Главная  >  Номера газеты  >  №121 (30327) 30 октября — 2 ноября 2015 года  >  Ален Делон: талант и судьба

Ален Делон: талант и судьба

№121 (30327) 30 октября — 2 ноября 2015 года
1 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Бытует миф, будто для взлёта на кинематографический олимп мужчине достаточно обладать красотой Аполлона и умением подать себя перед камерой. А если эффектные внешние данные ещё и приправлены хотя бы крупицей актёрского таланта, то успех обладателю ангельского «лика» просто гарантирован. Однако на практике сногсшибательная внешность зачастую лишь превращает артистов в заложников диктуемого ею шаблонного амплуа героев-любовников.

К СЧАСТЬЮ, столь незавидная участь обошла стороной общепризнанного красавца европейского кинематографа — знаменитого французского актёра Алена Делона, отмечающего 8 ноября 80-летний юбилей. Правда, неотразимость на экране далеко не всегда играла ему на руку: кумира многих поколений и по сей день нередко обвиняют в том, что свою легендарную красоту он превратил в бренд, который нещадно эксплуатировал. Впрочем, такие упрёки обычно слышатся от тех, кто рассматривает творчество Делона исключительно сквозь призму его незабываемых синих глаз. Бесспорно, изначально француз попал в кино только благодаря счастливому случаю и незаурядным внешним данным. Однако вряд ли Алену удалось бы задержаться там на многие десятилетия и снискать мировую славу, не обладай он подлинным обаянием и даром лицедейства, способностью влюблять в себя публику и умением раскрывать на экране сложные и разнообразные характеры — будь то киллер или Казанова, преступник или блюститель закона, авантюрист или политик.

На самом деле за свою более чем полувековую карьеру Делон не слишком часто играл обольстителей. Его, скорее, можно назвать королём полара — смеси полицейского боевика с детективом: ведь центральными персонажами, прошедшими через всю киножизнь актёра, были полицейские и преследуемые законом. Главное же, кинозвезду Старого Света привлекали не только бунтари и искатели приключений, но и отторгнутые обществом личности «со сдавшими тормозами», невольные жертвы обстоятельств, пытающиеся переломить судьбу. В послужном списке Алена есть целый ряд социально-психологических лент: «Двое в городе», «Вдова Кудер», «Первая ночь покоя», «Месье Кляйн», «Как бумеранг», «Раса господ», благодаря которым артист по праву вошёл в плеяду «священных чудовищ французского кинематографа» наряду с Жаном Габеном, Жераром Филипом, Жаном Маре.

Чтобы окончательно доказать, что творчество Делона — отнюдь не сплошная эксплуатация внешних данных, достаточно напомнить: свою единственную премию «Сезар» — высшую награду французской киноакадемии (аналог американского «Оскара») — Ален получил за фильм Бертрана Блие «Наша история», в котором с риском для карьеры сыграл не традиционного рокового красавца, а небритого алкоголика с помятым лицом.

К тому же вряд ли такие гранды европейской кинорежиссуры, как Висконти, Антониони, Клеман, Мельвиль или Лоузи, стали бы неоднократно снимать в своих картинах Делона, будь он обыкновенной пустышкой со смазливой мордашкой. Да и выдающиеся партнёры и партнёрши Алена — Жан Габен, Бёрт Ланкастер, Лино Вентура, Симона Синьоре, Анни Жирардо — никогда не вошли бы в один кадр с тем, кого считали всего лишь заурядным красавчиком, и уж тем более не согласились бы вторично встретиться с ним на съёмочной площадке. Но, обладая особым магнетизмом, Делон умел влюблять в себя любую публику, в том числе и опытных коллег по цеху. Не зря великий Габен сыграл с ним аж в трёх лентах («Мелодия из подвала», «Сицилийский клан», «Двое в городе»), а оскароносная и очень разборчивая в «напарниках» Синьоре — в двух («Вдова Кудер», «Сожжённые риги»).

Говоря о творчестве Делона, нельзя забывать, что на определённом этапе карьеры он стал не только актёром, но и продюсером и с этого момента, увы, оказался между молотом и наковальней, отчаянно пытаясь «сбалансировать» приверженность к качественному, интеллектуальному кино и необходимость отдавать предпочтение коммерческим, беспроигрышным, с точки зрения кассовых сборов, сюжетам. Угождая эстетам, он терял деньги, а снимая и снимаясь на потребу публике, получал отповедь от кинокритиков. Не случайно в лентах великих мастеров Старого Света Делон выглядит превосходно (образы, созданные Аленом на заре его блистательной карьеры в «Затмении», «Рокко и его братьях», «Леопарде», «На ярком солнце», позднее вошли во все учебники по киноискусству), а вот в собственных картинах — значительно слабее. Впрочем, это нисколько не умаляет его достоинств как одного из ярчайших представителей мирового киноискусства второй половины XX века.

Актёр кино и театра, режиссёр, продюсер, сценарист, Ален Делон — живое воплощение афоризма Томаса Манна: «Талант — это способность обрести судьбу». Именно про таких, как он, говорят: «Человек, сделавший себя сам». И хотя имя знаменитого сердцееда, по-прежнему считающегося эталоном мужской красоты, всегда было овеяно слухами — артиста обвиняли в связях с марсельской мафией и финансовых махинациях, в поломанных женских судьбах и даже в убийстве, — импозантный француз по праву заслужил титулы символа эпохи, мужчины-мифа, легенды, национального героя. За свою долгую жизнь в «важнейшем из искусств» он снялся в сотне фильмов, в большинстве из которых сыграл главную роль.

Делона нередко называют баловнем фортуны (такая головокружительная карьера для обладателя диплома мясника, не окончившего даже среднюю школу!), забывая о том, как долго и упорно Алену пришлось доказывать, что он не просто типичный красавчик, а личность, актёр: ведь признание людьми самобытности и многогранности его человеческой натуры было для артиста чрезвычайно важным моментом. И остаётся таким по сей день, когда он уже больше не снимается, но продолжает выходить на театральную сцену, часто вспоминая высказывание одного из своих героев: «Старость — самое неожиданное, что подстерегает нас в жизни».

Ален Делон всегда пользовался огромной популярностью в нашей стране, особенно после того, как в 1979 году на экраны в СССР вышел политический детектив Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43», в котором актёр исполнил роль инспектора Фоша. Кстати, в 2012-м француз вновь удостоил вниманием наш кинематограф, снявшись в ленте «С Новым годом, мамы!», где сыграл самого себя в одной из новелл. К сожалению, советскому зрителю Ален Делон был больше известен по приключенческим фильмам («Чёрный Тюльпан», «Зорро») и лентам в стиле полар («Смерть негодяя», «Троих надо убрать», «Слово полицейского», «За шкуру полицейского», «Не будите спящего полицейского», «Неукротимый»). Поэтому неудивительно, что в 1978 году в знаменитом мультфильме Ефима Гамбурга «Ограбление по…» появился персонаж-пародия на Делона как героя многочисленных боевиков. Увековечила имя кинозвезды и рок-группа «Наутилус Помпилиус», утверждавшая в своём шлягере: «Ален Делон не пьёт одеколон, а пьёт двойной бурбон».

В 2005 году французский актёр, прибывший в Москву на церемонию закрытия международного кинофестиваля «Лики любви», был удостоен почётной награды за долгую творческую жизнь в кино «как самый романтический любовник и самый неотразимый мужчина века». На вопрос журналистов: «Трудно ли быть идолом?» — он, нисколько не смущаясь, ответил: «Если бы мне это не нравилось, сделал бы всё, чтобы перестать быть полубогом». Да, актёр по-прежнему уверен в своей неотразимости, хотя теперь уже относится к ней — как к остаткам былой роскоши — с иронией. Наверно, именно поэтому одной из последних работ в кинокарьере Делона стала роль Гая Юлия Цезаря в комедии «Астерикс на Олимпийских играх», где артист, стоя с живым леопардом у громадного зеркала, произносит монолог, в котором, шутливо используя названия своих фильмов, провозглашает:

Не властно время,

он мужает…

Не седина в его волосах,

а блеск…

Цезарь бессмертен…

надолго!

Цезарь всего достиг, всех

покорил!

Он леопард! Он самурай!

Он ничего никому

не должен — ни Рокко,

ни его братьям,

ни сицилийскому клану…

Цезарь из расы господ…

Премия «Сезар» за лучшего

императора — Цезарю!

Аве мне!

Просмотров: 443

Другие статьи номера

10 дней календаря

1 ноября

— 70 лет назад СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска».

Первая пятилетка товарища Си
В Пекине прошёл V пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 18-го созыва. Собравшиеся обсудили и одобрили проект 13-го пятилетнего плана развития страны на период 2016—2020 гг.
Пульс планеты

АНКАРА. За четыре дня до парламентских выборов в Турции было прекращено вещание оппозиционных каналов медиа-холдинга «Коза-Ипек», в который входят 22 компании. 28 октября полиция штурмовала стамбульский офис телеканалов «Богюн ТВ» и «Канал Тюрк». «Свободную прессу не остановить!» — скандировали собравшиеся манифестанты. Участники протестов убеждены, что на такой шаг власти пошли для того, чтобы получить полный контроль над СМИ накануне голосования. Демонстрация закончилась столкновениями с полицией, пустившей в ход дубинки и водомёты для разгона протестующих.

Родители не хотят беднеть
Если государство не усилит поддержку семей с детьми, рождаемость в Латвии продолжит падать, считает демограф Илмар Межс, об этом сообщает «Регнум» со ссылкой на интернет-портал Rus.delfi.lv.
Мадуро призвал удвоить усилия

ПРЕЗИДЕНТ Венесуэлы Николас Мадуро обратился к гражданам страны с призывом защитить «мир и спокойствие» в день парламентских выборов, намеченных на 6 декабря 2015 года. Он также призвал венесуэльцев начать сбор подписей в поддержку так называемого общественного договора, цель которого — обеспечить уважение к итогам выборов и избежать насилия и кровопролития, сообщает агентство AVN.

Нужны новые победы над фашистской чумой
Ровно 71 год назад благодаря успешному проведению Восточно-Карпатской наступательной операции соединениями Четвёртого и Первого Украинских фронтов советские войска окончательно освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков.
Облом с топинамбуром

ОХ И БЕДА РОССИИ от этих «эффективных собственников» и «креативных менеджеров»! Господин олигарх Прохоров в 90-е годы практически даром приобрёл промышленные предприятия бывшего Советского Союза, обогатился на готовом — на том, что было создано трудом других людей. Но все его попытки предпринять что-то созидательное неизменно проваливались.

Россиян обещают вдоволь накормить гречневой кашей
Производители и поставщики гречки заявляют, что впервые за несколько лет столкнулись с избытком предложения на рынке. Это связано с хорошим урожаем гречихи и резким падением её продажи в другие страны. Некоторые эксперты полагают, что цены на эту крупу могут упасть ниже прошлогодних значений.
Когда-то на селе ходили автобусы…
Реформа местного самоуправления в Егорлыкском районе Ростовской области прошла в марте нынешнего года. Районное Собрание территории было сформировано из глав сельских поселений и поселенческих депутатов. Должность председателя (и по совместительству — главы района) досталась представителю от райцентра, директору муниципального автотранспортного предприятия Виктору Гончарову. А Павлу Павлову, бывшему главе района, не нужно было и кресло менять: он остался в своём кабинете в роли сити-менеджера. Не прошло и полгода после очередных властных пертурбаций, как хуторяне, особенно жители отдалённых населённых пунктов, на своей шкуре почувствовали их последствия.
Карп специального назначения
Клёва не было, хотя карпы молотили по воде здоровенными хвостами рядом с лодкой, обдавая меня брызгами. Вижу, как от соседнего пруда, что за дорогой, где рыбы тоже полно, возвращается самарский писатель Евгений Чебалин, который и заманил меня сюда на рыбалку. И у него тоже, как говорят, по нулям… Спросить бы у Ларькова, хозяина здешних прудов, почему карпы воротят носы от нашей наживки? Но Ларьков укатил по своим фермерским делам.
Все статьи номера