В сентябре 2015 года Высшая аттестационная комиссия при министерстве образования и науки РФ внесла теологию в перечень научных специальностей, по сути возвращаясь из XXI века в век XIX. Теперь специалисты-теологи вновь смогут защищать диссертации и получать степени кандидатов и докторов наук.
НАДО ОТМЕТИТЬ, что и ранее никто не мешал религиозным организациям самостоятельно в своих учебных заведениях обучать различным религиозным специальностям и присуждать какие угодно степени и звания. Сам патриарх Кирилл — кандидат богословия Ленинградской духовной академии аж с 1970 года, с советских «атеистических» времён. Теперь же официальная учёная степень кандидата или доктора теологии предоставит своему обладателю многочисленные льготы и привилегии, установленные законодательством, и распахнёт двери в научное сообщество.
Не каждый даже верующий человек сможет чётко ответить на вопрос: что же такое теология? В буквальном переводе с греческого — учение, слово о боге или богословие. В каких-либо официальных документах и правовых актах определение теологии отсутствует. Нет его даже в паспорте самой научной специальности, утверждённом недавно ВАК. Суть теологии религиозные организации всегда определяли для себя самостоятельно. Ещё в проекте об учреждении Московского университета, утверждённом императрицей Елизаветой Петровной в 1755 году, богословие исключалось из структуры университета: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду». Кафедра богословия появилась там лишь в 1819 году.
Главным проводником идеи включения теологии в перечень научных специальностей на протяжении многих лет выступало руководство РПЦ. Патриарх Кирилл в январе 2015 года, выступая в Госдуме на Рождественских встречах, так описал этот процесс: сначала духовенству, по выражению самого патриарха, удалось «пробить возможность» изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры, в том числе в светских государственных университетах. Как высказался глава РПЦ, «можно быть магистром, а нельзя быть доктором только потому, что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин». Патриарх сослался на мировую практику, что «во всём мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя». Теперь, как мы видим, духовенство успешно пролоббировало и эту идею.
Не вступая в древний спор между наукой и религией по проблемам бытия, необходимо ответить на вполне конкретный вопрос: нарушается ли в данном случае положение основ конституционного строя о светском характере Российского государства? Если да, то в чём именно? Наука — это часть государственной политики. Не случайно соответствующий федеральный закон носит наименование «О науке и государственной научно-технической политике», а государство по Конституции — светское. Поэтому включение теологии в перечень научных дисциплин ВАК нарушает принцип отделения церкви от государства и подрывает его светский характер.
В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С тех пор Россия остаётся светским государством. Эта норма вошла и в действующую Конституцию 1993 года, только словосочетание «школы от церкви» незаметно ушло из формулировки. Как видим, религия медленно, но верно возвращается сначала в среднюю школу, затем в высшую школу, а теперь уже и в науку. Наверное, будет логичным, если первую официальную учёную степень доктора теологии присвоят патриарху Кириллу. Кстати, согласно действующему Уставу РПЦ, кандидат на должность патриарха должен иметь высшее богословское образование, но об учёной степени ничего не сказано. Изменят ли теперь религиозные организации, в том числе РПЦ, свои нормативные документы? Введут ли требование об обязательности учёной степени для кандидатов на высшие церковные должности?
Ещё в 2007 году десять академиков Российской академии наук, в число которых вошёл и нобелевский лауреат коммунист Жорес Алфёров, выступили с открытым обращением к В.В. Путину, в котором выразили беспокойство по поводу активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни. Это письмо, сегодня ставшее ещё более актуальным, завершалось словами: «Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».
Молдавские коммунисты против досрочных выборов парламента, но за отставку кабинета Валерия Стрельца
ЛИДЕР Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Владимир Воронин провёл на днях в Кишинёве пресс-конференцию, на которой высказался по широкому спектру вопросов, сегодня активно обсуждающихся в молдавском обществе.
СЛОЖНАЯ социально-экономическая ситуация в Латвии порождает массовую миграцию её жителей. В год республика теряет по 20—25 тысяч человек, и число тех, кто покидает её в поисках достойной жизни, не снижается, информирует агентство «Регнум». Отток из Латвии людей также является одной из причин статистического уменьшения нуждающихся, безработных и подверженных риску бедности, заявляет министерство благосостояния. Так, собственно, и было до недавних пор: в апреле нынешнего года — 3,06 процента, в мае — 2,97, в июне — 2,81, в июле — 2,71 процента.
Спектакли о войне на сцене МХАТ имени М. Горького
Это, пожалуй, не очень точно сказано, что два спектакля, поставленные в театре Татьяны Дорониной к 70-летию Великой Победы, — «о войне». Может быть, точнее — о людях во время войны? Но и так не совсем верно, ибо в одном из этих двух лишь начало происходит в военную пору, а всё дальнейшее — после, в годы мирные.
80% сокращаемых медработников не получают предложений о трудоустройстве при увольнении
О кадровых сокращениях в своих учреждениях в ходе оптимизации здравоохранения в 2014—2015 годах заявили более половины медицинских работников, причём почти в 80% случаев увольняемым не предлагается никакой альтернативы, свидетельствуют данные опроса фонда «Здоровье».