Главная  >  Номера газеты  >  №112 (30318) 9—12 октября 2015 года  >  Учитель — профессия творческая

Учитель — профессия творческая

№112 (30318) 9—12 октября 2015 года
1 полоса
Автор: Олег ЛАРИОНОВ.

Учитель высшей категории, тренер-преподаватель, депутат Совета Новленское сельское поселение Вологодского муниципального района коммунист Сергей Александрович Мисенин, который большую часть жизни отдал Березниковской основной общеобразовательной школе имени Е.М. Ставцева, одной из лучших в Вологодском районе, — энтузиаст и настоящий новатор в педагогической сфере. Трудно найти такую школу (не только сельскую!), где в течение многих лет успешно проводились бы соревнования по волейболу среди учащихся и учителей, а учащиеся добивались значительных достижений на областном и всероссийском уровнях.

В ЧЁМ ЖЕ ЕГО НОВАТОРСТВО? Об этом я скажу ниже. Но зиждется это новаторство прежде всего на том, что С.А. Мисенин в душе лелеет напрочь отвергнутую «реформаторами» эпохи предательства Советской страны массовость — в физкультуре, спорте, образовании. К слову сказать, именно гигантский потенциал массовой образованности, строящейся на бережном раскрытии талантов и заложенной советской системой, уже утраченный в новой эпохе, до сих пор не позволяет мировому американскому хищнику опередить Россию в оружии возмездия. А индивидуализм, культ золотого тельца и «элитарность» быстро привели страну к деградации во всех сферах. И не случайно и ребята, и учителя Березниковской школы «на ура» восприняли известие о восстановлении забытой советской системы ГТО (в День знаний 1 сентября этому событию были даже посвящены небольшие соревнования с шефами — представителями вологодского ОМОНа). Правда, не все, наверное, знают, что современные нормы значительно снижены по сравнению с теми, что успешно сдавали бабушки и дедушки, мамы и папы нынешних учеников. Вот так вот. И это не ошибка чиновников от спорта, а признание того, что современная молодёжь не очень-то подготовлена физически.

Лично я считаю себя человеком, далёким от спорта, несмотря на то что десяток лет небезрезультатно занимался спортивным плаванием и всю жизнь велосипедом. С тех пор как развалили страну и простые русские парни перестали в пух и прах громить хвалёных канадских профессионалов, я долгие годы выключал спортивные новости, чувствуя, что отголосок предательства и сдачи позиций докатился и до этой вроде бы не политической сферы (помните, канадцы бились в хоккее за зелёные бумаги, а русские — за идею, и русские побеждали!). Мне было противно слушать, как какой-то иностранный клуб «купил» российского игрока. И ничего не изменилось, я до сих пор воспринимаю это как продажность. Вот такой я ретроград (а ведь для нового менталитета это в порядке вещей!).

А когда пообщался с Сергеем Александровичем, человеком моего поколения, одних со мной убеждений, человеком, который, вопреки пагубным новациям, на своём энтузиазме воплощает советские принципы массовости и доступности спорта и образования в жизнь, появилась надежда. Надежда на то, что всё ещё вернётся на круги своя.

В профессии Сергей Александрович — с 1974 года. После окончания факультета истории и обществоведения Вологодского государственного педагогического института шесть лет отработал в Андреевской школе Вашкинского района. С 1980 года назначен директором Березниковской школы Вологодского района. Вот здесь и развернулись в полной мере его способности.

Как учитель истории стал успешным наставником юных волейболистов? С одной стороны, здесь есть элемент случайности, с другой — вовсе нет. Дело в том, что супруга Сергея Александровича тоже историк. А в сельской школе по количеству часов требовался только один учитель истории. Впрочем, переквалифицироваться Сергею Александровичу не пришлось, ведь он с детства любит спорт и активно им занимается. И тогда качества настоящего историка — дотошность, стремление все систематизировать, разложить по полочкам — проявились в новой сфере педагогической деятельности.

Во времена его детства почти в каждой деревне была своя импровизированная волейбольная площадка. Играли и взрослые, и дети. Азы волейбола он постигал именно там. Поэтому вполне естественно, что в институте стал регулярно посещать факультет спортивного усовершенствования. Как и в Андреевской, так и в Березниковской школе Сергей Александрович организовал волейбольные команды — одну из учеников, другую из учителей. Одновременно он тренирует ребят в районной ДЮСШ.

Самым главным С.А. Мисенин считает с раннего возраста вовлекать детей в занятия физкультурой и спортом, причём не избранных, а всех. Да, гораздо проще отобрать лучших, вести их к победам на соревнованиях, а про остальных забыть. Но тренер категорически против этого. В чём его новаторство? Он скрупулезно ведёт мониторинг общей физической подготовки учеников с первого по девятый классы, отслеживает формирование личного спортивного портфолио каждого ученика на протяжении всего процесса обучения. И уже по окончании школы девятиклассник получает табель общей физической подготовки за все девять лет обучения. Это своего рода спортивный паспорт. В табеле отражена динамика роста, дана исчерпывающая информация о возможностях ученика, его достижениях. И это наряду с зачётами и тестами в соответствии с учебной программой по физкультуре.

Усилиями С.А. Мисенина оформлены стенды с чемпионскими кубками и грамотами, списками чемпионов и рекордсменов, постоянно пополняется фильмотека с видеоматериалами о всероссийских областных и районных соревнованиях, в которых принимали участие его ученики. Спортивный школьный музей, как и общешкольная Доска почёта, — это его детище.

В каждом классе С.А. Мисенин формирует по два, а иногда и по три состава игроков. По мере совершенствования навыков ребята могут переходить в высший состав. Это одна из составляющих системы морального стимулирования, разработанная тренером. Очень зажигает личный пример наставников. За учительскую команду всегда идут болеть ученики, а за команду учеников — учителя. Играют и родители, играют и выпускники.

В школе дважды в год проводится турнир по волейболу, посвящённый памяти бывшего ученика, бойца вологодского ОМОНа Евгения Ставцева, который погиб в Чечне при исполнении служебных обязанностей. Его имя теперь носит школа. Коллеги Евгения, вологодские омоновцы, регулярно проводят с ребятами военно-спортивные игры.

Сергей Александрович прекрасно понимает, что без личности педагога созданная им система подготовки учеников будет пробуксовывать. Он уже подыскал себе преемника — молодого учителя Михаила Полякова. И уверен, что передаст дело своей жизни в надёжные руки. Пожелаем обоим успеха!

Просмотров: 508

Другие статьи номера

10 дней календаря

11 октября

— 125 лет назад родился А.И. Ямпольский (1890—1956) — советский скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР. Создатель одной из крупнейших советских скрипичных школ. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории (с 1926 г.).

Аванте! Вперёд!
В окрестностях Лиссабона прошёл фестиваль газеты Португальской коммунистической партии «Аванте!» По приглашению Коммунистической партии Португалии (ПКП) участие в нём приняли и представители КПРФ.
Это не соло Китая, а концерт большого оркестра
Великую китайскую мечту о великом обновлении страны лидеры КНР, выступая с самых высоких трибун, связывают с созданием «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».
В Таджикистане развёрнута «охота на ведьм»

ПАРТИЯ исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) признана экстремистско-террористической организацией. Теперь за членство в ней гражданам будет грозить уголовное преследование. Тем временем в стране продолжаются аресты: вслед за активистами ПИВТ задерживаются их адвокаты.

Братское сотрудничество

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА остаётся крупнейшим торговым партнёром Вьетнама. В течение пер-вых десяти месяцев нынешнего года объём двусторонней торговли составил уже 49,3 миллиарда долларов. Об этом сообщило на днях Центральное статистическое управление СРВ.

Власти в отставку не собираются

В столице Молдавии почти непрерывно проходят протестные акции

НАРОД пока по-хорошему просит нынешних властителей сложить свои полномочия, с которыми они явно не справляются. Об этих событиях не раз рассказывала «Правда».

Киев щедр на воинственные заявления
И недели не прошло после заседания глав государств в «нормандском формате» в Париже, как стало понятно: Украина не собирается выполнять никаких договорённостей.
За счёт простых пенсионеров

Минфин России причинами кризиса в экономике РФ и пенсионной системе называет лишь снижение цен на экспортируемое сырьё и введение санкций в отношении России. Разрешить проблему дефицита федерального бюджета и дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) минфин России предлагает за счёт российских пенсионеров.

Я б в чиновники пошёл…

Почему молодёжь стремится не в реальный сектор экономики, а в государственный сектор управления?

В провинции реального-то сектора экономики нет. Остались одни конторы. Реальный сектор за сотни километров от дома, с вахтовым методом и «серой» зарплатой. Вот почему попасть в контору — большая удача. Во-первых, рядом с домом. Во-вторых, гарантированная, неплохая зарплата и в перспективе повышенная пенсия.

Дары данайские

Болонская система разрушает образовательную сферу

В нашей стране, как и вообще на всём постсоветском пространстве, кризис в образовании в первую очередь оказался связанным с переходом к рынку, который привёл к тотальной замене и подмене базовых, смыслообразующих ценностей прежнего общества псевдоценностями, суррогатами и симулякрами. Непосредственной же причиной, так сказать, спусковым крючком и точкой невозврата к прежним культурным парадигмам было введение в конце 90-х годов принципов так называемой Болонской конвенции в нашу образовательную систему, которое, собственно, и запустило метастазы болезни, привело к поистине разрушительным последствиям.

Все статьи номера