Главная  >  Номера газеты  >  №143 (30640) 22—25 декабря 2017 года  >  Смех и слёзы вопиющего житья

Смех и слёзы вопиющего житья

№143 (30640) 22—25 декабря 2017 года
6 полоса
Автор: Виктор КОЖЕМЯКО.

На сцене МХАТ имени М. Горького — «Золото партии», превратившееся в «Особняк на Рублёвке»

Новую пьесу Юрия Полякова «Золото партии» поставил театр, возглавляемый народной артисткой СССР

Татьяной Дорониной. Уже сочетание двух этих имён многообещающе для зрителей. Один из самых талантливых нынешних драматургов, остро чувствующий время, недаром привлекает внимание крупнейшей личности отечественного театра, которой присущи не только высокая художественная взыскательность, но и определённая гражданская позиция. А это пятый в ряду спектаклей на сцене МХАТ имени М. Горького по пьесам и инсценировкам прозы известного писателя. И я уверен, что скучающих в зале не будет.

ОСНОВАНА моя уверенность на первых премьерных показах. Сосредоточенная тишина много раз прерывалась дружным смехом и аплодисментами. То есть, сразу захватив зрителя интригующим сюжетом, автор пьесы и постановщики спектакля — народные артисты России Валентин Клементьев и Михаил Кабанов держат его до конца.

Чем же держат? На поверку завязка сюжета с «золотом партии», уходящая в историю, воспринимается всё-таки как условно-фантазийная, и продолжение её образует лишь нечто вроде искусственной обёртки основного, реального действия. Зато сцены и персонажи этого действия, происходящего в современной жизни, — подлинная стихия Юрия Полякова, по пьесам, повестям и романам которого даже многие годы спустя можно будет изучать «лихие 90-е» и последующие 2000-е.

Новая его пьеса приводит нас в загородный дом главы претенциозного банка «Бескорыстье-Лимитед» Марлена Барабаша (очень колоритен в этой роли заслуженный артист России Сергей Габриэлян), где зрителям предстоит немало знакомств с разнообразными людьми. И первый из них, я бы сказал, самый выдающийся — отец банкира, взятый сюда сугубо временно из дома престарелых.

«Мощный старик со Звездой Героя Социалистического Труда на душегрейке», как сказано в авторском комментарии, когда-то был партийным руководителем на территории, равной трём Франциям, а сейчас прикован к инвалидному креслу-каталке. Вспомнил же про него сынок лишь потому, что завлекающе звучащее «Бескорыстье-Лимитед» вот-вот лопнет и понадобилась отцовская квартира, дабы выручить за неё деньги для поддержки этого крайне сомнительного банковского «дела».

Трудная роль досталась народному артисту России Владимиру Ровинскому. Ведь Пётр Лукич Барабаш в течение всего спектакля фактически неподвижен, да к тому же есть в тексте его роли налёт некоторого резонёрства. Однако всё это преодолевается замечательным мхатовским мастером. В итоге образ получился живой и действительно мощный, хотя не безгрешный. А наибольший грех, по собственному признанию Петра Лукича, в том, что Советскую власть не уберёг.

Отсюда назойливый сон, который так часто мучает его. Будто он, член ЦК, докладывая с трибуны партийного съезда о трудовых победах, под конец обращается к дряхлеющему Брежневу с прямым критическим словом во имя будущего страны. Но на самом-то деле ничего подобного он не сказал — побоялся. Наверное, побоялись и другие.

— А в результате все мы теперь живём в одном огромном дурдоме, — замечает по этому поводу его сиделка красавица Оксана, беженка с Украины, ярко воплощённая в спектакле артисткой Ириной Архиповой.

ДУРДОМ… Словечко, согласитесь, весьма знакомое, и наверняка у вас самих не раз оно вырывалось во всяких раздражающих до предела ситуациях «новорусской» действительности. Эти ситуации столь обыденны, что к чему-то явно нелепому люди стали уже привыкать. Но автор пьесы и создатели спектакля, о котором идёт речь, не хотят, чтобы привыкали!

В моём представлении именно этим больше всего продиктована новая совместная работа Юрия Полякова и коллектива под руководством Татьяны Васильевны Дорониной. Памятуя, что театр, согласно известной формуле, «не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло», сквозь него нам предлагают увидеть происходящее в отделении дурдома на Рублёвке, какое являет собой особняк банкира. Мы смотрим — и хохочем от души. Но тут же вдруг пронзает щемящая печаль, чуть ли не до слёз...

Такова особенность дара писателя, понятая и великолепно передаваемая театром. Юмор и сатира, лёгкая ирония и ядовитый сарказм оборачиваются подчас очень драматически.

Смешно смотреть, как на зов «Машка!» из двух соседних комнат выскакивают одновременно две молодые беременные женщины — дочь банкира Мария и Мария-жена (артистки Арина Алексеева и Екатерина Кондратьева), причём эта четвёртая жена Марлена Петровича моложе этой его дочери от третьего брака.

Смешно слышать, что сын от первого брака Василий, ставший священником, мирил в храме две группировки бандитов. А теперь они в знак благодарности подвозят его на шикарной иномарке в сопровождении охранного кортежа джипов к особняку отца, готовые потом транспортировать и в обратный путь, на церковную службу. Вместе с тем персонаж этот вносит свою серьёзную ноту в словопрения, происходящие на сцене. Молодого и уже отлично заявившего о себе актёра Максима Бойцова стоит поздравить с очередной филигранной работой.

Кстати, о бандитах. Представители их на сцене тоже появляются, хотя называют себя, конечно, иначе. Один, Жан Жакович Пумпянский, рекомендуется экспертом загадочного ФЗХ — «Фонда помощи злоупотребляющим художникам», а реально — гравёрам-фальшивомонетчикам. Другой, Иван Иванович Перезверев (!), — «коллектор по особо важным долгам».

Типажи, надо сказать, очень выразительные, и это безусловный успех актёров Артемия Оя и Антона Хомятова. Так вот, если первый в своём демонстративном фанфаронстве уморительно смешон, то второй однозначно зловещий. Но ведь с документами у него «всё правильно, всё как положено», и майор ФСБ Волковец (Михаил Кабанов) после вполне формальной проверки уважительно заключает: «Свободен».

Остроумна эта беседа представителя власти с человеком из уголовного мира, как и предшествующий ей разговор того же Перезверева с банкиром Барабашем. Оказывается, есть у этих троих и общие знакомые «наверху», и схожие дела-заботы. А резюме майора каково! «Государство в отношения хозяйствующих субъектов не вмешивается». Чем не дурдом, если за юридически солидной фразой отношения воровских, грабительских, а уж вовсе не хозяйствующих субъектов? Мы же знаем: выбивает коллектор у банкира просто-напросто бандитский «общак».

Это можно считать и ответом на риторический вопрос, выплеснувшийся из души неприкаянного полиглота Николая Карловича Турусова: «Откуда у людей столько денег?!» Кроме него, пожалуй, все знают — откуда.

А он, смешной и жалкий, хорохорящийся, но по сути несчастный, каким с жизненной достоверностью изображает его Валентин Клементьев, конечно, жертва того самого дурдома, в какой превратилось вопиющее житьё вокруг и о котором точно сказала в начале спектакля украинская беженка Оксана Тарасовна Сметанка.

Они оба жертвы. Она — историк по специальности, работавшая совсем недавно, как и муж её, над диссертацией. А Турусов, знающий восемь языков и тринадцать диалектов, судя по всему, незаурядный лингвист, филолог. Но оба невольно превратились, по определению банкира, в нищебродов, готовых за гроши стать обслугой. Знания их не нужны. И вот она — сиделка при старике-инвалиде, а он вынужден шляться по ночным клубам вместе с великовозрастным балбесом, банкирским сынком от второго брака, в поисках невесты для него.

«Теодор пьёт, танцует с девицами, знакомится. А я сижу в уголке и учу готландский диалект», — рассказывает в минуты откровенности лингвист Николай Карлович историку Оксане Тарасовне. А она ему — про свою беду: муж Степан буквально помешался на том, что «укры» — самый древний народ в мире. «Ахилл был укром, и Гомер был укром, и Христос был укром…»

Дурдом? Разошлись ведь из-за этого и разъехались!

В ФИНАЛЕ спектакля им уготована встреча. Там же, в загородном доме банкира, куда вызывают сантехника, — и появляется он, Степан. Взаимная радость мужа и жены, объятия, поцелуи. Однако такой хеппи-энд, честно говоря, не очень убеждает или, по крайней мере, не воспринимается как успокаивающий в судьбе этой пары. Много ещё испытаний неизбежно предстоит впереди…

Вообще, насколько я понял, финальная часть спектакля оказалась наиболее сложной для создателей его. Впрочем, для автора пьесы — тоже. Надо было как-то завершить ту историческую завязку, придуманную вначале, которую я назвал условно-фантазийной. Знаю, что были разные варианты. Наверное, поэтому и название авторское после трёх показов в театре сменили: вместо «Золота партии» стал «Особняк на Рублёвке». Но условность в конце концов осталась условностью, искусственность — искусственностью.

Это относится и к юному Вене, появляющемуся здесь под революционным псевдонимом Чегеваров. Он, представляющий «правый фланг леворадикального центра», вроде бы призван олицетворять протестную часть в нынешнем «дурдоме». Но такой, каким выглядит в спектакле, вызывает он лишь усмешку. Соответственно снижается и звучание высоких пафосных слов о будущем, которые произносит под занавес этот паренёк.

Впрочем, меньше всего упрёк в данном случае относится к одарённому актёру Тимофею Ивашине. Просто роль так написана — несколько шутейно, не вполне всерьёз. Хотя разыскивает «опасного экстремиста», «борца за справедливость» аж майор ФСБ, над чем тоже невольно усмехаешься.

Тем не менее вопиющее житьё, которое мы видим вовсе не только на сцене, должно же когда-нибудь измениться к лучшему. И постановщики спектакля, стремясь расширить пределы «семейной комедии» (так жанр определил драматург), используют для этого кинохронику, музыку, песню.

Замечу, что достойным помощником их стал заведующий музыкальной частью театра композитор Валерий Соколов. Для спектакля, первый раз показанного 7 ноября 2017-го, то есть в день 100-летия Великого Октября, он подобрал очень сильные фрагменты из Одиннадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной к 40-й годовщине этого эпохального исторического события. Потрясающе звучат они на фоне документальных кадров расстрела Верховного Совета России, страстей киевского Майдана, пожара в одесском Доме профсоюзов… Соколов и свою музыку органично включил в спектакль, а для завершения его, на мой взгляд, удачно предложил тревожно-призывную песню Игоря Шамо на стихи Роберта Рождественского, созданную ими почти 45 лет назад для телефильма «Как закалялась сталь»:

Остался дом за дымкою

степною,

Не скоро я к нему вернусь

обратно.

Ты только будь,

пожалуйста, со мною,

Товарищ Правда,

        Товарищ Правда!

Высокий юношеский голос слышится как будто из иного мира. И силуэты будёновок, возникающие на экране, напоминают, какой трудной была борьба за этот иной мир. «Уверуй, что всё было не зря», — написал когда-то, обращаясь к нам, Василий Шукшин.

Да, мы должны в это верить и делать всё зависящее от нас для лучшего, гораздо более справедливого, честного и чистого устройства нашей жизни.


Просмотров: 503

Другие статьи номера

Ваше здоровье — в ваших кошельках
Разговор о проблемах российского здравоохранения в студии программы «Точка зрения» на телеканале «Красная Линия» вели советник Председателя ЦК КПРФ Олег Анатольевич Куликов, академик РАН Сергей Иванович Колесников, врач Александр Владимирович Эдигер и юрист Жанна Олеговна Алтунян.
Ушастый Филин

Самый крупный представитель семейства совиных — филин (Bubo bubo) обнаружен в национальном парке «Беловежская пуща».

РЕДКУЮ ПТИЦУ заметили в Королево-Мостовском лесничестве. Филин (Bubo bubo) занесён в Красную книгу Белоруссии и относится ко второй категории национального природоохранного значения. Также вид включён в Приложения к Бернской конвенции и Директивы Европейского союза по охране птиц, в Красные книги России, Украины, Польши, Литвы, Латвии.

«Поле чудес» всероссийского масштаба
Всего полгода остаётся до старта чемпионата мира-2018 по футболу в России, и по мере его приближения в стране нарастает некая эйфория: от ожиданий, связанных с выступлением национальной сборной на этом турнире, до стремления поразить весь мир организационной и прочими околофутбольными составляющими предстоящего мундиаля. Однако, как выяснилось в самом конце уходящего года, всё в этом отношении обстоит отнюдь не столь радужно.
Вашингтон ставит на войну
США усиливают давление на Северную Корею, приводя в действие всё новые санкции и накачивая регион военной силой. Стране предлагают полную капитуляцию, игнорируя жесты доброй воли со стороны Пхеньяна. Позиция Кремля в этих условиях остаётся противоречивой и не соответствующей национальным интересам России.
Пульс планеты
ВАШИНГТОН. Вслед за сенатом США проект наиболее масштабной налоговой реформы с эпохи Рональда Рейгана одобрила палата представителей американского конгресса. Теперь документ, являвшийся одним из главных предвыборных обещаний Дональда Трампа, поступит ему на подпись. Основное положение проекта — снижение ставки налога для бизнеса, корпораций и предприятий с 35% до 21%. Предполагается и уменьшение налогообложения для большинства категорий физических лиц: максимальная ставка упадёт до 37%. По подсчётам экспертов, это вызовет дополнительный дефицит федерального бюджета США на сумму до полутора триллионов долларов в ближайшие 10 лет.
ФРГ: санкции как бумеранг
Согласно не опубликованным пока результатам исследования, проведённого Институтом мировой экономики (IfW) в Киле, экономика ФРГ вынуждена справляться с самыми крупными торговыми убытками на фоне антироссийских санкций. Результаты исследования оказались в распоряжении немецкого издания «Райнише пост».
Мэрцишор — символ референдума
Правящий в Молдавии олигархический режим старается закрепить в Конституции и других законах разрушительные для страны идеи. Оппозиция планирует сорвать эти расчёты с помощью референдума.
«Железные братья» укрепляют связи
«Как принято считать в руководстве Беларуси и Китайской Народной Республики, мы — железные братья, наш уровень сотрудничества — один из самых высоких в мире». Эти слова Александра Лукашенко находят подтверждение в крепнущих экономических связях двух стран.
Бизнес грозит третьим Майданом
Принятая недавно Верховной Радой поправка в Налоговый кодекс, отменяющая возмещение из госбюджета НДС при экспорте непереработанных масличных культур: подсолнечника, рапса и сои, что принесёт аграриям убытки в 10—16 млрд гривен (10 гривен равны 21,08 руб.) в год, грозит окончательно обвалить цены на их продукцию. В ходе всеукраинского аграрного вече депутаты от четырёх парламентских фракций заявили, что будут голосовать за возобновление возмещения НДС при экспорте масличных культур.
Посол КНР в России Ли Хуэй: начало новой эпохи ШОС и растущий Китай

КНР принимает новые меры для продолжительного развития ШОС

Ли Хуэй: С момента своего создания Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), неуклонно придерживаясь «шанхайского духа», основанного на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве, проведении консультаций, уважении к культурному многообразию и стремлении к совместному развитию, продолжает укреплять сплочённость, консолидацию и взаимодействие, а также играет большую роль в углублении взаимного доверия, практического сотрудничества, упрочении добрососедства, мира и стабильности в регионе между странами-членами Организации. В течение 16 лет своего развития страны ШОС в полной мере осознали, что мощная консолидация на основе «шанхайского духа» — это фундаментальная гарантия развития Организации, а также её драгоценный опыт и богатство.

Все статьи номера