Главная  >  Номера газеты  >  №135 (30486) 2—5 декабря 2016 года  >  Русская рулетка московских дорог

Русская рулетка московских дорог

№135 (30486) 2—5 декабря 2016 года
2 полоса
Автор: Мария ПАНОВА.

Водители автобусов рассказали корреспонденту «Правды» о том, что поездки москвичей на городском транспорте становятся всё более рискованными.

ИНОГДА, казалось бы, самая обыденная вещь вдруг открывается нам с неожиданной стороны. Что может быть привычней, чем обычный муниципальный транспорт, которым мы, не задумываясь, пользуемся буквально каждый день по нескольку раз. Мы думаем, что знаем о нём практически всё, наше недовольство по поводу опозданий, сокращения маршрутов, холодных салонов зимой и жарких летом, толчеи, хамства водителей и т.п. обсуждается со всех сторон и во всех возможных формах. Тем не менее это лишь верхушка айсберга десятилетиями накапливающихся проблем.

Странное дело, ежедневно мы видим затылки людей, которые крутят баранку, иногда что-то спрашиваем у них или вступаем в перебранку, однако мало кто догадывается о проблемах этих трудяг. Проблемах, которые не могут быть исключительно их личным делом по одной простой причине: от самочувствия этих людей во многом зависит, доедем ли мы не только в срок, но живыми-здоровыми до пункта нашего назначения. После разговора с несколькими московскими шофёрами у меня, честно говоря, этой уверенности поубавилось.

Собеседники просили меня не называть их имён и номеров автопарков, в которых они работают. Понять это можно: как и многие сегодня, они боятся говорить открыто.

Вот Борис, самый разговорчивый, жил прежде в Ташкенте: «Фруктов — во, завались! Они там копейки стоят. Развалился Союз. Работы нет. Денег нет. Уехали в Россию». Обосновался с семьёй в Пензенской области. Деревянный домишко. Потолки низкие. В технике разбирался, отремонтировал соседке стиральную машину. Она за это принесла ведро картошки. Однако долго таким натуральным хозяйством не протянешь. Работы настоящей нет: всё развалилось. Местные отправляются работать кто в Питер, кто в Москву. Вот и Борис уже 17 лет ездит в столицу, водит длинный «с гармошкой» автобус. Скоро на пенсию — хочется доработать, несмотря на все трудности.

А трудностей этих, как оказалось, пруд пруди. Сейчас самая обсуждаемая тема в шофёрской среде — урезание зарплаты. Борис говорит, прежде платили 80—100 тысяч рублей, сейчас 50—60.

Но и на эти деньги рассчитывать не приходится. «Штрафы» — ещё одна очень болезненная тема.

— Пережёг (перерасходовал) лишку солярки — возьмут из твоего кармана, — жалуется молодой парень. — Научились выручать друг друга: новый автобус меньше расходует топлива. Отдаём тому, у кого старый автобус. Везде свои тонкости.

Шофёры уверяют, что от четверти до трети их зарплаты составляют так называемые премиальные выплаты. И это весьма лакомый кусок для руководства: можно дать, а можно и не дать. Причём критерии такого решения оставлены во многом на усмотрение самого начальства. Это не только инструмент поощрить лояльного и наказать строптивого, но, по словам шофёров, и основа коррупционного бизнеса. Например, технические службы отказываются устранять неисправность («запчастей нет»), за которую и штрафуют. Штрафуют за высадку и посадку пассажиров в неположенном месте, когда невозможно подъехать к остановке, оккупированной «бомбилами» и левыми маршрутками. Автоматически лишают всех премиальных за месяц в случае любого ДТП, даже если сотрудник автопарка в нём не виноват.

Понятно, что трудягам приходится в такой ситуации «крутиться». По словам шофёров, возможны разные пути «решения проблем». Например, ежемесячная плата нужному человеку за гарантию того, что штрафов не будет. Второй вариант более изобретательный: «откат» должностному лицу (обычно до 50 процентов) за решение о возврате ранее удержанной премии.

Но этим шофёрские траты не ограничиваются. Чтобы получить в конце месяца более-менее приличную зарплату, нужно набрать норму часов. Для этого за выезд на линию нужно «дать на лапу» несколько тысяч и ещё несколько сотен за техосмотр.

— Москвичей почти нет. Работают в основном старики, которые пытаются дотянуть до пенсии, — говорит Борис. — Вся центральная Россия здесь, в Москве. Саратовская, Волгоградская, Ульяновская, Пензенская, Калужская, Рязанская… Ну, может, из Татарстана почти никого нет. Понабрали граждан из СНГ, молдаван. Украинцев было раньше много, но большинство поувольнялись. Гастарбайтеры не как мы, они безмолвно платят начальнику колонны за новый автобус и нарядчице — за хороший выход и норму часов. Они будут и в автобусах спать после смены, и деньги начальству нести, они тут никто, как рабы. А москвичей невыгодно брать: они грамотные, свои права качают.

Водители жалуются и на плохое состояние «подвижного состава». Запчастей или вообще нет, или некачественные, ремонтники неквалифицированные. Воровство — это само собой, и у предприятия, и друг у друга: в кабине лучше ничего не оставлять.

— Постоянное напряжение. Постоянно ненормированный рабочий день, авралы, — вздыхает Борис. — Зарплата снижается — объём работы всё время растёт. Днём — сплошные пробки. Я ночью работать больше люблю, но в последнее время нехорошая тенденция: двоих шофёров у нас подрезало хулиганьё — ткнули ножиком.

— Молодым тут делать нечего, — вступает в разговор молчавший до того водитель. — Подъём в 3 утра. В 3.30 уже в парке: продувка, осмотр, постоянные скандалы из-за недостатка ГСМ в баках, опись повреждений, всё такое… Потом линия, заправка и мойка, а оплата идёт только за время на маршруте, то есть 3—4 часа бесплатно!

— Молодые шофёры не выдерживают — увольняются. Каторга, — подтверждает Борис. — Работаю с 4 утра до 11 вечера. Недоедаем. Недосыпаем.

И отдохнуть после напряжённого труда негде. Водители говорят, общежитие у них отобрали. Сейчас совместно снимают квартиру — по пять тысяч «с носа». В одной комнате живут пять человек.

— Целая орава мужиков. Понятно, не высыпаемся. Кто-то приспособился — нашёл москвичку. Некоторые так и живут на две семьи: одна здесь, в Москве; а другая там, к примеру, в Саратове.

И вот эти невыспавшиеся, плохо питающиеся, нервные, необустроенные люди садятся за баранку и перевозят миллионы пассажиров. Удивляться ли тому, что, например, в прошлом году у водителя автобуса Рамиля Хасанова, который работал по 11—14 часов ежедневно, за рулём случился инсульт, он потерял сознание, и неуправляемый автобус, снося всё на своём пути, врезался в остановку «Детская поликлиника» на Новощукинской улице. Погибли семилетний ребёнок и 63-летняя женщина, ещё пятеро, в том числе два ребёнка, получили тяжёлые травмы.

В этом году на Боровском шоссе рейсовый автобус №830 столкнулся с грузовиком, водитель погиб. Другой автобус врезался в столб на Мичуринском проспекте, удар был такой силы, что кабина превратилась в груду искорёженного металла, водителя пришлось доставать спасателям. Если подобные аварии с тяжёлыми последствиями возникают не ежедневно, то за это нужно благодарить трудяг, которые на пределе возможностей, практически в экстремальных условиях работают на маршрутах.

Просмотров: 468

Другие статьи номера

Учитесь, боритесь вместе с нами!

Растут ряды донской комсомольской гвардии

МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Ленинского коммунистического союза молодёжи появилось в Белокалитвинском районе Ростовской области. На его территории в этом году уже были созданы комсомольские ячейки, но единой красной молодёжной организации в районе не было. Ребята мечтали о сильной, сплочённой коммунистической команде, не один месяц вели работу по подбору и подготовке молодых кадров. Накануне члены первичных отделений ЛКСМ — Шолоховского, Виноградновского и Синегорского — провели организационное выездное собрание. Его участники избрали комитет Белокалитвинского районного отделения ЛКСМ, наметили планы на будущее, обсудили задачи, которые предстоит решить в ближайшее время новому комсомольскому подразделению.

Подвиг шагнул на экран
«Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков. И в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов», — поётся в известной песне, ставшей гимном Москвы. Сколько их было — двадцать восемь, а может, больше или меньше — никто не знает и не узнает никогда. Двадцать восемь — эта цифра появилась отнюдь не во фронтовых сводках, просто это был список бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова, занявших оборонительную позицию между станцией Дубосеково и деревней Нелидово.
США: выборы прошли — схватка продолжается
В Москве по одному из центральных телеканалов выступил маститый американский политолог. Он сравнил избранного президента США Дональда Трампа с обезьяной, которая взялась управлять огромным пассажирским авиалайнером. И добавил, что сам он не хочет лететь на таком самолёте. Журналисты шутят: видимо, скоро ещё один политэмигрант покинет Соединённые Штаты.
Пульс планеты
БОГОТА. Обе палаты колумбийского парламента одобрили новое соглашение о мире между правительством страны и повстанческой группировкой Революционные вооружённые силы Колумбии (РВСК). Отредактированный договор был подписан 24 ноября президентом Хуаном Мануэлем Сантосом и главой РВСК Родриго Лондоньо Эчеверри. Это произошло после того, как первый документ был отклонён по результатам октябрьского референдума.
Ликвидация под видом оптимизации
Реорганизация Национальной академии наук (НАН) уничтожит последние остатки научного потенциала Киргизии. В этом уверены учёные, которые в знак несогласия с реформой вышли на акцию протеста. Руководство самой Академии, однако, поддержало правительственный план «оптимизации», вылившийся в сокращения штата и ликвидацию целых институтов.
Демонтированная память
ПЯТИКОНЕЧНУЮ ЗВЕЗДУ в окружении лаврового венка демонтировали на днях с 23-метровой Колонны Победы (до 1989 года — Памятник Благодарности), установленной в 1945 году на площади Свободы в польском Старгарде и являющейся частью мемориала советских солдат. Мэр города Славомир Пайор заявил, что монумент, в элементах которого есть, дескать, серьёзные повреждения, в 2017 году будет перенесён с площади. И это несмотря на многочисленные протесты местных жителей, у которых, в отличие от нынешних польских властей, есть благодарная память.
Меланшон снова единый кандидат

Коммунистическая партия Франции назвала своего кандидата на президентских выборах 2017 года. Им стал, как и в 2012 году, известный левый политик Жан-Люк Меланшон.

ОДНАКО если четыре года назад он шёл на выборы сразу как единый кандидат от Левого фронта (ФКП, Левая партия и союз партий «Ансамбль»), то в этом году, ещё в феврале, он заявил о своём участии в выборах на базе вновь созданного движения «Франция непокорённая». Успешная избирательная кампания Меланшона с опорой на группы поддержки, созданные не только во Франции, но и во всём мире (в настоящее время их более тысячи), широкое обсуждение программы с помощью новейших информационных технологий обеспечили кандидату постоянно растущий рейтинг.

Игра на нервах с помощью ракет

На юге Украины стартовали учения с ракетными стрельбами, подготовка которых вызвала неприятный резонанс и вновь осложнила отношения между Киевом и Москвой.

ИЗ-ЗА УКРАИНСКИХ ракетных стрельб войска ПВО Крыма переведены на усиленный режим, а корабли Черноморского флота России вышли в море.

Разрушение под лепет обещаний

Трудный опыт работы коммунистов в трудовом коллективе

Охватившая капиталистическую Россию страсть к разрушению заметно проявилась в сфере городского транспорта. В частности, во многих российских городах методично уничтожаются трамваи и троллейбусы. На место устаревших, неэффективных, но всё же работающих городских и муниципальных транспортных предприятий приходят наглые частники. Они закупают дешёвенькие «душегубки» и нанимают в качестве водителей несостоявшихся гонщиков... А отправляемые в утиль трамваи и троллейбусы — это многие тонны не только чёрного, но и цветного металла. Но ещё привлекательнее освобождающиеся городские площади — под застройку для строительных фирм детишек местных начальников.

Вести из Тюменской области

Депутаты-коммунисты пришли к рабочим

РУКОВОДИТЕЛЬ фракции КПРФ в областной Думе, первый секретарь Тюменского обкома КПРФ Тамара Казанцева и депутат-коммунист городской думы Тюмени Александр Чепик встретились с рабочим коллективом завода «Профмодуль». Беседа, организованная членом КПРФ Александром Пушниковым, проходила в обеденный перерыв прямо в цехе, где производятся сэндвич-панели, основная продукция этого предприятия. На встрече присутствовали более сорока человек.

Все статьи номера