Главная  >  Номера газеты  >  №125 (30622) 10—13 ноября 2017 года  >  Дебют два столетия спустя

Дебют два столетия спустя

№125 (30622) 10—13 ноября 2017 года
6 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Одним из заметных событий юбилейного 120-го сезона во МХАТ им. М. Горького по праву можно назвать премьеру комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Студент». Благодаря усилиям прославленного творческого коллектива под управлением народной артистки СССР Татьяны Дорониной малоизвестная пьеса создателя «Горя от ума», написанная им в 1817 году в соавторстве с поэтом и драматургом Павлом Катениным, спустя 200 лет наконец-то обрела сценическое воплощение.

НАДО ОТМЕТИТЬ: классику — как русскую, так и зарубежную — в храме искусства на Тверском бульваре, 22 всегда ставят с особым блеском и мастерством. Секрет успеха, на мой взгляд, заключается в том, что МХАТ не затронула одна из пагубных тенденций сегодняшнего театра — вульгарное осовременивание бессмертных произведений мировой драматургии. Здесь не отходят от принципов академизма, отдают дань традициям, а посему не пытаются в угоду модным веяниям переиначить трактовку «Вишнёвого сада», «Трёх сестёр», «Школы злословия» или «Пигмалиона»: ведь прочитать классическую пьесу глазами современного человека — не значит перенести её действие в наши дни, переодев героев в джинсы и мини-юбки и вложив им в уста непечатные выражения. В спектаклях МХАТ сохраняется дух и атмосфера той эпохи, о которой идёт речь в творении автора, что нисколько не мешает им оставаться актуальными и привлекательными даже по прошествии десятилетий.

Все основополагающие мхатовские принципы инсценировки классики соблюдены и в «Студенте», идущем с аншлагом в Малом зале театра. Одно из ранних сочинений Грибоедова, безусловно, ещё не в полной мере раскрывает его драматургический талант, но тем не менее вызывает неподдельный интерес публики: ведь для большинства поклонников Мельпомены Грибоедов, несмотря на свою многостороннюю одарённость (полиглот, поэт, пианист, композитор, дипломат, политик), известен лишь как создатель гениальной комедии «Горе от ума», вписавшей имя её творца в число величайших деятелей русской культуры.

«Студент» — совместный, как уже говорилось выше, труд Грибоедова и Катенина, при жизни авторов не публиковался (он увидел свет лишь в 1860-м) и не ставился на сцене. Скорее всего незавидная судьба произведения, созданного в литературно-полемических целях, связана с тем, что в нём довольно откровенно высмеивается сентиментально-элегическое направление русской поэзии начала XIX века: прозаическая комедия изобилует пародиями на стихи Батюшкова, Жуковского, Карамзина. Едва ли цензорам пришлись по душе нападки на маститых лириков того времени. Налицо также направленность против Михаила Загоскина, директора московских театров и литературного противника Грибоедова, давшего нелестный отзыв на его пьесу «Молодые супруги»: фамилия главного героя «Студента» — Беневольский, образованная от латинского bene-volens (любезный, благожелательный), — совпадает с псевдонимом Загоскина Ювеналий Беневольский, под которым тот печатался в журнале «Северный наблюдатель».

Начинающие драматурги Грибоедов и Катенин, чётко обозначая свою позицию литераторов нового поколения, откровенно подтрунивают над сентиментализмом и романтизмом предшественников, над «слезливостью», «напыщенностью» и «вычурностью» их языка, вялым многословием и «тощими мечтаниями любви идеальной». Именно Грибоедов едва ли не первым в XIX столетии заговорил о необходимости иной, не романтической литературы. «Ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтёшь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос», — писал автор «Горя от ума» в 1816 году в критической статье «О разборе вольного перевода бюргеровой баллады «Ленора».

Главный герой бытовой комедии в трёх действиях — восторженный студент из Казани, молодой поэт средней руки Евлампий Аристархович Беневольский, публикующийся во второсортных изданиях, — прибывает в дом богатого петербургского сановника Александра Петровича Звездова в надежде сделать карьеру и составить выгодную партию: Звездов когда-то был знаком с отцом Беневольского, которому по неосторожности обещал в будущем устроить судьбу его сына. Увы, надежды наивного и простодушного стихоплёта, далёкого от интриг высшего света, рушатся: после ряда курьёзных и нелепых ситуаций ему отказывают как в протекции, так и в женитьбе на Вареньке — воспитаннице Звездова, влюблённой в завсегдатая дома статского советника Полюбина.

Пьеса с водевильным сюжетом построена на постоянных контрастах. Так, столичный Петербург противопоставляется провинциальной Казани, утрированное пышнословие Беневольского — чёткости речи Полюбина («Как краткословен! Он меня убивает», — отмечает Евлампий), житейская хитрость супруги Звездова Настасьи Ивановны — тупому упрямству её мужа (Варенька объясняет Полюбину, что барин в стремлении выдать её за Беневольского руководствуется не практическими соображениями, а просто поступает наперекор жене).

Кстати, Звездов (в этой роли очень хорош Сергей Кисличенко, тонко передающий нюансы темперамента своего персонажа) не менее забавен, чем его провинциальный протеже: петербургский сановник считает себя умнее всех, хотя постоянно попадает в дурацкое положение, забывая о собственных распоряжениях и обещаниях домочадцам и знакомым. Его образ — воплощение типичного барского самодурства, так претившего Грибоедову. Глупость Александра Петровича часто получает комическое речевое подтверждение: не узнав Беневольского, он оправдывается: «Да как тебя узнать? Вырос, постарел, помолодел».

Совершенно очевидно, что пьеса предвосхищает грибоедовские реализм и сатиру, во всей мощи проявившиеся затем в «Горе от ума». Зрители наверняка заметят параллели между характерами Звездова и Фамусова, Беневольского и Чацкого, Полюбина и Молчалина, Саблина и Скалозуба.

Конечно, сентиментальный Евлампий выглядит смешным, причём не только вследствие манерной, витиеватой, преувеличенно метафорической речи и страсти к декламации стихов, но и из-за того, что всё принимает за чистую монету — даже издевательские комплименты. Так, Полюбин, представляя его брату Звездовой, гусару Саблину, иронично изрекает: «Господин Беневольский, честь и краса казанского Парнаса». Однако, несмотря на массу своих недостатков, доверчивый провинциал, которого все, включая его слугу — татарина Федьку, считают дураком и безумцем, куда чище и искреннее окружающих.

К сожалению, юноша не в состоянии состязаться в хитрости с остальными домочадцами, и его поражение закономерно. После того как Звездов, решив выдать Вареньку за Полюбина (сработала ловкая комбинация Настасьи Ивановны), отправляется в деревню требовать с крестьян оброк, а остальные члены семьи уезжают на дачу, швейцар попросту вышвыривает Беневольского из дома. Покидает незадачливого рифмоплёта и его слуга, рассчитывающий найти хозяина «потолковее». Кстати, на вопрос домашних, что же делать с гостем из Казани, когда особняк опустеет, Звездов бросает: «Ну! Да что об нём много думать? Дураки в Петербурге не бывают без места».

В итоге, оставшись один, без средств к существованию (поддавшись на уговоры Саблина, главный герой садится за карточный стол и вчистую проигрывается), Беневольский, грезивший о головокружительном взлёте на поэтический олимп, после мучительных колебаний соглашается на предложение издателя Прохорова — «человека очень умного, со всеми авторами знакомого» — занять незавидную и прозаическую должность корректора.

Появлением «Студента» в своём репертуаре МХАТ обязан одному из ведущих актёров театра, народному артисту РФ Михаилу Кабанову, не так давно ступившему на режиссёрскую стезю и, помимо произведения Грибоедова, с успехом уже поставившему такие пьесы, как «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа» Мольера и «Мой бедный Марат» Арбузова.

Как-то в интервью Михаил Кабанов заметил, что хороший спектакль может состояться только в условиях гармонии режиссёрского замысла и актёрского воплощения. «Студент» — наглядное тому подтверждение. Кабанов-постановщик сумел сохранить интонации, заложенные в тексте искромётной комедии Грибоедова, и тщательно подобрал ансамбль артистов, сделав ставку на начинающие мхатовские дарования, которые блестяще справились с авторской и режиссёрской задумками.

Роль Беневольского — бесспорный успех Максима Бойцова. Талантливый молодой актёр доказал, что способен играть не только драматических героев, но и прекрасно справляется с комедийным амплуа. Среди других артистов хотелось бы отметить Ирину Рудоминскую, создавшую образ обольстительной интриганки Звездовой, Анастасию Рубеко, исполнительницу роли насмешливой Вареньки, Антона Наумова — бравого гусара Саблина и Тимофея Ивашину — издателя Прохорова.

Дополнительное очарование спектаклю придают тщательно подобранное музыкальное оформление (на протяжении всего действия пьесы звучат произведения Алябьева, Глинки, Гурилёва и, конечно же, прелестный вальс самого Грибоедова), великолепные декорации и костюмы. Словом, «Студент» удался!

Просмотров: 348

Другие статьи номера

Калужские тылы
Ещё недавно Калужская область считалась в стране одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Крупнейшие мировые корпорации — производители автомобилей открыли здесь свои сборочные цеха, и по дорогам покатились «Пежо», «Ситроены», «Фольксвагены», «Мицубиши», «Вольво», собранные в Центральной России.
Непредсказуемые еврокубки
Завершившийся на минувшей неделе четвёртый тур еврокубковых турниров с участием четырёх российских клубов для одних внёс ясность, для других запутал ситуацию с выходом в плей-офф до предела. Причём к последним относятся три из четырёх наших команд.
Разменная монета Вашингтона
Независимость Иракского Курдистана отложена на неопределённое время. Жёсткие действия Багдада фактически перечеркнули результаты сентябрьского референдума в регионе. Эти события являются частью «битвы за Ирак», которую ведут региональные и мировые державы.
Появился автобус с лифтом

МИНСКИЙ автомобильный завод сдал в эксплуатацию вместительный автобус «МАЗ» 231185 для междугородных и пригородных перевозок, оснащённый подъёмником для инвалидов-колясочников, сообщили БЕЛТА на предприятии.

Новинка может найти применение на пригородных маршрутах в СНГ и некоторых странах Европы. Автобус был представлен на международной выставке коммерческого транспорта Comtrans, проходившей с 4 по 9 сентября в Москве.

НЕТ — этногеноциду!
Более 500 человек, хотя было заявлено 100, пришли на днях к зданию министерства образования и науки Латвии в столице республики на митинг в защиту школьного образования на русском языке, против перехода школ национальных меньшинств только на латышский язык обучения.
Пульс планеты
КАРАКАС. Депутаты Национального учредительного собрания Венесуэлы единогласно приняли закон «О запрещении ненависти и розни», по которому те, кто провоцирует ненависть и разжигает рознь, могут получить до 20 лет тюремного заключения. Документ был предложен президентом страны, сообщившим в связи с этим, что следующие выборы главы государства состоятся в 2018 году. Тем временем Комитет постоянных представителей стран ЕС уже согласовал пакет санкций в отношении Боливарианской республики в ответ на действия Каракаса против оппозиции.
Куба по-праздничному встречает гостей
Четырёхмиллионный иностранный гость с начала 2017-го посетил Кубу. Это случилось 6 ноября, что на 54 дня раньше, чем год назад. Об этом сообщил журналистам на состоявшейся в Москве пресс-конференции кубинский посол Эмилио Лосада Гарсия.
Вечный огонь горит
Картинка с натуры: в киевском парке Славы продолжает гореть Вечный огонь, залитый накануне семью вёдрами цемента, но очищенный рабочими. Рядом две старушки с портретом маршала Жукова поют «Подмосковные вечера»…
XIX Всекитайский съезд КПК успешно завершился
25 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА на первом пленуме Центрального Комитета КПК 19-го созыва был избран новый состав Политбюро ЦК. Си Цзиньпин вновь избран Генеральным секретарём ЦК КПК, председателем Центрального военного совета КПК. Ли Кэцян, Ли Чжаньшу, Ван Ян, Ван Хунин, Чжао Лэцзи и Хань Чжэн также вошли в новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
Новый состав Политбюро ЦК КПК: управляющая «команда мечты» в новую эпоху
ВСЛЕД за успешным завершением XIX Всекитайского съезда КПК весь мир следил за избранием членов нового состава Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. 25 октября на первом пленуме Центрального Комитета КПК 19-го созыва Си Цзиньпин был переизбран на пост Генерального секретаря ЦК КПК. В новый состав ПК Политбюро ЦК КПК также вошли Ли Кэцян, Ли Чжаньшу, Ван Ян, Ван Хунин, Чжао Лэцзи и Хань Чжэн, которые совместно будут работать над великим делом национального возрождения. Эта «команда мечты» новой эпохи, которая ведёт миллиардный народ к осуществлению китайской мечты о национальном возрождении, выпустила политическую декларацию «о новом образе в новую эпоху, а также о новых действиях», начав путь к осуществлению мечты.
Все статьи номера