Главная  >  Номера газеты  >  №129 (30626) 21—22 ноября 2017 года  >  «Антонову» взлёт запрещён

«Антонову» взлёт запрещён

№129 (30626) 21—22 ноября 2017 года
3 полоса
Автор: В.М.Т.

Авиалайнеры государственного предприятия «Антонов» считались самыми надёжными в мире. Но то, что не удавалось непредсказуемой воздушной стихии, оказалось вполне по плечу основателям новейшей Украины.

НЕСМОТРЯ НА ТО, что 19 июля этого года было подписано постановление кабмина о ликвидации флагмана украинского авиапрома — госпредприятия «Антонов» и правительство создало ликвидационную комиссию во главе с замминистра экономического развития и торговли Юрием Бровченко, в коллективе заявили: они продолжат работать, как и работали, а на рынке их продукция по-прежнему будет представлена под известным брендом «Антонов». Правда, постоянно вставляли палки в колёса заранее расставленные на ключевых постах в «Антонове» управленцы, близкие к окружению президента страны. Так, в прошлом году главой госконцерна стал «выходец из спецслужб» Александр Коцюба, по слухам, близкий к администрации Петра Порошенко.

Финальной точкой скандала в «Антонове» стал уход в отставку многолетнего руководителя концерна и генерального конструктора Дмитрия Кивы.

В начале ноября нынешнего года пресс-служба ГП «Антонов» сообщила, что специалисты предприятия ведут переговоры с российскими коллегами о продлении лётной годности Ан-124-100 «Руслан», которые использует российская ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр». Напомним, что «Антонов» на протяжении многих лет был наиболее крупным «гражданским» партнёром киевского концерна в Российской Федерации и пользователем её тяжёлых транспортных самолётов при предоставлении услуг по воздушным перевозкам крупногабаритных и нестандартных грузов. Но начиная с 2016 года сотрудничество между ГП «Антонов» и ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр» полностью прекращено.

К тому моменту транспортное подразделение концерна, известное как «Авиалинии Антонова», имело в своём распоряжении 7 самолётов «Руслан». В распоряжении Военно-космических сил Российской Федерации находилось 16 экземпляров Ан-124 в модификации военно-транспортного самолёта. Ещё 8 машин этой марки различных модификаций принадлежали ОАО «Государственная авиакомпания «224 Лётный отряд» — российскому авиапредприятию, являющемуся дочерней структурой минобороны РФ. А гражданская авиатранспортная компания «Волга-Днепр» располагала 12 мощнейшими в мире транспортниками гражданских модификаций Ан-124-100 и Ан-124-100М. Ещё по одному такому исполину есть в азербайджанской компании Silk Way Airlines и Maximus Air Cargo из ОАЭ. На задних дворах аэропортов в Воронеже, Киеве и Триполи, по официальным данным, хранятся ещё три самолёта или то, что от них осталось.

В госкомпании «Антонов», формально числящейся за концерном «Укроборонпром», 3 ноября выпустили официальный релиз, в котором уведомлялось: именно это предприятие является разработчиком и, соответственно, держателем сертификатов типа самолётов «Ан», в частности, транспортного самолёта Ан-124-100 «Руслан». И поэтому продление ресурсов этой авиационной техники — прерогатива исключительно ГП «Антонов».

Невыполнение «Антоновым» и Украиной обязательств, обусловленных целым рядом международных правил и отечественным законодательством, приведёт к применению соответствующих международных санкций. В частности, к запрету международных полётов самолётов марки «Ан», а также к передаче функций разработчика другим органам, уполномоченным страной-пользователем воздушных судов.

В соответствии с действующими международными стандартами организация разработчика остаётся ответственной за сохранение целостности конструкции самолёта. Для ведомств гражданской авиации представители организации-разработчика обязаны оставаться контактными лицами при решении проблем, которые могут потребовать разработки корректирующих мероприятий в течение всего срока их эксплуатации.

Именно с целью соблюдения своих обязательств специалисты ГП «Антонов» выполнят работы по оценке технического состояния самолёта Ан-124-100 «Руслан» ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», не входящего в перечень компаний, к которым, согласно решению СНБО Украины, применяются санкции.

Однако секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил о предельно жёсткой позиции власти в отношении сотрудничества ГП «Антонов» с российскими авиастроителями.

«Все, кто сотрудничает с агрессором, должны сидеть за решёткой. Это моя позиция, — приводит его слова портал Цензор.net. — Мы проверим данную информацию, и если есть хоть намёк на то, что имеется сотрудничество, усиливающее обороноспособность РФ, будем арестовывать».

А ведь кроме того, что авиаконструкторы «Антонова» хотят выполнить взятые на себя обязательства и сохранить высокую международную репутацию, им нужно как-то жить, содержать семьи, зарабатывать хоть какие-то средства для выживания коллектива своего предприятия. Ведь тот же Турчинов им никакой реальной альтернативы в виде заказов от министерства обороны Украины не предложил.

В этом плане стоит рассмотреть ситуацию на ещё одном украинском предприятии — Харьковском авиазаводе. Похоже, США выделяют 150 миллионов для его окончательного уничтожения.

На последнем авиасалоне в Дубае киевский госконцерн «Укроборонпром» подписал с американской компанией Oriole Capital Group некое соглашение о производстве военно-транспортных Ан-74 как раз на харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП). Генеральный директор «Укроборонпрома» Роман Романов отметил, что договорённость по привлечению инвестиций из США является сверхважным событием для Украины: «Фактически это чёткий сигнал, «зелёный свет» для других инвесторов, которые сейчас обдумывают возможности инвестиций в украинскую высокотехнологичную промышленность». Аналогичного мнения придерживаются и в Киеве.

Но у экспертов после ознакомления с официальным сообщением возникает целый ряд вопросов. Как сообщается на сайте «Укроборонпрома», «речь идёт о серийном производстве на мощностях ХГАПП украинских Ан-74 в различных модификациях. В свою очередь Oriole Capital Group получит право на инвестиции в производство, модернизацию и сбыт этих самолётов». Ключевым элементом данного стратегического партнёрства является модернизация существующего производства, полное вовлечение всех 3000 специалистов харьковского предприятия, а также программа по модернизации самолётов и авионики, которая поможет повысить эксплуатационные возможности самолёта Ан-74, отмечают в «Укроборонпроме».

Но при этом не уточняется сама форма сотрудничества с Oriole Capital. Указывается лишь на обязательство американской компании инвестировать 150 миллионов долларов в модернизацию ХГАПП. При этом в документе, изложенном на двух языках и подписанном сторонами, всячески обходится конкретная форма соглашения. То есть речь идёт лишь о намерениях сторон. Перечисляется огромная линейка возможного долговременного сотрудничества, но конкретно названа лишь сумма, которую планируют истратить американцы, — 150 миллионов долларов, что для начала серийного производства авиалайнеров просто мизерно. Очевидно, что ни о каком привлечении к работе трёх тысяч сотрудников предприятия речь идти не может, как и о переоснащении производства.

СУТЬ В ТОМ, что с 1983 года удалось построить 80 машин, которые эксплуатируются чуть ли не десятком государств. Сегодня стоимость одного экземпляра Ан-74 превышает 30 миллионов долларов. О каком массовом или серийном производстве можно говорить, если денег едва хватит на 5 машин?

Напрашивается только один вывод: янки заходят на не работающий уже несколько лет завод для того, чтобы выбрать остатки производственного потенциала. В цехах предприятия стоят как минимум два Ан-74, строившиеся ещё для Ливии времён Каддафи. Имеются уже готовые различные элементы конструкции для других машин. Восстанавливать былую мощь завода, выпускавшего с 1926 года тысячи и тысячи самых разнообразных самолётов, американцам совершенно ни к чему. За пару лет подчистят остатки, получат очень недорого хорошие самолёты, отправят оборудование на металлолом и оставят после себя пустырь. Более-менее ценное оборудование в зачёт недополученных самолётов будет вывезено вместе с теми немногими специалистами, которые представляют интерес.

Если в Киеве авиагигант уничтожается под грозный окрик секретаря СНБО, то в Харькове — при помощи валютной подачки.

Уже стало очевидным фактом, что в результате подобного «сотрудничества» за четверть века некогда мощнейшая авиационная отрасль бывшей УССР уничтожена подчистую. Заключались десятки подобных контрактов, но лишь эпизодическое сотрудничество с Россией приводило к мелкосерийному производству, позволяя хоть как-то выживать уникальному предприятию. Но, похоже, выводы делать уже поздно…

Просмотров: 370

Другие статьи номера

Нам поможет Суперсон

Представьте себе фармацевтическую компанию, разработавшую лекарство, с которым другие медикаменты уже не понадобятся, пишет британская газета «Таймс».

«ОНО защитит вас от самых разнообразных болезней, начиная от старческого слабоумия и диабета и заканчивая разными видами рака. Оно отдалит вашу смерть на 80 лет. Оно улучшит память, творческие способности и внимание. Оно поможет вам сбросить вес. И всё, что для этого требуют производители, — это провести треть жизни в полной и безоговорочной зависимости от их продукта», — повествует автор статьи Оливер Муди.

Встреча с… собственным портретом
В «ПРАВДЕ», №107 от 28.09.2017 г. была напечатана заметка о ветеране труда из города Орехово-Зуево, передовике производства Орехово-Зуевского текстильного комбината коммунисте Раисе Степановне Вдовиной. Необычный случай произошёл на выставке, посвящённой 70-летию местного отделения Союза художников России, где среди прочих работ были выставлены картины из фондов Историко-краеведческого музея.
«Вы жертвою пали в борьбе роковой…»
Двадцать третьего ноября исполняется сто лет с того траурного и торжественного дня, когда трудящиеся Москвы похоронили у Кремлёвской стены своих товарищей, которые, свершая Великую Октябрьскую революцию, погибли в боях за новую, справедливую жизнь: «За то, чтоб богатство, власть и познание стали бы жребием общим».
Предупреждение человечеству

Более 15 тысяч учёных из 184 стран поставили свои подписи под документом, который называется «Предупреждение человечеству». Об этом сообщает агентство «Регнум» со ссылкой на журнал «Биосайенс».

В ОБРАЩЕНИИ ГОВОРИТСЯ: продолжается разрушение экосистем Земли, что ставит под угрозу будущее человечества. В частности, речь идёт об опасности изменения климата, истощения озонового слоя, исчезновения лесов, а также уничтожения флоры и фауны.

Латинизация — шаг в будущее или?..
Президент Казахстана подписал указ о переводе государственного языка на латинскую графику. Для этого создаётся национальная комиссия, которой поручено завершить реформу письменности до 2025 года. По приблизительным подсчётам, на изменения потребуется свыше 100 миллионов долларов — и это в условиях снижения доходов населения.
Революционным традициям верны
По инициативе партбюро первичной организации Партии болгарских коммунистов (ПБК) в городе Калофер 7 ноября был организован торжественный митинг по случаю 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Перед домом, где жил в начале ХХ века соратник Владимира Ильича Ленина Павел Нончев, собралось множество граждан. Торжественно открыл митинг и вёл его Атанас Колев — секретарь первички ПБК. С докладом о значении Великого Октября выступил Наньо Чолпанов — политический секретарь ПБК в Пловдивской области. В нём, в частности, он подчеркнул роль уроженца Калофера Павла Нончева в революционном движении. Гостями мероприятия стали мэр города Калофер Румен Стоянов и секретарь ЦК ПБК Бойко Пешев.
Фашизм заговорил по-польски
Нынешние польские власти войдут в историю не иначе как неутомимые вандалы и разрушители: сровняв с землёй сотни памятников советским воинам-освободителям и прочие объекты культурно-исторического наследия, «пропагандирующие коммунизм», руководители страны явно не собираются останавливаться на достигнутом.
Пульс планеты
БЕРЛИН. Переговоры по формированию нового правительства ФРГ — так называемой коалиции «Ямайка» провалились. Либеральная Свободная демократическая партия Германии (СвДП), участвовавшая в переговорах с христианскими демократами канцлера Ангелы Меркель и «Зелёными», отказалась их продолжить. Лидер СвДП Кристиан Линднер объяснил выход своей партии из процесса «отсутствием доверия в ходе формирования коалиции». Создание «Ямайки» позволило бы коалиции рассчитывать на 55% депутатских мандатов, без СвДП это число сократилось до 44%. Вслед за либералами от участия в формировании альянса отказались также социал-демократы и «Зелёные». Меркель проинформирует о ситуации президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера.
Ультранационалисты с факелами
В РИГЕ в честь 99-летия провозглашения Латвийской Республики прошёл праздничный военный парад, в котором приняли участие более 1000 солдат Национальных вооружённых сил. В параде были задействованы представители союзнических сил по НАТО из Дании, Германии, Эстонии, Великобритании, Литвы, Швеции и США, а также промаршировали военнослужащие многонациональной группы, в состав которой входят солдаты из Испании, Италии, Польши, Словении и Албании.
Последнее обезболивающее

Всё чаще онкологические больные в России между страшными мучениями и добровольным уходом из жизни выбирают второе.

В ноябре ещё одна жертва принесена на алтарь нашего минздрава. Борис Ноткин, многолетний ведущий авторской программы на ТВ-Центр, был найден мёртвым. Рядом с телом лежали ружьё и записка: «Я ухожу из жизни добровольно. Устал от мучений».

Все статьи номера