Главная  >  Номера газеты  >  №135 (30486) 2—5 декабря 2016 года  >  Спасение на водах

Спасение на водах

№135 (30486) 2—5 декабря 2016 года
5 полоса
Автор: Альберт СПЕРАНСКИЙ. Председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».

Российский профсоюз моряков подвёл итоги своей работы

В «Правде» от 11—14 ноября этого года была напечатана небольшая заметка о забастовке в норвежском порту экипажа траулера «Павел Копытин», который несколько месяцев был вынужден жить без зарплаты. Вот что предшествовало этой забастовке. Моряки заплатили от 30 до 50 тысяч рублей за трудоустройство кадровым агентствам, называемым круинговыми компаниями. Им купили билеты до Мурманска, а уже оттуда отвезли в Норвегию. На месте выдали два контракта: в одном была указана зарплата в рублях, эквивалентная 300 долларов, во втором — якобы премии. Трудовые книжки у них забрали и увезли в порт приписки траулера Южно-Сахалинск. Владельцем судна является ЗАО «Альбакор Прим», зарегистрированное в обыкновенной квартире в Южно-Сахалинске с отключённым телефоном. Ещё полгода назад профсоюз обратился в транспортную прокуратуру с заявлением о привлечении ЗАО «Альбакор Прим» к ответственности за мошенничество.

ПОДОБНАЯ СХЕМА заключения контрактов не оставила работникам выбора, поскольку денег на обратную дорогу из Норвегии у них не было. И пришлось им вместо указанной в контракте 40-часовой рабочей недели вкалывать по 16 часов в сутки с 8-часовым отдыхом.

В начале октября рыбаки траулера отказались выходить на работу из-за долга по зарплате за три месяца. Основная часть заработка перечислялась якобы на банковские счета рыбаков в южнокорейский Пусан. Там же находился и бухгалтерский офис для расчёта с моряками. Итак, флаг — Российской Федерации, а деньги — в Корее. Попробуй дотянись до этой бухгалтерии. Такой расклад даёт немалые возможности владельцу манипулировать с зарплатой моряков.

Когда началась забастовка, судовладелец прислал не деньги, а распоряжение поставить судно в отстой. Рыбаков фактически выгнали с работы. Не подчинишься — вызовут полицию, которая депортирует до границы. Поэтому моряки решили вернуться домой по-доброму. Контора сразу оплатила билеты: видимо, собственники хотели как можно скорее избавиться от забастовщиков. Сами же рыбаки решили продолжить борьбу с судовладельцем уже на берегу. Обратились в профсоюз. В начале ноября Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) подготовил заявление в защиту прав и интересов рыбаков «Павла Копытина» в Генпрокуратуру РФ. Операция по защите началась.

ОХОТА современного капитала за деньгами моряков начинается ещё на берегу. Набор экипажей ведут круинговые компании. На сегодняшний день их, по данным СМИ, в стране почти семьсот, но лицензиями обладают всего около 250 организаций. Остальные пытаются предоставлять услуги трудоустройства, не имея на то законного права и не давая морякам никаких гарантий. При этом они не забывают потребовать от ищущих работу взнос перед трудоустройством: якобы на оформление визы, оплату проезда, страховки и т.п. После нескольких месяцев ожидания моряк может с удивлением узнать, что он вёл переговоры об устройстве на работу с фирмой информационно-консультационных услуг, которая ни за что не отвечает.

На одном из морских форумов пострадавший от лжекруинга так рассказывал о случившемся: «Подписал все документы, внёс оплату, которую потом должны были компенсировать. Обещали связаться со мной за два дня до отправки в рейс, но мне так никто и не позвонил. На звонки не отвечают, офис компании закрыт. А на двери висит объявление: «Сдаётся в аренду».

По нашему законодательству, интересы работников на местном уровне должны представлять первичные профсоюзные организации, действующие в рамках предприятия. При этом абсолютно не учитываются особенности работы организаций малого и среднего бизнеса, где, как правило, численность работников невелика.

Представьте себе судоходную компанию, у которой в эксплуатации находится пара-тройка арендованных на время судов с численностью плавсостава порядка пятидесяти человек. При существующей ситуации профсоюзу, чтобы вести переговоры по заключению коллективного договора, нужно в обязательном порядке создать первичную организацию. Это явный абсурд. Поэтому коллективные договоры с владельцами судоходных компаний заключают непосредственно региональные отделения профсоюза. В этих договорах обозначена нижняя планка зарплаты моряков.

НЕДАВНО Российский профсоюз моряков подвёл очередные итоги своей работы. В Санкт-Петербурге прошёл VIII съезд РПСМ, в котором приняли участие 115 делегатов, а также президент Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Падди Крамлин и генеральный секретарь ITF Стив Коттон. Значимость этому форуму прибавило и то, что в ноябре этого года РПСМ исполнилось 25 лет. Это мощная организация, которая защищает права наших моряков в 125 странах мира.

Особое внимание съезд уделил вопросам заработной платы моряков, работающих на российских судах. Среди судовладельцев ширится практика установления официальных окладов морякам на уровне действующего в России минимального размера оплаты труда (около 7 тысяч рублей), остальное, как говорится, на словах и в конверте. Профсоюз видит решение этого вопроса в законодательном установлении минимального уровня оплаты труда для членов экипажей российских морских судов, который уже установлен комиссией Международной организации труда (МОТ). Для России это, без учёта сверхурочных и отпускных, — 614 долларов.

Часто судовладельцы вообще по нескольку месяцев задерживают экипажам зарплату, а то и вовсе бросают их у чужого берега без питания и воды. Вот в какую дикую ситуацию загнали экипаж судна «Navistar», приписанного к компании в Ростове-на-Дону. Моряки в течение двух месяцев не могли добиться от работодателя выплаты заработной платы. В результате они написали письмо в РПСМ с просьбой о помощи:

«Нам не хотят ликвидировать задолженность по заработной плате, не собираются давать замену пяти членам экипажа, у которых истекли сроки контрактов, до тех пор пока мы не доставим груз в Турцию. А судно наше в аварийном состоянии. Оно должно было стать на капремонт в Турции, но по пути туда попало в сильный шторм. Двигатель заклинило, и мы неделю дрейфовали в открытом море, прежде чем смогли связаться с руководством. Нас отбуксировали в ближайший порт на Мальте. Поломка двигателя столь серьёзная, что мы не можем продолжать рейс. Тем не менее судовладелец требует, чтобы мы доставили груз, хотя это не только технически невозможно, но и опасно для жизни экипажа. Мы и так чуть не погибли во время шторма, в ходе которого двигатель пришёл в полную негодность. Просим вас: помогите, экипаж практически брошен на произвол судьбы».

Морской профсоюз знает, на какие кнопки нажимать, к кому обращаться. Задолженность по зарплате перед моряками этого судна была погашена, иначе судно могло быть арестовано. Отправились к семьям и те, кого по истечении срока контракта задержали на судне.

Как рассказал на съезде инспектор РПСМ по городу Находке Николай Суханов, согласно кодексу торгового мореплавания, управляющая компания обязана заключать с экипажем коллективный договор по международным стандартам. Он обязывает не только вовремя выплачивать зарплату, но и нести социальные обязательства. Например, создавать на корабле достойные условия жизни, а в случае гибели моряка единовременно выплатить родственникам 100 тысяч долларов.

В случае невыполнения обязательств судно будет арестовано в любом порту, где работает международный профсоюз моряков. Если и судно, и оператор, и флаг на борту российские, то коллективный договор составляется с участием РПСМ. Естественно, собственникам с прибыли необходимо платить налоги, зарплату морякам выдавать «белую», выделяя положенную часть в Пенсионный и прочие социальные фонды.

Николай Суханов недавно получил SOS от моряков теплохода «Прогресс»: «Нам не платят зарплату 4 месяца. Помогите!!!» Теплоход был на подходе к порту. Николай Михайлович тут же связался с прокуратурой и попросил организовать проверку, в ходе которой моряки должны были написать заявления о невыплате зарплаты.

Как только рефрижератор «Прогресс» встал на разгрузку к причалу, на палубу поднялась комиссия Дальневосточной транспортной прокуратуры. А спустя час на борту был представитель управляющей компании — оператора судна, что находится в южнокорейском Пусане. Он тут же предложил комиссии уладить дело миром: погасить экипажу долг по зарплате без возбуждения уголовного дела. Ещё через три дня 100 тысяч долларов поступили на счета моряков.

— «Прогресс» сейчас ходит под российским флагом, — рассказал Николай Суханов. —Судовладелец — тоже россиянин, но сдаёт теплоход в аренду. Оператор, будучи иностранцем, не платит российских налогов. А управляя кораблем под российским флагом, не попадает под юрисдикцию международного морского права. Вот такой офшор на воде. «Крайним», как всегда, оказался экипаж. У 22 моряков «Прогресса» только договоры, но нет записи в трудовой книжке, не идёт стаж, не бывает больничных.

Морякам дважды повезло: они смогли дозвониться до профсоюза, а судно зашло в порт Находка. Если бы теплоход был вдали от России, команде ещё долго пришлось бы ждать погашения долгов по зарплате.

Николай Суханов приложил массу усилий, чтобы наладить отношения с силовыми структурами. Вместе с Дальневосточной прокуратурой и следственным управлением они создали прецедент в правоприменительной практике. Отныне суда, на борту которых ущемлены права моряков, можно задерживать в российских портах вне зависимости от порта приписки.

ТРИЖДЫ В ГОД на Дальнем Востоке России проводятся Недели борьбы с «удобным» флагом. Проверяются условия труда и быта моряков и наличие на судах коллективного договора, одобренного ITF. В результате за последнее время РПСМ сумел подписать коллективные договоры на 23 судах.

Первое, что в профсоюзе спрашивают у моряка, попавшего в беду: почему он, прежде чем уйти в рейс, не поинтересовался в профсоюзной организации, что это за компания, как в ней обстоят дела с выплатой заработной платы, составляется ли там официальный трудовой договор. Он обычно отвечает, что не слышал о профсоюзе и не знал, где можно получить такую информацию. Тогда человеку предлагают написать заявление и вступить в профсоюз. После этого юристы и адвокаты начинают заниматься его делом. Профсоюз связывается с инспекторами ITF в других странах мира и просит надавить на судовладельца, чтобы он выплатил зарплату моряку из Находки.

Когда судно заходит в иностранный порт, инспектор ITF поднимается на его борт, выставляет требование и обследует условия, в которых работают моряки. Чаще всего там отсутствуют трудовой и коллективный договоры, зато есть задержки по заработной плате. Зачастую на таких судах нарушаются многие международные требования, низкая зарплата, плохое питание, отсутствие спецодежды. А в таких европейских странах, как Норвегия, Финляндия и Швеция, если после проверки судна под «удобным» флагом выясняется, что на нём не подписан коллективный договор, то оно, даже несмотря на отсутствие жалоб со стороны моряков, из порта просто не выйдет.

Иногда моряки немного лукавят, когда говорят, что не знают о РПСМ. Дело в том, что очень часто при поступлении на работу им задаётся вопрос, являются ли они членами РПСМ или нет. Недобросовестные судовладельцы избегают встречи с профсоюзом! Ясно, что члены РПСМ среди работников им просто не нужны. Они прекрасно понимают, что после того, как моряк отработает месяц-полтора и ему не заплатят заработную плату, он обратится в профсоюз и тот сразу примет меры. Это грозит серьёзными штрафами, задержками судна и другими санкциями, которые профсоюзы могут предпринять. А зачем это хозяину судна…

Только в 2015 году в портах Владивостока, Ванина, Холмска, Находки были выплачены задолженности по зарплате 13 экипажам. Во всех случаях накладывался запрет на выход в море судам, имеющим долги по оплате труда моряков. И такое происходит во всех портах России.

В рамках VIII съезда РПСМ были приняты восемь резолюций, направленных на решение основных проблем моряков России. В частности, были затронуты право женщин осваивать морскую специальность, защита национального морского рынка труда, а также проблемы судовой медицины и морского образования в России.

Делегаты съезда выразили обеспокоенность в связи с возможным увеличением максимального срока оформления удостоверений моряка с 15 дней, установленных сейчас, до шести с половиной месяцев. Как поясняют в минтрансе РФ, такой срок необходим для проверки возможной причастности моряков к экстремистской или террористической деятельности. Планируемое изменение приведёт к нарушению права моряков на труд по выбранной профессии. Они подолгу не смогут устроиться на работу.

Дикий капитализм расплодил множество мошенников, от которых трудящимся нужно уметь обороняться. Независимый Российский профессиональный союз моряков организует такую круговую оборону против морских жуликов. Хочется пожелать ему: «Так держать!»

Просмотров: 630

Другие статьи номера

Учитесь, боритесь вместе с нами!

Растут ряды донской комсомольской гвардии

МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Ленинского коммунистического союза молодёжи появилось в Белокалитвинском районе Ростовской области. На его территории в этом году уже были созданы комсомольские ячейки, но единой красной молодёжной организации в районе не было. Ребята мечтали о сильной, сплочённой коммунистической команде, не один месяц вели работу по подбору и подготовке молодых кадров. Накануне члены первичных отделений ЛКСМ — Шолоховского, Виноградновского и Синегорского — провели организационное выездное собрание. Его участники избрали комитет Белокалитвинского районного отделения ЛКСМ, наметили планы на будущее, обсудили задачи, которые предстоит решить в ближайшее время новому комсомольскому подразделению.

Подвиг шагнул на экран
«Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков. И в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов», — поётся в известной песне, ставшей гимном Москвы. Сколько их было — двадцать восемь, а может, больше или меньше — никто не знает и не узнает никогда. Двадцать восемь — эта цифра появилась отнюдь не во фронтовых сводках, просто это был список бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова, занявших оборонительную позицию между станцией Дубосеково и деревней Нелидово.
США: выборы прошли — схватка продолжается
В Москве по одному из центральных телеканалов выступил маститый американский политолог. Он сравнил избранного президента США Дональда Трампа с обезьяной, которая взялась управлять огромным пассажирским авиалайнером. И добавил, что сам он не хочет лететь на таком самолёте. Журналисты шутят: видимо, скоро ещё один политэмигрант покинет Соединённые Штаты.
Пульс планеты
БОГОТА. Обе палаты колумбийского парламента одобрили новое соглашение о мире между правительством страны и повстанческой группировкой Революционные вооружённые силы Колумбии (РВСК). Отредактированный договор был подписан 24 ноября президентом Хуаном Мануэлем Сантосом и главой РВСК Родриго Лондоньо Эчеверри. Это произошло после того, как первый документ был отклонён по результатам октябрьского референдума.
Ликвидация под видом оптимизации
Реорганизация Национальной академии наук (НАН) уничтожит последние остатки научного потенциала Киргизии. В этом уверены учёные, которые в знак несогласия с реформой вышли на акцию протеста. Руководство самой Академии, однако, поддержало правительственный план «оптимизации», вылившийся в сокращения штата и ликвидацию целых институтов.
Демонтированная память
ПЯТИКОНЕЧНУЮ ЗВЕЗДУ в окружении лаврового венка демонтировали на днях с 23-метровой Колонны Победы (до 1989 года — Памятник Благодарности), установленной в 1945 году на площади Свободы в польском Старгарде и являющейся частью мемориала советских солдат. Мэр города Славомир Пайор заявил, что монумент, в элементах которого есть, дескать, серьёзные повреждения, в 2017 году будет перенесён с площади. И это несмотря на многочисленные протесты местных жителей, у которых, в отличие от нынешних польских властей, есть благодарная память.
Меланшон снова единый кандидат

Коммунистическая партия Франции назвала своего кандидата на президентских выборах 2017 года. Им стал, как и в 2012 году, известный левый политик Жан-Люк Меланшон.

ОДНАКО если четыре года назад он шёл на выборы сразу как единый кандидат от Левого фронта (ФКП, Левая партия и союз партий «Ансамбль»), то в этом году, ещё в феврале, он заявил о своём участии в выборах на базе вновь созданного движения «Франция непокорённая». Успешная избирательная кампания Меланшона с опорой на группы поддержки, созданные не только во Франции, но и во всём мире (в настоящее время их более тысячи), широкое обсуждение программы с помощью новейших информационных технологий обеспечили кандидату постоянно растущий рейтинг.

Игра на нервах с помощью ракет

На юге Украины стартовали учения с ракетными стрельбами, подготовка которых вызвала неприятный резонанс и вновь осложнила отношения между Киевом и Москвой.

ИЗ-ЗА УКРАИНСКИХ ракетных стрельб войска ПВО Крыма переведены на усиленный режим, а корабли Черноморского флота России вышли в море.

Разрушение под лепет обещаний

Трудный опыт работы коммунистов в трудовом коллективе

Охватившая капиталистическую Россию страсть к разрушению заметно проявилась в сфере городского транспорта. В частности, во многих российских городах методично уничтожаются трамваи и троллейбусы. На место устаревших, неэффективных, но всё же работающих городских и муниципальных транспортных предприятий приходят наглые частники. Они закупают дешёвенькие «душегубки» и нанимают в качестве водителей несостоявшихся гонщиков... А отправляемые в утиль трамваи и троллейбусы — это многие тонны не только чёрного, но и цветного металла. Но ещё привлекательнее освобождающиеся городские площади — под застройку для строительных фирм детишек местных начальников.

Вести из Тюменской области

Депутаты-коммунисты пришли к рабочим

РУКОВОДИТЕЛЬ фракции КПРФ в областной Думе, первый секретарь Тюменского обкома КПРФ Тамара Казанцева и депутат-коммунист городской думы Тюмени Александр Чепик встретились с рабочим коллективом завода «Профмодуль». Беседа, организованная членом КПРФ Александром Пушниковым, проходила в обеденный перерыв прямо в цехе, где производятся сэндвич-панели, основная продукция этого предприятия. На встрече присутствовали более сорока человек.

Все статьи номера