Педагог, коммунист, патриот

Педагог, коммунист, патриот

№105 (30748) 27 сентября 2018 года
4 полоса
Автор: К.Ш. АХИЯРОВ. Академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель школы Башкирской АССР.

Учитель — совесть народа. Бороться надо за настоящего учителя, за настоящую личность педагога — думающего, преисполненного достоинства и гордости за свой труд, не допускающего и мысли о том, чтобы на белое сказать чёрное.

В.А. Сухомлинский.

ИСТОРИЯ становления и развития советской педагогической науки неразрывно связана с такими замечательными именами, как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко. В ряды славной когорты выдающихся советских педагогов по праву вошёл и сельский учитель и учёный Василий Александрович Сухомлинский, 100-летие со дня рождения которого наша общественность отмечает 28 сентября.

Имя члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Украинской ССР, лауреата Государственной премии Украинской ССР, Героя Социалистического Труда, бывшего директора Павлышской средней школы на Кировоградчине Василия Александровича Сухомлинского известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. И вполне объясним интерес руководителей школ, учителей, родителей и всех, кто причастен к благородному делу воспитания подрастающего поколения, к личности, жизненному пути и творческому наследию замечательного педагога.

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Кировоградской области, в крестьянской семье.

Он учился в местной семилетней школе, после её окончания в 1934 году поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и вскоре был зачислен студентом факультета украинского языка и литературы этого института. Занимался В.А. Сухомлинский с упоением. Через много лет, уже будучи членом-корреспондентом Академии педагогических наук, Василий Александрович на вопрос, чем он увлекался в студенческие годы, ответил: «Книгами...»

Серьёзная болезнь вынудила его в 1935 году прервать учёбу в институте. После выздоровления 17-летний комсомолец Сухомлинский стал учителем начальной школы, находившейся неподалёку от его родного села. В 1936 году учёба возобновилась: Василий Сухомлинский поступил на заочное отделение Полтавского педагогического института, в котором учился в своё время и А.С. Макаренко. Впоследствии Василий Александрович с гордостью называл Полтавский пединститут своей альма-матер.

С 1932 года и до начала Великой Отечественной войны В.А. Сухомлинский работал учителем украинского языка и литературы, а затем завучем Онуфриевской средней школы. Здесь в 1940 году он был принят кандидатом в члены Коммунистической партии.

…Утром 22 июня 1941 года прозвучало страшное, отдавшееся острой болью в сердце каждого советского человека слово «война». Три брата-коммуниста — Иван, Сергей и Василий Сухомлинские — ушли защищать Родину.

Выпускник краткосрочных военно-политических курсов В.А. Сухомлинский был назначен политруком роты в действующую армию. Он участвовал в тяжёлых оборонительных боях под Смоленском, в обороне столицы нашей Родины — Москвы. Горечь отступления, утрату боевых друзей и радость победы над ненавистным врагом под Москвой — всё это испытал молодой политработник.

В феврале 1942 года в бою за село Клепинино под Ржевом гвардии политрук В.А. Сухомлинский был тяжело ранен.

После длительного лечения в госпиталях рана затянулась, но осколки снаряда остались в груди навсегда. Врачи признали В.А. Сухомлинского инвалидом второй группы, и в просьбе снова отправить на фронт ему отказали. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, Василий Александрович был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы» и др.

Выписавшись из госпиталя, В.А. Сухомлинский едет в Удмуртскую АССР, в рабочий посёлок Ува, директором и учителем русского языка и литературы местной средней школы. Здесь, в Уве, в 1943 году он вступил в партию.

Весной 1944 года, после освобождения Украины от врага, Василий Александрович Сухомлинский возвратился в родные места. Работу заведующего Онуфриевским районо он совмещал с преподаванием в школе. В печати появились его первые публикации на педагогические темы.

В 1948 году В.А. Сухомлинский был назначен директором Павлышской средней школы. 23 года — до конца своей жизни — проработал он в этой школе. Здесь проявился его талант педагога, руководителя, обнаружилось незаурядное литературно-публицистическое дарование.

Учитель, директор школы, он пристально изучал педагогические явления, анализировал факты, обобщал опыт, осмысливал учебно-воспитательный процесс. И уже через семь лет на заседании учёного совета Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательной работы». А ещё через год вышла в свет его первая монографическая работа «Воспитание коллективизма у школьников». В пятидесятые годы В.А. Сухомлинский написал книги «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитание советского патриотизма у школьников», «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Труды сельского учителя вызвали многочисленные отклики читателей, а его монография «Воспитание коммунистического отношения к труду» получила высокую оценку на страницах журналов «Коммунист» и «Советская педагогика».

Василий Александрович всё время неустанно работал: искал, обобщал и совершенствовал свою самобытную методику обучения и коммунистического воспитания. С каждой новой книгой, статьёй всё больше раскрывался талант педагога и публициста, а его размышления и выводы, перерастая узкопедагогические рамки, охватывали разные стороны жизни человека.

С особой силой проявился талант В.А. Сухомлинского в шестидесятые годы. Именно тогда вышел целый ряд его книг: «Как мы воспитали мужественное поколение», «Верьте в человека», «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание моральных стимулов к труду у молодого поколения». Впервые педагог сформулировал свои общие взгляды на воспитание в книге «Духовный мир школьника», а в книге «Труд и нравственное воспитание» он уже рассматривает проблему нравственного развития нового человека в философском, этическом и эстетическом планах.

В книге «Человек неповторим» Василий Александрович, используя свой большой педагогический опыт, анализирует практику трудового воспитания учащихся сельской школы. Сравнительно небольшая книга «Дума о человеке» полна серьёзных раздумий о человеческом счастье, подлинном и мнимом, о становлении характера и воспитании чувств человека.

«Нравственный идеал молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе», «Чтобы в сердце жила Отчизна», «Нравственные заповеди детства и юности» и др. — это книги В.А. Сухомлинского, рассматривающие проблему формирования нового человека в разных аспектах. А монография «Павлышская средняя школа» раскрывает плодотворные усилия педагогического коллектива по воспитанию всесторон-не развитой личности. Здесь отражён 33-летний опыт педагогического труда, наполненный напряжёнными поисками и раздумьями.

Популярность приобрела талантливая книга педагога «Сердце отдаю детям». Это первая часть задуманной им трилогии. В ней освещаются жизнь, труд, учение, радости и огорчения одного поколения школьников — от того дня, когда они стали учениками, до окончания начальных классов. Эта книга уже выдержала 5 изданий. Она удостоена первой премии Педагогического общества УССР (1973 г.) и Государственной премии Украинской ССР (1974 г.).

В конце шестидесятых годов появились новые работы замечательного педагога, среди которых «Сто советов учителю», «Письма к сыну», «Родительская педагогика», «Проблемы всестороннего развития личности». Последней прижизненной публикацией В.А. Сухомлинского была статья «Слово к ученикам», напечатанная в «Правде» за день до его кончины.

Ряд книг педагога вышел уже после его смерти. Среди них — «Рождение гражданина» — вторая часть трилогии, посвящённая отрочеству. Затем были изданы его книги «Методика воспитания коллектива» (Киев, 1971 г.) (в русском издании она названа «Мудрая власть коллектива»), «Разговор с молодым директором школы» (М., 1973 г.), «Как воспитать настоящего человека» (М., 1975 г.). Все они высоко оценены педагогической общественностью. В Украинском республиканском издательстве «Радянська школа» вышли избранные произведения педагога в пяти томах.

В.А. Сухомлинский был активным общественным деятелем. Он избирался депутатом Павлышского поселкового и Онуфриевского районного Советов народных депутатов, членом Онуфриевского райкома и Кировоградского обкома Компартии Украины, членом президиума Педагогического общества УССР, работал в редколлегии республиканского журнала «Радянська школа», в Совете народного образования района, занимался агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной деятельностью. Задушевность, мягкость, простота Василия Александровича привлекали к нему родителей учащихся, жителей посёлка. Его уважали и ценили не только как выдающегося педагога, но и как замечательного человека.

В.А. Сухомлинский вёл обширную переписку. Только за последние годы он получил около 7 тысяч писем — от учёных, учителей, родителей. С ним советовались, спорили, у него просили помощи. К нему в школу приезжали перенимать опыт многочисленные делегации из разных республик и областей нашей страны, а также из-за рубежа. Выступая во многих городах страны, он щедро делился с коллегами своими наблюдениями, открытиями. Убеждённый и талантливый пропагандист идей марксистско-ленинской педагогики, В.А. Сухомлинский читал лекции учителям в социалистических странах: Болгарии, Венгрии, Республике Куба, Румынии, Германской Демократической Республике. Василий Александрович принимал активное участие в различных научных конференциях, сессиях, совещаниях и семинарах: районных и областных, республиканских и всесоюзных, международных. Он был участником Всероссийского съезда учителей (1960 г.), делегатом 2-го и 3-го съездов учителей Украины (1959 и 1968 гг.), Всесоюзного съезда учителей (1968 г.).

Жизнь В.А. Сухомлинского — яркий пример подлинной гражданственности, человечности, преданности делу, трудолюбия. Это подвиг педагога-патриота, педагога-коммуниста. Его титанический труд и талант получили высокое признание. За педагогическую, научную и публицистическую деятельность он был награждён двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, медалью А.С. Макаренко. В 1957 году Василия Александровича избрали членом-корреспондентом АПН РСФСР, в 1968 году — членом-корреспондентом АПН СССР. В 1958 году ему было присвоено почётное звание заслуженного учителя Украинской ССР, а в 1968 году — звание Героя Социалистического Труда.

2 сентября 1970 года Сухомлинского не стало. Он умер, как жил: учителем, учёным, политруком на боевом посту.

У Владимира Маяковского есть такие стихи: «Труд рабочего, хлеб крестьян — на этих двух осях катится время на всех скоростях, и вертится жизнь вся». Думаю, что это не просто поэзия, а квинтэссенция философии труда, её исторической значимости в жизни.

Многолетние наблюдения, результаты поиска, размышления над актуальными проблемами педагогики В.А. Сухомлинский изложил в своих произведениях. Его перу принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей и около 1200 сказок, рассказов для детей. Труды талантливого педагога-публициста изданы на 32 языках народов мира, их печатали в Болгарии и Польше, в ГДР и Венгрии, во Франции и Англии, в Испании и Бразилии, в США и Японии, в Канаде и арабских странах. И всё-таки в настоящее время опубликована только часть его огромного рукописного наследия, многие работы ещё ждут своего издания.

Не все аспекты научно-педагогической и литературно-публицистической деятельности В.А. Сухомлинского изучены историко-педагогической наукой. Они требуют специальных исследований. Много книг и статей педагога издано только на украинском языке, а некоторые — только на иностранных языках. Его статьи помещены в многочисленных журналах и газетах. Нет сомнения, что труды В.А. Сухомлинского будут бережно собраны, изданы, и тогда учёные, педагоги, общественность познакомятся со стройной, завершённой системой его взглядов.

Талантливый педагог работал над актуальными проблемами умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения. В его трудах нашли отражение и вопросы политехнического образования, общей дидактики, самообразования и самовоспитания, семейного воспитания, профессионального мастерства учителя, умелого руководства школой. Широк круг проблем, интересовавших сельского учителя!

Нам ещё предстоит осмыслить оставленное павлышским сельским учителем нравственно-интеллектуальное трудовое наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогического процесса будущего.

Перефразируя известную мысль Василия Александровича о том, что мир вступает в мир человека, можно утверждать: «Мир вступает в век Сухомлинского». Столетие Василия Александровича Сухомлинского будет, мы уверены, отмечать ЮНЕСКО.

Россия. Уфа. Республика Башкортостан. Башкирский государственный пед-университет Ахиярову Камилю Шаехмурзиновичу. Нам, землякам Василия Александровича, чрезвычайно приятно, что его идеи широко внедряются в учебных заведениях республики. Искренне желаем Вам плодотворной работы.

Педколлектив Павлышской общеобразовательной школы имени Сухомлинского.

Просмотров: 430

Другие статьи номера

Пламенное сердце Баневура
Для тех, кто родился и вырос при Советской власти, кого она научила и воспитала, столетний юбилей Ленинского комсомола — событие светлое и памятное. У комсомола была традиция: помнить и чтить героев-комсомольцев, отдавших жизнь за Родину, за идеалы революции. Одним из таких, ныне незаслуженно забытых героев, был Виталий Баневур.
Награждены орденом Матери

За рождение и воспитание пяти и более детей ордена Матери удостоена 131 жительница Белоруссии. Соответствующий указ подписал глава государства Александр Лукашенко.

НАГРАДЫ вручены представительницам различных сфер деятельности, в том числе работницам сельскохозяйственных и промышленных предприятий, учреждений культуры и образования, организаций в сфере здравоохранения, торговли, обслуживания населения, а также домохозяйкам.

За культурную зарплату!
В столице Литвы Вильнюсе у здания правительства прошла акция протеста работников центров культуры, театров, музеев, общественных библиотек, других учреждений этой сферы. Прибыло до тысячи человек со всей Литвы. Литовских культурных деятелей не устраивает уровень зарплат.
Пульс планеты
ЛИССАБОН. Ночевать в своём автомобиле, припаркованном посередине транспортных артерий крупнейших городов, — такую тактику избрали португальские таксисты. Уже неделю более 1500 человек блокируют центр Лиссабона, несколько сотен участвуют в забастовке в Порту и Фару. Люди протестуют против «закона «Убер», который с 1 ноября должен регулировать работу онлайн-сервисов частных пассажирских перевозок «Убер» и «Кэбифай». Бастующие не могут смириться с тем, что новый документ создаёт две разные правовые и налоговые системы для водителей такси и полны решимости и дальше перекрывать движение в городах, если власти не примут во внимание их требования.
Память о пути к Победе

История партизанского движения на Украине — это славная страница Великой Отечественной войны. Партизаны и подпольщики практически всего Полесья и восточных областей республики внесли весомый вклад в Великую Победу.

УКРАИНСКИЕ коммунисты в День партизанской славы, 21 сентября, постарались сделать всё возможное, чтобы построить мост памяти между поколениями. Накануне в Киеве состоялась научно-практическая конференция «Пути непокорённых», посвящённая Дню партизанской славы.

Памяти товарища
21 сентября ушёл из жизни выдающийся российский учёный-историк, академик Российской академии наук, руководитель Центра военной истории России Института российской истории РАН, председатель Научного совета РАН по проблемам военной истории, доктор исторических наук, профессор, член КПРФ КУМАНЁВ Георгий Александрович
Права граждан отложили на потом
25 сентября, накануне запланированного в Госдуме «правительственного часа», на котором депутаты намеревались обсудить с генпрокурором Юрием Чайкой состояние законности и правопорядка в нашей стране, член фракции КПРФ Юрий Синельщиков в ходе отведённой для выступления фракции десятиминутки изложил свою квалифицированную точку зрения на часть этой проблемы, а именно на состояние законности в сфере предварительного расследования.
Свиная голова — знак «мусорной» мафии
Всем, кто интересуется политикой, хорошо известно, что протест — по крайней мере в нашей стране — чётко делится на две категории: федеральную и местную. Большие решения, принимаемые на уровне президента, правительства и парламента, вызывают масштабный отклик по всей стране потому, что они всех в той или иной степени затрагивают.
Курьер новостей
ПОДХВАТИВШИЕ ПРОСТУДУ БАРНАУЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ВЫНУЖДЕНЫ ЧАСАМИ ЖДАТЬ ПРИЁМА. С похолоданием и началом нового учебного года в Алтайском крае наблюдается рост заболеваемости ОРВИ. По данным регионального Роспотребнадзора, только за первую неделю сентября 2018 года в крае зарегистрировано свыше 10 тыс. заболевших. Однако, чтобы попасть на приём к педиатру, в барнаульских поликлиниках вначале нужно пройти через так называемый фильтр. По свидетельству корреспондента ИА «Регнум», утром 17 сентября возле кабинета первичного осмотра в детской городской поликлинике №9 скопилась очередь из более 20 детей, и, по признанию заболевших, ожидать приёма пришлось более двух часов.
Социальный протест за рубежом
В АРГЕНТИНЕ прошла 24-часовая общенациональная забастовка, организованная крупнейшим профсоюзом «Всеобщая конфедерация труда» в знак протеста против экономической политики властей. Очередная стачка трудящихся парализовала общественную жизнь в столице и ряде других крупных городов страны. Поводом для проведения акции послужило, в частности, решение аргентинского президента Маурисио Макри обратиться за помощью к МВФ, который в июне предоставил Буэнос-Айресу кредит в размере 50 млрд долларов. Зарубежная финансовая поддержка обернулась для латиноамериканского государства сокращением бюджетных расходов, массовыми увольнениями и закрытиями предприятий.
Все статьи номера