Дары данайские

№112 (30318) 9—12 октября 2015 года
1 полоса
Автор: А. АСАРОВ. Республика Казахстан. г. Актобе.

Болонская система разрушает образовательную сферу

В нашей стране, как и вообще на всём постсоветском пространстве, кризис в образовании в первую очередь оказался связанным с переходом к рынку, который привёл к тотальной замене и подмене базовых, смыслообразующих ценностей прежнего общества псевдоценностями, суррогатами и симулякрами. Непосредственной же причиной, так сказать, спусковым крючком и точкой невозврата к прежним культурным парадигмам было введение в конце 90-х годов принципов так называемой Болонской конвенции в нашу образовательную систему, которое, собственно, и запустило метастазы болезни, привело к поистине разрушительным последствиям.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО? В перестроечном азарте была скопирована система, уже глубоко поражённая кризисом, тем самым, все её пороки и болячки автоматически перенесены на нашу почву. Это напоминает сюжет из древнегреческой мифологии. Данайцы, не сумев взять осадой Трою, сделали вид, что уходят, и оставили у ворот города огромного деревянного коня — как бы в подарок. Троянцы, воодушевлённые победой и обрадовавшиеся подарку, закатили коня внутрь городских стен. Результат известен: воины-данайцы, спрятанные внутри «коня», ночью открыли ворота, данайцы вошли в спящий город и Троя была разрушена. Так вот, Запад, кроме прочего, подарил нам современного троянского коня в виде Болонской системы, — конечно, упакованного в прогрессивно-демократическую мишуру. А при вскрытии оказалось, что внутри неё самые что ни на есть «данайские дары».

Первый из них имел вроде бы вполне безобидное в русле рыночной терминологии и психологии понятие — «образовательные услуги». Оно прочно вошло и в официальные документы, и в повседневный обиход в системе учебных заведений. На самом деле данное понятие неверно по сути, поскольку образование — это не услуга, это — долг общества и государства по отношению к подрастающему поколению. Разница между ними очевидна: услуга — это то, что подлежит оплате, а долг — моральная обязанность, не предполагающая никакой оплаты.

Позволю себе аналогию. Когда родители передают своим детям понимание добра и зла, долга и чести, стыда и совести, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что надобно любить и что ненавидеть, чем гордиться и чего стыдиться, за что следует наказывать, а за что поощрять, они стараются привить чувство и осознание полноценной семьи, рода, родины, родной земли и т.д., неужели можно говорить, что отец и мать оказывают детям «воспитательные услуги»? А можно ли называть бескорыстную, искреннюю, дружескую помощь «партнёрскими услугами»? Или всевозможные отношения между супругами — «супружескими услугами»? А ведь понятие «услуги» может обернуться бумерангом в будущем уже со стороны новых поколений по отношению к стране, Отчизне, государству... В этом году мы отпраздновали 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Неужели у кого-то повернётся язык сказать, что миллионы наших предков «оказывали услуги» своему государству? Нет, они честно, бескорыстно и до конца исполнили, жертвуя своей кровью и своими жизнями, священный долг перед своей землёй, родиной, народом.

Мне непонятно, почему сегодня государство превращает свой долг перед молодым поколением, по сути, перед своим будущим, в отвратительно звучащее в данном контексте слово «услуги». Почему государство торгуется с нашими детьми? Мы до сих пор не поняли, насколько вредоносным и разлагающим всю духовную, ценностную сущность целостного отечественного образования оказалось словосочетание «образовательные услуги».

Вторым по зловредности «данайским даром» Болонской системы является так называемый тестовый контроль знаний обучающихся.

Само по себе тестирование как инструмент промежуточного, я бы сказал, симптоматического контроля знаний в строго определённых границах не вызывает особых возражений, но именно только как инструмент локального значения. Однако когда мы его превращаем в главный и основной метод контроля знаний, скажем, в виде злополучного ЕГЭ в России или ЕНТ (Единое национальное тестирование) в Казахстане, тестовый контроль становится контрольным выстрелом в самое сердце образования!

По своему смыслу и содержанию образование — это процесс, направленный на формирование у обучающихся целостного образа мира, природы, общества, человека и его места в этом мире. Ключевым в определении является понятие «целостного образа». Отсюда и моё утверждение о том, что «тестовый контроль — это контрольный выстрел в сердце образования», потому что тестирование по определению разбивает более или менее целостно-системные знания учеников на десятки тысяч кусков; другими словами, атомизирует все знания, полученные в школе и других учебных заведениях.

В результате получаем следующее. Всем известна такая головоломка — пазл. Для того чтобы сложить что-либо из многих кусков-фрагментов, очевидно, требуется знать общую картину того, что должно получиться в итоге. Без этого даже простой пазл сложить не всегда удаётся. А если перед нами тысячи, а то и десятки тысяч фрагментов, но не дана общая картина, то есть мы не знаем, что, собственно, нужно сложить? Тогда вероятность путём случайно-интуитивного перебора сложить пазл равна практически нулю. Точно такая же вещь происходит у нас в системе образования. Всё то, что ученики узнали в процессе обучения, разбивается на тысячи кусков-тестов, совершенно не стыкующихся между собой, а ведь по знанию каждого отдельного куска мы и собираемся судить и проверить общий уровень знаний учеников! Мягко говоря, это недоразумение. По итогам тестирования мы в лучшем случае проверяем память, а не образованность детей.

Современная наша школа, ориентированная с начала обучения до его окончания на тестовый контроль, в принципе вряд ли сможет достичь подлинной образованности своих питомцев, поскольку атомизация знаний не позволяет формировать хоть какой-либо целостный образ мира у обучающихся. Тестовый контроль — это видимость и имитация проверки уровня знания, а если откровенно называть вещи своими именами, то это смерть образования. Считаю, что вступительные экзамены в вузы должны проходить по традиционной билетной системе, но в письменной форме. Письменный ответ позволяет абитуриенту показать не просто своё знание конкретных дат, формул, фактов или правил, определений, а ещё и умение лаконично формулировать письменно свои мысли.

Чтобы начать выходить из образовательного кризиса в целом, в первую очередь необходимо безотлагательно отказаться от Болонской системы и начать радикальную переформатизацию и переструктуризацию в предметно-тематическом плане всего школьного обучения. Иначе мы рискуем остаться на развалинах образования, подобных руинам некогда великой Трои.

Просмотров: 416

Другие статьи номера

10 дней календаря

11 октября

— 125 лет назад родился А.И. Ямпольский (1890—1956) — советский скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР. Создатель одной из крупнейших советских скрипичных школ. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории (с 1926 г.).

Аванте! Вперёд!
В окрестностях Лиссабона прошёл фестиваль газеты Португальской коммунистической партии «Аванте!» По приглашению Коммунистической партии Португалии (ПКП) участие в нём приняли и представители КПРФ.
Это не соло Китая, а концерт большого оркестра
Великую китайскую мечту о великом обновлении страны лидеры КНР, выступая с самых высоких трибун, связывают с созданием «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».
В Таджикистане развёрнута «охота на ведьм»

ПАРТИЯ исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) признана экстремистско-террористической организацией. Теперь за членство в ней гражданам будет грозить уголовное преследование. Тем временем в стране продолжаются аресты: вслед за активистами ПИВТ задерживаются их адвокаты.

Братское сотрудничество

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА остаётся крупнейшим торговым партнёром Вьетнама. В течение пер-вых десяти месяцев нынешнего года объём двусторонней торговли составил уже 49,3 миллиарда долларов. Об этом сообщило на днях Центральное статистическое управление СРВ.

Власти в отставку не собираются

В столице Молдавии почти непрерывно проходят протестные акции

НАРОД пока по-хорошему просит нынешних властителей сложить свои полномочия, с которыми они явно не справляются. Об этих событиях не раз рассказывала «Правда».

Киев щедр на воинственные заявления
И недели не прошло после заседания глав государств в «нормандском формате» в Париже, как стало понятно: Украина не собирается выполнять никаких договорённостей.
Учитель — профессия творческая
Учитель высшей категории, тренер-преподаватель, депутат Совета Новленское сельское поселение Вологодского муниципального района коммунист Сергей Александрович Мисенин, который большую часть жизни отдал Березниковской основной общеобразовательной школе имени Е.М. Ставцева, одной из лучших в Вологодском районе, — энтузиаст и настоящий новатор в педагогической сфере. Трудно найти такую школу (не только сельскую!), где в течение многих лет успешно проводились бы соревнования по волейболу среди учащихся и учителей, а учащиеся добивались значительных достижений на областном и всероссийском уровнях.
За счёт простых пенсионеров

Минфин России причинами кризиса в экономике РФ и пенсионной системе называет лишь снижение цен на экспортируемое сырьё и введение санкций в отношении России. Разрешить проблему дефицита федерального бюджета и дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) минфин России предлагает за счёт российских пенсионеров.

Я б в чиновники пошёл…

Почему молодёжь стремится не в реальный сектор экономики, а в государственный сектор управления?

В провинции реального-то сектора экономики нет. Остались одни конторы. Реальный сектор за сотни километров от дома, с вахтовым методом и «серой» зарплатой. Вот почему попасть в контору — большая удача. Во-первых, рядом с домом. Во-вторых, гарантированная, неплохая зарплата и в перспективе повышенная пенсия.

Все статьи номера