а творчество Татьяны Глушковой неиссякаемо оптимистично. «Настанет день, иссякнут злые беды» — это посыл многих её стихотворений. Время работает на людей доброй воли — надо только выстоять, не потерять себя. Есть в этом фильме два сквозных образа, два глубоких символа: буйнокипящая зелёная листва — воплощение неиссякаемой силы жизни и быстротекущая река — символ неудержимого времени. Эти зримые образы целиком отвечают жизнеутверждающему творчеству Татьяны Глушковой, той гуманистической философии, которую она исповедовала.

СИЯЮЩАЯ ЛИСТВА осеняет могильный камень на Переделкинском кладбище. Татьяна Глушкова ушла от нас в первый год нового века, в весенний праздник Красная Горка. Ушла, не успев провести литературный вечер, посвящённый своему любимому поэту Н.А. Некрасову, которому она посвятила целый поэтический цикл, вышедший отдельной книжкой. Через год издательство «Молодая гвардия» выпустило её 600-страничный однотомник, получивший название «Не говорю тебе прощай…».

Но всё это осталось за кадром, не уместилось в заданный формат. Фильм, снятый на базе Екатеринбургской киностудии режиссёром Людмилой Коршик, стал первой попыткой воссоздания кинообраза большого русского поэта. Фильм можно назвать открытием темы. Личность и творчество Татьяны Глушковой достойны памяти и новых исследований.

Просмотров: 682

Другие статьи номера

Новые политические анекдоты от Ивана Никитчука

— Кум, тебе не кажется, что список дел, которые Владимир Владимирович должен сделать как честный человек, не ограничивается только женитьбой?

* * *

— Задачи, поставленные в вашем «майском указе», Владимир Владимирович, требуют уйму денег, где возьмём?

— Давайте повысим пенсионный возраст и увеличим НДС!

Самовзыскательность гения

Из личного архива писателя

В личном архиве А.М. Горького сохранился большой массив различных заметок. Писатель хранил их в специальных конвертах. Некоторые надписаны его рукой: «О Л.Н. Толстом», «Достоевский», «Лесков», «Личное», «Заметки», другие — не систематизированы. Представленные ниже заметки хранились в конверте с надписью «Личное».
В народе сказали бы: с жиру бесятся
В последние месяцы славный уральский город Екатеринбург, похоже, становится главным поставщиком новостей, будоражащих всю страну «благодаря» словам и делам местных чиновников. То высокопоставленный деятель из мира науки и просвещения начнёт объяснять местным педагогам, что вместо того, чтобы требовать повышения зарплаты, им следовало бы… заняться поисками спутника жизни, «который возьмёт на себя все их проблемы», то чиновница из сферы молодёжной политики объясняет представителям той самой молодёжи, что «государство молодому поколению ничего не должно, и вообще никто не просил их пап и мам рожать». А ежели родили, то это теперь ваши проблемы…
45-метровая красавица

Самую большую в мире новогоднюю ёлку высотой 45 метров установили в немецком городе Дортмунде, сообщила телерадиокомпания «Дойче велле».

ЗЕЛЁНУЮ КРАСАВИЦУ смонтировали из 1700 небольших елей, выращенных специально для этого в местных лесных хозяйствах.
Наука-2018: прорывы и провалы

Международный журнал «Сайенс» опубликовал на своём сайте список десяти самых важных событий в науке за 2018 год.

ГЛАВНЫМ «прорывом» года названо исследование активности генов эмбрионов на клеточном уровне. Новые методы позволяют следить за тем, как целый организм развивается из одной клетки эмбриона и какие гены в этом участвуют. Разные исследователи с помощью секвенирования молекул рибонуклеиновой кислоты наблюдали за развитием эмбрионов некоторых организмов, например лягушки и плодовой мухи, за тем, какие гены «включаются» и «выключаются» на каждом этапе развития эмбриона.

Достучаться до сердец и умов людей

В Бишкеке прошёл съезд Партии коммунистов Киргизии. Его делегаты подчеркнули важность активизации работы ПКК. Непростой обмен мнениями завершился избранием руководящих органов и постановкой задач.

УТРОМ 22 ДЕКАБРЯ возле одного из отелей в центре Бишкека царило оживление. Здесь, в конференц-зале, завершались последние приготовления к XLI отчётно-выборному съезду Партии коммунистов. 96 делегатов, представлявших все регионы страны, собрались для того, чтобы обсудить итоги работы за пять лет и определить цели на будущее.

Сообщает Синьхуа

Главный экспонат международного шоу льда и снега на острове Тайяндао в Харбине (провинция Хэйлунцзян, Северо-Восточный Китай) постепенно обретает форму. Длина скульптуры «Путешествие по звёздной реке» составляет 106 метров, высота — 32, а ширина — 20 метров, для её создания потребуется почти 40 тысяч кубометров снега.

«Изучай марксизм!»
В оцепеневшем от холода и безысходности декабрьском Киеве красные листовки с изображением И.В. Сталина не просто появились — они вспыхнули! На подъездах домов и почтовых ящиках, в салонах общественного транспорта и подземных переходах.
Пульс планеты
КАССЕРИН. Тунис охватили массовые акции протеста после самосожжения журналиста Абдеррака Зоргуи. 29-летний фотограф оставил на своей странице в «Фейсбуке» обращение, в котором описал своё отчаяние от положения дел в стране и призвал к революции. После этого в центре города Кассерин он облил себя бензином и поджёг. Мужчину успели доставить в больницу, где он скончался. Самосожжение Зоргуи напомнило тунисцам о таком же шаге торговца финиками, с чего в январе 2011 года началась «арабская весна». Толпы тунисцев, вышедших на улицы по всей стране, возмущены тем, что через восемь лет после свержения президента Зин аль-Абидина Бен Али обещания новых властей так и не выполнены: безработица и коррупция продолжают расти.
Выборы без выбора

В минувшее воскресенье в 78 объединённых территориальных общинах 13 областей Украины состоялись выборы глав городских, сельских и поселковых объединённых территориальных общин.

ПОБЕДИТЕЛЯМИ себя числят и пропрезидентский Блок Петра Порошенко (БПП), и оппозиционная ему «Батькивщина», одновременно объявившие о своих победах на местных выборах. Как утверждают в БПП, на выборах в территориальных общинах одержали победу 30 кандидатов от самой партии и поддержанный ею 21 самовыдвиженец.

Все статьи номера