Главная  >  Номера газеты  >  №131 (30482) 24 ноября 2016 года  >  Опять палки в колёса белорусской экономики?

Опять палки в колёса белорусской экономики?

№131 (30482) 24 ноября 2016 года
1 полоса
Автор: Олег ЧЕРКОВЕЦ. Доктор экономических наук.

Чем предаваться фантазиям на тему «сдаст» или «не сдаст»

Дональд Трамп своих союзников по НАТО, российскому руководству пора прекратить портить отношения с собственным главным союзником и ближайшим соседом

«ПРАВДА» уже писала о том, как всё последнее время российские государственные СМИ взахлёб представляли Дональда Трампа чуть ли не как будущего союзника Москвы. Тем более показательно, что параллельно с нагнетанием подобных лживых и одновременно опасных фантазий продолжались вполне реальные выпады против главного союзника и ближайшего соседа нашей страны — Белоруссии.

Вообще, необходимо напомнить, что на сегодняшний день, в канун 25-летия трагической даты — преступного развала Советского Союза в Беловежской пуще и последующего образования СНГ, — Россия, помимо общих громких слов и деклараций, по-прежнему не имеет никакого реального стратегического видения развития своих отношений с соседями, ещё недавно бывшими братскими союзными республиками единой страны. Это относится и к самому близкому официальному партнёру по СНГ — участнице Союзного государства Республике Беларусь.

И удивляться этому не приходится. Российский олигархический капитал, какой бы окраски он ни был — «либеральной» или псевдопатриотической, и обслуживающая его интересы власть совсем не заинтересованы в том, чтобы российские избиратели — особенно в преддверии президентских выборов 2018 года! — ещё раз воочию увидели преимущества иной социально-экономической системы. Той, что уже более 20 лет развивается и демонстрирует очевидные успехи в соседней братской стране.

Оттого и не реализуются огромные интеграционные возможности экономик России и Белоруссии, потому-то вместо сложения потенциалов и развития на этой основе взаимовыгодной кооперации российские власти практически каждый год продолжают вставлять палки в колёса белорусской экономики.

Вот и в нынешнем году лишь совсем недавно завершились очередные трения по цене поставляемого в Белоруссию газа. А ведь переход на единые тарифы на поставляемый субъектам хозяйствования обеих стран газ предусматривался ещё Договором о создании Союзного государства 17 лет назад. Даже Ельцину, подписавшему со стороны России этот исторический документ, под конец его пребывания у власти и то стало понятно, что без подобной меры невозможно по-настоящему двигать интеграцию! И вот прошло столько лет, а воз и ныне там: природный газ по-прежнему используется российским правящим классом либо для попытки очередного давления на соседей, либо для элементарного набивания карманов представителей этого самого класса. Словом, для чего угодно, но только не для укрепления экономических возможностей обеих братских стран в интересах их народов.

Поэтому лишь со следующего года, и то, как говорится, со скрипом, российская сторона согласилась поставлять Белоруссии газ по цене как для Смоленской области плюс небольшая надбавка. А уж какие только аргументы весь предыдущий период не использовали проправительственные российские СМИ, чтобы оправдать желание российского руководства этого не делать! Тут и «особая важность доходов от продажи газа для федерального бюджета» — и это несмотря на постоянные заявления с самого высокого уровня российской власти о том, что страна-де «сходит с сырьевой иглы». Тут и упрёки белорусским партнёрам в том, что у них, мол, «слишком сильный уровень государственной поддержки производителей», оттого-де в случае равной цены за поставляемый газ последние будут иметь явное преимущество перед российскими.

Но ведь последний аргумент — это вообще из серии «с ног на голову». Ведь государственная поддержка своих производителей — это визитная карточка любой современной развитой экономики, и Белоруссия здесь — не исключение. А вот исключением, к нашему большому сожалению, продолжает оставаться Россия с её доминированием порочных либерально-гайдаровских методов в организации экономики. Так вместо того чтобы покончить с этим позорным наследием и начать наконец как следует поддерживать собственных промышленных и сельхозпроизводителей, российская так называемая элита обвиняет в такой успешной поддержке своих соседей. Как говорится, нет у меня, так я и соседу палку в колёса вставлю…

А ведь именно благодаря такой поддержке небольшая Белоруссия поставляет в большую Россию чуть ли не всю линейку промышленных товаров (за исключением разве что авиатехники) и огромную массу мясомолочной продукции, что свидетельствует лишь об одном: сама Россия производить всё это не в состоянии. И ей бы только радоваться, что в таких условиях гарантированные поставки осуществляет братская и союзническая страна, да ещё и находящаяся рядом. Это позволяет не бояться неожиданных неприятностей в виде каких-либо санкций плюс естественным образом экономить на транспортных издержках. Разве это не прямая выгода потребителям обеих стран?

К примеру, недавно в ходе проведения агропромышленной выставки «Золотая осень» на ВДНХ в Москве министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв вновь напомнил, что полностью вопрос с обеспечением россиян отечественным молоком будет решён в течение 10 лет. Позвольте, но ведь, помнится, точно такая же цифра звучала ещё два с лишним года назад при предшественнике нынешнего главы минсельхоза, вскоре после начала действия западных санкций и ответных российских антисанкций. Получается, за прошедшее время на фоне определённых успехов в птицеводстве и свиноводстве каких-либо заметных сдвигов в самой трудоёмкой и капиталоёмкой области животноводства — выращивании бурёнок — не произошло. А без этого как можно говорить о полноценной продовольственной независимости?

В такой ситуации нам тем более важны возможности ближайших соседей и союзников. Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, если, скажем, за 9 месяцев 2014 года экспорт белорусской говядины в Россию составил 79,2 тысячи тонн, то за 9 месяцев 2015 года наши соседи экспортировали уже 90,9 тысячи тонн, а за 9 месяцев 2016 года — более 101 тысячи тонн. Иначе откуда — из Перу, что ли, — нам эту говядину пришлось бы везти?.. Во сколько бы это, в конечном счёте, нашим потребителям обошлось?

И не только в прямой господдержке, в том числе аграрной сферы, дело. На цену схожих белорусских и российских продуктов (как, впрочем, и других товаров) влияет засилье в российской экономике паразитического слоя посредников и перекупщиков — одного из гнуснейших порождений гайдаровщины. Недаром на состоявшейся недавно традиционной встрече президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с представителями российских региональных средств массовой информации «батька» сказал, что белорусские товары продаются «без посредников, как это у вас, в России, принято. Пять жуликов от производителя до поставщика — какая цена в итоге будет?» На мой взгляд, лучше не скажешь.

Так что на союзников, как говорится, неча пенять, а надо относиться к ним по-союзнически, тогда это отношение и к тебе вернётся с прибылью. А то вот не успел развеяться «газовый» осадок в наших отношениях, как грозит образоваться очередной — нефтяной. Сколько в последний год шумела Россия о продолжении своей приватизации и сколько одновременно обвинений звучало с её стороны в адрес Белоруссии, что она-де не пускает российский капитал в свою экономику? И вот белорусское руководство делает предложение об обмене части акций Минского завода колёсных тягачей, который, в частности, производит шасси для знаменитых ракетных комплексов «Тополь-М», «Ярс» и «Искандер», на акции нефтяного месторождения в России.

Казалось бы, выгодно обеим сторонам, а для России здесь сочетаются и стратегический, и экономический интересы: ведь прекрасно переоборудованные и модернизированные белорусские нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре способны перерабатывать добываемую соседями на нашей территории нефть и поставлять её не только на Запад, но и нам же в виде самых качественных марок топлива. Прямая выгода, но… Вплоть до начала нынешней недели российская сторона продолжает хранить молчание.

Напрашивается нехороший вывод: так что, интеграция и взаимная выгода побоку, лишь бы белорусская экономика не развивалась?..

Просмотров: 808

Другие статьи номера

Специальный репортаж «Там, за «Туманами»
СОБРАНО В РОССИИ или сделано в России? В сельхозмашиностроении это две принципиально разные концепции производства. Самоходные опрыскиватели, которые производят на предприятии в Самаре, создали инженеры ещё советской школы, из наших материалов, по нашим технологиям, без привлечения иностранных специалистов.
Кубанский отжим
Тракторный марш на Москву начался 21 августа 2016 года. Закончился — практически через сутки. Фермеров из Краснодарского края, отправившихся на 17 тракторах и нескольких автомобилях в столицу, чтобы встретиться с президентом Путиным, блокировали в Ростовской области. Участников марша задержала полиция.
КНР — страна водителей
Власти Китайской Народной Республики активно развивают общественный транспорт. Так, в минувшем мае Госкомитет по развитию и реформам опубликовал отчёт, согласно которому до 2020 года более 4,7 трлн. юаней (725 млрд. долларов) будут потрачены на развитие транспортной инфраструктуры страны.
Качество продовольствия безупречно
ПО ОЦЕНКЕ Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Белоруссия — одна из самых благополучных стран в мире по обеспечению продовольственной безопасности. Об этом заявил председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков в программе «Контуры» на телеканале ОНТ, сообщает БЕЛТА.
Кто такой Дональд Трамп

Компартия Канады о выборах в США

Через интернет-ресурсы и партийную печать Компартия Канады высказала своё отношение к итогам последних президентских выборов в США.

ИЗБРАНИЕ президентом Дональда Трампа, предполагает КПК, может символизировать собой опасный политический сдвиг как для международного мира и демократии, так и для сохранения трудовых, гражданских социальных прав жителей США.

Сами себя пугают
В Литве проходят международные учения «Айрон сод» («Железный меч-2016»), которые продлятся до 2 декабря. Манёвры идут в Йонавском районе на полигоне в Гайжюнае и в Швенчёнском районе на полигоне в Пабраде, расположенных в нескольких десятках километров от границы с Россией и Белоруссией.
Пульс планеты
БЕРЛИН. Немецкий профсоюз лётного состава гражданской авиации провёл очередную забастовку пилотов авиакомпании «Люфтганза», добивающихся от руководства авиаперевозчика повышения тарифных ставок, не менявшихся с 2012 года, когда истёк предыдущий коллективный договор. Нынешняя стачка — уже 14-я за время спора — затронула около 100 тысяч пассажиров. Кроме того, 22 ноября по призыву своего профсоюза бастовали бортпроводники авиакомпании «Евровингс», бюджетного подразделения «Люфтганзы». За пять лет споров об увеличении зарплаты в результате стачек немецкий национальный авиаперевозчик потерял 300 млн. евро.
Киев манипулирует общественным мнением

Празднование третьей годовщины Майдана на тёмных улицах Киева в подсветке файеров и факелов напоминало какую-то средневековую мистерию.

НАЧАЛОСЬ всё с «разминки», когда около полутора тысяч человек — активистов так называемого гражданского корпуса «Азов» и представителей ряда патриотических организаций — прошли маршем от площади Независимости до здания Генеральной прокуратуры.

Иностранные стервятники рвут Йемен на части
Конфликт в Йемене вошёл в новую стадию. Страна оказалась на пороге территориального распада, провоцируемого из-за границы. Не добившись военной победы, США и арабские монархии пытаются установить контроль над государством с помощью изощрённых интриг.
Хлебопёков допекли

Работники хлебозавода в городе Новокуйбышевске Самарской области объявили забастовку.

ПО СЛОВАМ БАСТУЮЩИХ, причиной проведения акции стало то, что два десятка водителей-экспедиторов вот уже в течение нескольких месяцев не получают указанную в трудовом договоре премию в размере 30 процентов от оклада и надбавки к зарплате за ночные смены.

Все статьи номера