Главная  >  Номера газеты  >  №135 (30632) 5—6 декабря 2017 года  >  «Мой бедненький цветок...»

«Мой бедненький цветок...»

№135 (30632) 5—6 декабря 2017 года
4 полоса
Автор: Николай МУСИЕНКО.

«Наутро он проснулся знаменитым...» Эту расхожую фразу вполне можно применить к никому до тех пор не известному живописцу Василию Владимировичу Пукиреву, осенью 1863 года поместившему на очередную академическую выставку в Петербурге картину, где, как отмечал известный художественный критик Владимир Стасов, в отличие от всех прочих произведений художников-академистов, «нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории, ни греков, ни печенегов, где всё ограничилось приходской церковью, священником, учтиво венчающим раздушенного генерала, живую мумию, с заплаканной и разодетой, как жертва, девочкой, продавшей за чин и деньги свою молодость». Картина эта сверкнула подобно молнии на фоне «правильных», кочующих с одного холста на другой мифологических, евангельских и исторических сюжетов, дала повод ещё одному страстному поборнику жизненной правды в изобразительном искусстве художнику Ивану Крамскому заявить: «Фантазии кончились, начинается действительность».

О ТОМ, какое впечатление новая картина производила на современников, говорит хотя бы такой поразительный факт: известный историк и литератор Николай Костомаров, постояв перед ней несколько часов, отказался жениться на молодой девушке. Так, мол, и так, объяснил он невесте, посмотрел я картину Пукирева «Неравный брак» и понял всю противоестественность, невозможность нашей свадьбы. Невеста — в слёзы, но потом тоже сходила на выставку и согласилась, что да, действительно, не украсил бы её жизнь брак со старым профессором-вдовцом.

«Брачная» тема к тому времени, когда Пукирев создавал свою картину, уже вовсю звучала в русской литературе — достаточно вспомнить пушкинских «Евгения Онегина» и «Дубровского», пьесы Александра Островского «Бедная невеста», «Гроза», «Бесприданница». С потрясающей силой отразился мотив неравного брака и в стихах поэта Николая Некрасова:

Мой бедненький цветок в красе

благоуханной,

На радостной заре твоих

весенних дней

Тебя, красавица, пришелец

нежеланный

Сорвал по прихоти своей.

Расчётам суеты покорно

уступая,

Ты грустно отреклась мечтаний

молодых —

И вот тебя скуёт развалина

живая

В своих объятьях ледяных...

И всё-таки не только из книг «выхватил» Василий Владимирович Пукирев прославивший его имя сюжет — он «подсмотрел» его в окружающей жизни. А началось всё с того, что друг художника Сергей Варенцов поведал ему печальную историю своей любви. Прелестная Софья Рыбникова, которой он отдал весь пыл своего первого нежного чувства, по настоянию родителей вышла замуж не за него, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина, причём Варенцов был на её свадьбе… шафером.

Сначала в воображении художника, а потом и в эскизах сюжет этот стал «обрастать» живописными подробностями. Жениха Пукирев решил сделать более дряхлым, чем женившийся на Рыбниковой богач, невеста же стала выглядеть почти девочкой. Кроме того, не фабрикантом изобразил художник «молодожёна», а сухим, чопорным, насквозь казённым чиновником высокого, генеральского ранга, с орденским крестом Владимира II степени на шее и соответствующей этому ордену звездой на груди. Видя слёзы невесты, он даже голову в её сторону не счёл нужным повернуть — лишь, чуть скосив глаза, шёпотом высказывает ей свою досаду.

Среди людей, стоящих за спинами жениха и невесты, особенно выделяется фигура молодого человека со скрещёнными на груди руками. Первоначально у бородача, готового испепелить взглядом «молодожёна», было лицо Варенцова, но тот, увидев неоконченную картину, решительно отказался от чести предстать перед публикой в незавидной роли неудачника в любви. И Пукиреву пришлось переписать голову шафера, причём на сей раз вместо Варенцова он изобразил... самого себя. Вряд ли кто засомневается в этом, когда увидит автопортрет В.В. Пукирева, написанный в 1868 году...

А закончить рассказ о блистательном дебюте Василия Владимировича Пукирева, крестьянина по рождению, сумевшего взлететь в своём творчестве на недосягаемую для многих собратьев по искусству высоту, хочется строками из исторического обзора всё того же Владимира Васильевича Стасова «Двадцать пять лет русского искусства»: «Неравный брак» Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли ещё не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел её на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики. Неужели горя и страшных мук меньше оттого, что они произошли не две и три тысячи лет назад, а вчера или сегодня и не в парадных местах, и не в парадных тогах, а в самых ординарных углах и во фраках и накрахмаленных юбках? Каких терзаний натерпелась бедная жертва, и какая героическая решимость — перед приказаниями грозного папаши или тётеньки, а пожалуй, и ещё более грозной повелительницы, самой царицы-Нужды (эта не уступит никакому самодуру-папаше и никакой безумной тётушке!). Какая героическая решимость должна была создаться в этом бледном золотушном созданьице! Это говорят её опухшие от долгих слёз глаза, и упавшая с венчальной свечой рука, и поникшая под свадебным вуалем головка, рядом с беззубым, разрушающимся, но распомаженным на последних своих сединах генералом. Подобострастный священник, учтиво и галантерейно совершающий обряд в тяжёлой кованой своей ризе, молодой прежний жених, в отчаянии сложивший руки и молча гложущий свою любовь, исподлобья серьёзно поглядывающая сваха — это всё необыкновенно жизненные и правдивые типы. Вcё русское общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило её. Академия принуждена была поскорее присудить Пукиреву профессорский диплом...»

...Так сложилось, что ничего, превосходящего «Неравный брак» по изобразительному мастерству и силе воздействия на зрителей, Пукирев создать не смог — в 1873 году из-за болезни он вынужден был оставить преподавание в Академии художеств и умер в Москве в крайней бедности. Лишь одна из газет почтила его память некрологом, отметив, что «среди товарищей и учеников он оставил о себе тёплое воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

Просмотров: 248

Другие статьи номера

Нашей дружбе жить!

В НАШ ДОМ пришёл пакет из Болгарии. На большой красивой открытке красные розы. Яркие цветы напомнили Казанлыкскую долину — долину роз. А слова под розами, написанные на русском языке, согрели сердце.

Но лучше привести полный текст. Итак:

«Дорогие друзья! От всей души поздравляем вас со столетием Великого Октября! Глубокий поклон перед подвигом русского народа, совершившего социалистическую революцию, благодаря которой весь мир изменился навсегда.

Родина — имя женское
Фракция КПРФ вместе с «Всероссийским женским союзом — «Надежда России» 28 ноября провела в Государственной думе «круглый стол» на тему «День матери в России». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, депутаты региональных парламентов, представители федеральных и местных органов власти, общественных женских организаций, гости из ближнего зарубежья, молодёжь и студенчество.
Трамп вновь рассердил женщин
Президенту США Дональду Трампу пока никак не удаётся выполнить одно из своих главных предвыборных обещаний — поставить крест на Обамакэа (законе о доступном здравоохранении, введённом его предшественником).
Один из самых ярких политиков Франции
В Париже, в здании ЦК Французской коммунистической партии, знаменитом творении великого бразильского архитектора коммуниста Оскара Нимейера, открыта выставка, посвящённая Жоржу Марше — генеральному секретарю ФКП с 1972 по 1994 год.
Новая форма политического диалога
В Пекине продолжаются мероприятия Диалога между КПК и политическими партиями на высоком уровне во всём мире. Встреча открылась выступлением генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. В рамках форума позицию КПРФ представил заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков.
Мусульмане штурмуют Европу
В ближайшие годы число мусульман в Европе значительно вырастет, возможно, в несколько раз. Это прогнозируют авторы исследования, проведённого аналитическим фондом Pew Research Center. Немецкой газете «Вельт» удалось ознакомиться с его результатами.
Пульс планеты
ПХЕНЬЯН. Опасной провокацией, ставящей регион на грань ядерной войны, назвали в КНДР крупнейшие в истории совместные американо-южнокорейские военно-воздушные учения «Бдительный ас», начавшиеся 4 декабря. В манёврах задействованы более 230 самолётов ВВС США и Южной Кореи, в том числе самолёты пятого поколения: по шесть истребителей F-22 «Рэптор» и истребителей-бомбардировщиков F-35A, а также два стратегических бомбардировщика B-1B «Лэнсер», предназначенных для нанесения ядерных ударов. В заявлении Северной Кореи говорится, что размещение у полуострова американских авианосцев с баллистическими ракетами показывает, «кто является настоящим фанатиком ядерной войны».
Автобусы для Кубы — хорошие и разные

ГЛАВНЫЙ китайский производитель пассажирских автобусов Yutong представил новые модели автобусов на 35-й Гаванской международной торговой ярмарке, сообщает Синьхуа.

Представители компании Yutong совместно с кубинскими чиновниками приняли участие в презентации машин, которые скоро будут использоваться в столице Кубы для перевозки иностранных туристов.

Терроризм на государственном уровне

Руководство Компартии Украины прилагает все усилия, чтобы международное сообщество знало всю правду из первых уст о событиях, происходящих в стране.

ТАК, 2 ДЕКАБРЯ в итальянском Милане состоялась конференция на тему «Украина под атаками американского империализма, НАТО, ЕС и нацистов-фашистов», организованная руководством Итальянской коммунистической партии и Международным отделом ИКП.

Впереди Тургеневский год
200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева 9 ноября 2018 года станет датой мирового значения. Об этом шла речь на недавнем заседании Президиума Центрального Комитета КПРФ. Принято решение достойно её отметить.
Все статьи номера