Главная  >  Номера газеты  >  №121 (30327) 30 октября — 2 ноября 2015 года  >  Цена прибыли — человеческие жизни

Цена прибыли — человеческие жизни

№121 (30327) 30 октября — 2 ноября 2015 года
1 полоса
Автор: Алексей КАЗАКОВ.

Из всех видов транспорта самыми опасными остаются автомобильные перевозки. В ДТП в последнее время погибают ежегодно больше людей, чем за все годы афганской войны. Принято считать, что причиной такой высокой смертности являются техническая неисправность транспорта, плохое состояние дорог, менталитет водителей. Но члены рабочей группы Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков, организованного при Комитете Госдумы по транспорту, на своём совещании рассмотрели ещё один аспект этой тяжёлой проблемы.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ пришёл к выводу: развал крупных автотранспортных предприятий, успешно работавших в советскую эпоху, и дробление их в 1990-е годы на множество мелких частных компаний в ещё большей степени, чем дороги, неисправность автомобилей и т.п., сказываются на удручающей статистике дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Масштаб проблемы обрисовал заместитель руководителя Федеральной службы в сфере транспорта Асламбек Ахохов. По его словам, за 8 месяцев 2015 года было совершено около 97 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 11881 человек и ранены 122126 человек. Из общего количества ДТП на долю грузовых автомобилей и автобусов, за рулём которых находились профессиональные и опытные водители, пришлось около 10% происшествий. И это при том, что из всего количества автомобилей страны автобусы и грузовики составляют 12%.

Другими словами, аварийность на так называемом профессиональном транспорте практически не отличается от аварийности на индивидуальном, где за рулём сидят не квалифицированные профессионалы, а любители, в том числе начинающие. Для сравнения: если в СССР каждое дорожно-транспортное происшествие с участием автобусов, перевозивших людей, а тем более детей, носило чрезвычайный характер, то сейчас ДТП с человеческими жертвами при перевозках этим видом транспорта стали вполне обыденным делом.

По словам А. Ахохова, в середине апреля на железнодорожном переезде в Ленинградской области под Выборгом водитель рейсового автобуса не пропустил… дизельный локомотив. В результате ДТП погибли два человека и были ранены 33. В конце апреля в Тюменской области рейсовый автобус выехал на полосу встречного движения и опрокинулся в кювет. В результате три человека погибли и 22 получили ранения. 21 мая в Нижегородской области водитель заказного автобуса выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовым автомобилем. Погибли три человека и 17 были госпитализированы, в том числе девять детей.

«Характерными примерами особо тяжких ДТП резонансного характера явились два происшествия, которые произошли в июне и июле в Омской области и Красноярском крае. В обоих дорожно-транспортных происшествиях виновниками явились водители-лицензиаты, которые грубо нарушили правила дорожного движения. По уточнённым данным, в этих ДТП пострадали 46 человек, из которых 27 погибли и 19 получили ранения», — продолжил примеры трагедий на дорогах Асламбек Ахохов.

Причины столь неблагоприятной ситуации прокомментировал заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта министерства транспорта РФ Владимир Луговенко. Он обратил внимание участников совещания на то, что сейчас наблюдается тенденция перетекания собственности транспортных средств во владение индивидуальных предпринимателей. Уже 47% грузовых автомобилей и автобусов числятся в частной собственности физических лиц.

Такая «рокировка» даёт владельцам транспортных средств ощутимые выгоды. Им не нужно ставить свои автомобили и автобусы на автостоянки, в результате чего… отпадает необходимость в предрейсовом техническом контроле и медицинском освидетельствовании водителей в начале рабочего дня и после его окончания, в оснащении автомобилей тахографами (контрольными устройствами, предназначенными для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей).

Анализ ДТП показал, что автопредприятия экономят на содержании штата автослесарей и других ремонтников, возлагая эти функции на водителей. В результате в рейс выходит неисправная техника. Но самое главное: в новых условиях не представляется возможным контроль за режимом труда и отдыха водителей со стороны служб министерств здравоохранения и транспорта и Ространснадзора. Владельцы автопредприятий пользуются этим и нещадно эксплуатируют водителей, считает Владимир Луговенко.

Результаты мониторинга состояния здоровья водителей, выходящих в рейс, таковы, что о них, как об ингредиентах колбасы, лучше не знать. Иначе пропадает всякая охота садиться за руль своего автомобиля, а при каждом переходе дороги по «зебре» можно испытывать состояние стресса.

Председатель совета директоров ООО «Медсервис ПМО» Юрий Фесенко, занимающийся внедрением методов телемедицинских технологий контроля здоровья водителей на автопредприятиях, рассказал, что в одной из московских фирм два человека скончались за рулём. В другой автобазе при первой проверке 40% водителей были не допущены к рейсам. Сотрудники «Медсервиса» проанализировали около 500 сюжетов, висящих в Интернете и записанных с помощью видеорегистраторов. На них зафиксированы случаи, когда машины без всяких видимых причин выходят на «встречку», через две сплошные полосы несутся в кювет и переворачиваются. «Мы пришли к выводу, просмотрев эти сюжеты, что люди за рулём отключились на мгновение от усталости. Хорошо, что в этих сюжетах на встречной полосе никого не было», — свидетельствует Ю. Фесенко.

«Жизнь заставляет уже ставить вопрос так: нужно ли уходить обратно в Советский Союз и, соответственно, создавать крупные автотранспортные предприятия либо идти по какому-то другому пути?» — заявил на совещании Владимир Луговенко.

Поправки, подготовленные минтрансом к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», призваны исправить историческую ошибку: уравнять требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Они также предусматривают создание условий для возвратного социально-экономического процесса: образования крупных автоперевозочных предприятий. Речь в первую очередь идёт о том, что водители всех автобусов и грузовых автомобилей независимо от форм собственности должны проходить предрейсовый медицинский осмотр на специализированных парковках. Это позволит уравнять требования в отношении и юрлиц, и индивидуальных предпринимателей в плане охраны труда и техники безопасности водителей. В этом же законопроекте есть новелла, согласно которой предусматривается введение единого реестра для специализированных парковок. К ним указывается перечень требований, обязательных к применению. В частности, все физические лица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили, обязаны обзавестись тахографами.

НО… МОЖНО ЛИ войти второй раз в одну и ту же воду? Какие бы хорошие законы ни принимались, они не будут работать в условиях социально-экономической системы, основанной на господстве частной собственности и изменившей менталитет людей. Особенно сложно сделать законопослушными работников, которые заняты в такой коррупционноёмкой отрасли, как транспортные перевозки грузов.

Помнится, в конце 1980-х годов газета «Московские новости» озадачилась проблемой отсутствия предпринимательской жилки у населения и опубликовала статью с выразительным заголовком «Нам нужны чичиковы». Голос прорабов перестройки был услышан. Если посидеть у телевизора вечером, то спать придётся ложиться с тягостным ощущением: впечатление такое, что сейчас в стране нет уже никого, кроме чичиковых.

На заседании Координационного совета об этом лишний раз напомнил представитель профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков. Он сказал, что все усилия законотворцев по наведению порядка в отрасли могут свестись на нет из-за проблемы махинаций с путевыми листами: «Эта проблема приняла обширный характер не только в Москве, но и в регионах. В Интернете можно легко найти объявления о продаже путевых листов. На них стоит подпись медицинского работника и механика, и все они заранее проштампованы.

Недавно было ДТП в Нижнем Новгороде с участием такси. Дверь автомобиля открылась — и из «бардачка» машины высыпалась… целая пачка путевых листов, проштампованных на два месяца вперёд», — рассказал профсоюзный активист.

Просмотров: 546

Другие статьи номера

10 дней календаря

1 ноября

— 70 лет назад СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска».

Ален Делон: талант и судьба
Бытует миф, будто для взлёта на кинематографический олимп мужчине достаточно обладать красотой Аполлона и умением подать себя перед камерой. А если эффектные внешние данные ещё и приправлены хотя бы крупицей актёрского таланта, то успех обладателю ангельского «лика» просто гарантирован. Однако на практике сногсшибательная внешность зачастую лишь превращает артистов в заложников диктуемого ею шаблонного амплуа героев-любовников.
Первая пятилетка товарища Си
В Пекине прошёл V пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 18-го созыва. Собравшиеся обсудили и одобрили проект 13-го пятилетнего плана развития страны на период 2016—2020 гг.
Пульс планеты

АНКАРА. За четыре дня до парламентских выборов в Турции было прекращено вещание оппозиционных каналов медиа-холдинга «Коза-Ипек», в который входят 22 компании. 28 октября полиция штурмовала стамбульский офис телеканалов «Богюн ТВ» и «Канал Тюрк». «Свободную прессу не остановить!» — скандировали собравшиеся манифестанты. Участники протестов убеждены, что на такой шаг власти пошли для того, чтобы получить полный контроль над СМИ накануне голосования. Демонстрация закончилась столкновениями с полицией, пустившей в ход дубинки и водомёты для разгона протестующих.

Родители не хотят беднеть
Если государство не усилит поддержку семей с детьми, рождаемость в Латвии продолжит падать, считает демограф Илмар Межс, об этом сообщает «Регнум» со ссылкой на интернет-портал Rus.delfi.lv.
Мадуро призвал удвоить усилия

ПРЕЗИДЕНТ Венесуэлы Николас Мадуро обратился к гражданам страны с призывом защитить «мир и спокойствие» в день парламентских выборов, намеченных на 6 декабря 2015 года. Он также призвал венесуэльцев начать сбор подписей в поддержку так называемого общественного договора, цель которого — обеспечить уважение к итогам выборов и избежать насилия и кровопролития, сообщает агентство AVN.

Нужны новые победы над фашистской чумой
Ровно 71 год назад благодаря успешному проведению Восточно-Карпатской наступательной операции соединениями Четвёртого и Первого Украинских фронтов советские войска окончательно освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков.
Облом с топинамбуром

ОХ И БЕДА РОССИИ от этих «эффективных собственников» и «креативных менеджеров»! Господин олигарх Прохоров в 90-е годы практически даром приобрёл промышленные предприятия бывшего Советского Союза, обогатился на готовом — на том, что было создано трудом других людей. Но все его попытки предпринять что-то созидательное неизменно проваливались.

Россиян обещают вдоволь накормить гречневой кашей
Производители и поставщики гречки заявляют, что впервые за несколько лет столкнулись с избытком предложения на рынке. Это связано с хорошим урожаем гречихи и резким падением её продажи в другие страны. Некоторые эксперты полагают, что цены на эту крупу могут упасть ниже прошлогодних значений.
Когда-то на селе ходили автобусы…
Реформа местного самоуправления в Егорлыкском районе Ростовской области прошла в марте нынешнего года. Районное Собрание территории было сформировано из глав сельских поселений и поселенческих депутатов. Должность председателя (и по совместительству — главы района) досталась представителю от райцентра, директору муниципального автотранспортного предприятия Виктору Гончарову. А Павлу Павлову, бывшему главе района, не нужно было и кресло менять: он остался в своём кабинете в роли сити-менеджера. Не прошло и полгода после очередных властных пертурбаций, как хуторяне, особенно жители отдалённых населённых пунктов, на своей шкуре почувствовали их последствия.
Все статьи номера