Главная  >  Номера газеты  >  №131 (30482) 24 ноября 2016 года  >  Обрекли на участь сырьевого придатка

Обрекли на участь сырьевого придатка

№131 (30482) 24 ноября 2016 года
2 полоса
Автор: Алексей БАЛИЕВ.

Экспорт в РФ нефтехимических товаров, производимых в Китае из российского и другого иностранного сырья, многократно превышает встречные поставки товаров нефтехимии из России. А наша нефть — и сегодня среди основных товаров российских поставок в КНР.

ИТАК, В АВГУСТЕ СЕГО ГОДА, по последним статданным, импорт нефти в КНР из России составил 1,1 млн. баррелей в день, из Саудовской Аравии — почти столько же (1,05 млн.). Следом идут Оман, Ангола, Иран и Ирак. Хотя в августе 2015-го российский нефтеэкспорт в КНР был более чем на 15% больше саудовского. А в целом с 1 января по 31 августа в этом году Саудовская Аравия обогнала Россию, поставив в среднем за сутки 1,06 млн. баррелей. В сентябре рост импорта нефти Китаем из других упомянутых стран продолжился: Саудовская Аравия заняла первое место, Россия — второе, Иран — третье. Растут также поставки из соседних Казахстана, Мьянмы, Индонезии, из Алжира, Южного Судана, Кувейта.

Разнообразие стран-поставщиков любой продукции — неизменная внешнеэкономическая политика КНР, заметим, с конца 1950-х.

Помнится, в начале 2010-х многие российские эксперты и иже с ними СМИ утверждали, что для КНР альтернативы российским нефтяным поставкам, дескать, нет и не предвидится. И что только из России Китай будет увеличивать объёмы импорта этого сырья. Но, похоже, мы переиграли сами себя...

И прежде всего потому, что сырьевой экспорт уже не гарантирует весомого экономического присутствия страны-поставщика в стране-импортёре. Тем более что глубина переработки нефти в КНР (то есть доля продуктов с максимальной добавленной стоимостью в расчёте на условную единицу переработанного сырья) ныне почти достигает 90%, в России же — не более 75%. Этот показатель выше, чем в РФ, и в Саудовской Аравии, и в Иране (не меньше 90%), не говоря уже о западных странах. Все они по нарастающей вкладываются в развитие глубокой переработки нефти, газа и другого сырья, ориентируясь на растущий спрос на продукцию более высоких переделов на внутреннем и внешнем рынках. Причём до 70% капвложений в данное направление в дальнезарубежных «нефтегазовых» странах с 1980-х — это доходы от экспорта нефти и газа.

В постсоветской же России не более трети ежегодных доходов от экспорта нефтегазового сырья вкладывается в его переработку. А остальное — это, в основном, «астрономические» зарплаты и дивиденды для руководящего звена нефтегазового бизнеса РФ, да ещё вложения в зарубежные офшоры...

Можно сказать, антипод такого «подхода» — Китай. При том что свыше 60% ежегодного спроса в КНР на это сырьё обеспечивает импорт, Китай с начала 2000-х лидирует в мире по темпам роста глубины переработки нефти и газа. Это стало возможным потому, что государство проводит целенаправленную, долговременную политику по дальнейшей индустриализации нефтегазовой индустрии страны. И именно государство, наряду с увеличением своих капиталовложений в высокотехнологичные проекты, стимулирует рост частных инвестиций в те же проекты. «Нам недёшево обходятся добыча своей нефти и её импорт, — отмечает китайский экономист Цзян Чэнь. — Что должно окупаться выпуском современных продуктов нефтепереработки: они, как известно, намного дороже на мировом рынке, чем сырьё для их производства».

В результате Китай поставляет в Россию, причём с начала 1990-х, как минимум в 2,5 раза больше — по объёму и ассортименту — товаров глубокой переработки нефти и газа, чем РФ в КНР. В том числе химических нитей и химволокон, пластмасс, изделий из каучука, материалов для автодорожных покрытий и т.п. И это при том, что КНР, повторим, не сориентирована на ввоз только российского «чёрного золота». Поэтому весьма рискованны расчёты на то, что Китай, ввиду растущего спроса на нефть, будет её импортировать в основном из России. Более того: с учётом характера государственной нефтегазовой политики в РФ и КНР наверняка будет и впредь расти экспорт в Россию товаров китайской нефтепереработки и нефтехимии, произведённых в том числе и из российского сырья.

Россия же всё больше превращается в сырьевой придаток не только Запада, но и Востока.

Просмотров: 1059

Другие статьи номера

Специальный репортаж «Там, за «Туманами»
СОБРАНО В РОССИИ или сделано в России? В сельхозмашиностроении это две принципиально разные концепции производства. Самоходные опрыскиватели, которые производят на предприятии в Самаре, создали инженеры ещё советской школы, из наших материалов, по нашим технологиям, без привлечения иностранных специалистов.
Кубанский отжим
Тракторный марш на Москву начался 21 августа 2016 года. Закончился — практически через сутки. Фермеров из Краснодарского края, отправившихся на 17 тракторах и нескольких автомобилях в столицу, чтобы встретиться с президентом Путиным, блокировали в Ростовской области. Участников марша задержала полиция.
КНР — страна водителей
Власти Китайской Народной Республики активно развивают общественный транспорт. Так, в минувшем мае Госкомитет по развитию и реформам опубликовал отчёт, согласно которому до 2020 года более 4,7 трлн. юаней (725 млрд. долларов) будут потрачены на развитие транспортной инфраструктуры страны.
Качество продовольствия безупречно
ПО ОЦЕНКЕ Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Белоруссия — одна из самых благополучных стран в мире по обеспечению продовольственной безопасности. Об этом заявил председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков в программе «Контуры» на телеканале ОНТ, сообщает БЕЛТА.
Кто такой Дональд Трамп

Компартия Канады о выборах в США

Через интернет-ресурсы и партийную печать Компартия Канады высказала своё отношение к итогам последних президентских выборов в США.

ИЗБРАНИЕ президентом Дональда Трампа, предполагает КПК, может символизировать собой опасный политический сдвиг как для международного мира и демократии, так и для сохранения трудовых, гражданских социальных прав жителей США.

Сами себя пугают
В Литве проходят международные учения «Айрон сод» («Железный меч-2016»), которые продлятся до 2 декабря. Манёвры идут в Йонавском районе на полигоне в Гайжюнае и в Швенчёнском районе на полигоне в Пабраде, расположенных в нескольких десятках километров от границы с Россией и Белоруссией.
Пульс планеты
БЕРЛИН. Немецкий профсоюз лётного состава гражданской авиации провёл очередную забастовку пилотов авиакомпании «Люфтганза», добивающихся от руководства авиаперевозчика повышения тарифных ставок, не менявшихся с 2012 года, когда истёк предыдущий коллективный договор. Нынешняя стачка — уже 14-я за время спора — затронула около 100 тысяч пассажиров. Кроме того, 22 ноября по призыву своего профсоюза бастовали бортпроводники авиакомпании «Евровингс», бюджетного подразделения «Люфтганзы». За пять лет споров об увеличении зарплаты в результате стачек немецкий национальный авиаперевозчик потерял 300 млн. евро.
Киев манипулирует общественным мнением

Празднование третьей годовщины Майдана на тёмных улицах Киева в подсветке файеров и факелов напоминало какую-то средневековую мистерию.

НАЧАЛОСЬ всё с «разминки», когда около полутора тысяч человек — активистов так называемого гражданского корпуса «Азов» и представителей ряда патриотических организаций — прошли маршем от площади Независимости до здания Генеральной прокуратуры.

Иностранные стервятники рвут Йемен на части
Конфликт в Йемене вошёл в новую стадию. Страна оказалась на пороге территориального распада, провоцируемого из-за границы. Не добившись военной победы, США и арабские монархии пытаются установить контроль над государством с помощью изощрённых интриг.
Хлебопёков допекли

Работники хлебозавода в городе Новокуйбышевске Самарской области объявили забастовку.

ПО СЛОВАМ БАСТУЮЩИХ, причиной проведения акции стало то, что два десятка водителей-экспедиторов вот уже в течение нескольких месяцев не получают указанную в трудовом договоре премию в размере 30 процентов от оклада и надбавки к зарплате за ночные смены.

Все статьи номера