Профсоюзы начинают и побеждают

Профсоюзы начинают и побеждают

№103 (30746) 21—24 сентября 2018 года
7 полоса
Автор: Юрий Мелитонян.

«Итальянская забастовка» на калужском заводе «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» закончилась победой рабочих. Причиной протестной акции послужила информация о том, что руководство предприятия намерено перевести ряд подразделений завода на аутсорсинг, то есть вывести сотрудников за штат и передать их рабочие места сторонним организациям. Что этому предшествовало и что происходило дальше, журналисты телеканала «Красная Линия» узнали, приехав на предприятие и пообщавшись с рабочими и их профсоюзными лидерами.

СМЫСЛ «итальянской забастовки», которую начали водители погрузчиков отдела логистики, сводился к тому, чтобы работать в строгом соответствии с требованиями техники безопасности: ездить по территории завода не со скоростью 7—10 километров в час, как стало привычкой, а со скоростью пешехода —

5 километров в час, как требуют нормы безопасности труда. По закону к таким действиям не придерёшься. Но производительность труда на предприятии падает и прибыли хозяев тоже. И им это, конечно, очень не понравилось. Зато рабочие остались довольны тем, что нашли достойный ответ на попытку администрации провести массовые увольнения.

— Понимаете, нас хотели нагнуть, а мы разогнулись и дали обидчикам в ухо! — задорно описывает ситуацию контролёр качества готовых автомобилей Елена Крюкова. Она — член Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (сокращённо — МПРА), который организовывал «итальянскую забастовку», координировал действия рабочих, а потом участвовал в переговорах с администрацией завода.

Эти переговоры привели к серьёзным результатам. Работодатель обязался ещё на стадии планирования «оптимизационных» мероприятий информировать о них профсоюз, проводить консультации, запрашивать его мотивированное мнение. Исполняющий обязанности председателя первички МПРА в Калужской области Дмитрий Трудовой считает всё это очень важным хотя бы потому, что конфликтных ситуаций с владельцами и администрацией завода у трудового коллектива впереди может быть ещё очень много. Надо быть готовыми ко всему.

— Некоторые рабочие мне говорили: «Мы думали, что вы раз и навсегда решите все наши проблемы. А получается, что это не так», — рассказывает Дмитрий о сложных дискуссиях, возникших в коллективе. — Но дело в том, что при капитализме в отношениях между трудом и капиталом раз и навсегда решённых проблем не бывает. Хорошо, что сейчас работодатель испугался и включил заднюю скорость. Но кто ему помешает, допустим, через год опять попытаться перевести часть подразделений на аутсорсинг? Воспрепятствовать этому может только профсоюз, а также участие рабочих в управлении заводом.

Между прочим, российское законодательство предусматривает для профсоюзных организаций право участия в управлении предприятием. В Германии, где находится штаб-квартира концерна «Фольксваген», местные профсоюзы пользуются аналогичным правом давно и весьма успешно. Но в России буква закона, как часто бывает, превращается в норму жизни только через упорную борьбу.

— Когда немецкие менеджеры приезжают на завод, то сначала ведут себя довольно осторожно, — рассказывает Дмитрий Трудовой. — Но потом понимают: Россия — не Германия, здесь им может быть позволено гораздо больше, чем дома.

Так уж закувыркались с самого начала так называемые рыночные реформы в России, что все ограничивающие и запрещающие законы здесь обязательны прежде всего для простого народа, для трудящихся. А бизнесу сплошь и рядом никакой закон не писан.

Профсоюзный активист считает, что если не сидеть сложа руки, а бороться и настойчиво требовать соблюдения своих прав, то положение можно исправить. Он руководит первичкой МПРА в Калужской области уже шесть лет. Раньше трудился как раз на местном «Фольксвагене». И за эти годы выработал твёрдую позицию: современный профсоюз должен не только распределять путёвки в санатории, но прежде всего отстаивать права рабочих. Последовательно и бескомпромиссно. В этом Дмитрия убедило в том числе изучение мирового опыта профсоюзного и рабочего движения.

— Когда мы только начинали создавать профсоюз и в первый раз организовали общее собрание, то выступил директор и сказал: «Да зачем здесь профсоюз? Все проблемы сами решим!» — вспоминает профсоюзный лидер.

Потом на предприятие приезжали областной министр труда, представители провластной Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Пытались убедить рабочих: мол, МПРА — это «плохой» профсоюз, он вам не нужен. И кое-кого убедили: наряду с «плохим» МПРА на «Фольксвагене», где работают чуть меньше пяти тысяч человек, действуют сегодня ещё два профсоюза: один — общероссийский отраслевой, другой — чисто корпоративный. В первом около 500 членов, в другом всего семнадцать. Зато в работе «плохого» МПРА на заводе участвует больше тысячи человек.

Хорошо ли, когда на одном предприятии столько профсоюзов? Дмитрий Трудовой считает, что кашу маслом не испортишь. Главное — это соблюдение трудовых прав рабочих. Для этого можно координировать свою деятельность с коллегами-конкурентами, а в решающие моменты выступать сообща.

Депутат Законодательного собрания Калужской области, первый секретарь Калужского горкома КПРФ Марина Костина о ситуации на «Фольксвагене» знает всё и в деталях. Несколько лет назад, когда рабочие протестовали против ненормального температурного режима в цехах, коммунисты города их поддерживали, привозили продукты питания. Тогда и произошла «смычка» между местным профсоюзным движением и политической организацией КПРФ. Сегодня члены МПРА активно участвуют в публичных партийных мероприятиях. Их, например, часто можно встретить среди участников калужских пикетов и митингов против повышения пенсионного возраста.

— Для местных властей и мы, и МПРА — как кость в горле, — говорит Марина Костина. — Ещё бы: мы же заодно. А вместе мы — сила!

Водитель погрузчика Владимир Лагутин участвовал и в «итальянской забастовке» на «Фольксвагене», и в протестных мероприятиях КПРФ. На заводе он работает с 2010 года. Сначала был оператором отдела материально-технического снабжения, потом, после учёбы, стал водителем. Владимир признаётся, что решиться на забастовку, даже «итальянскую», когда работаешь только в соответствии с требованиями правил техники безопасности, было непросто.

— У меня семья, ребёнок, его надо растить, и было боязно остаться без работы, если пойдёшь против начальства, — признаётся Лагутин. — Но и сохранить лицо в трудовом коллективе, проявить солидарность, не сломаться тоже было важно. Очень важно.

Через неделю после начала «итальянской забастовки» водителей отдела логистики к акции начали подключаться другие подразделения завода. И тогда администрация пошла на переговоры.

Активисты МПРА признают, что забастовка — это крайняя мера, на которую надо идти, когда конструктивный диалог с дирекцией не получается. И всё-таки без этой крайней меры сегодня никак.

— Когда мы устраивались на завод, менеджеры обещали нам заработную плату две тысячи евро, — вспоминает контролёр качества готовых автомобилей Елена Крюкова. — Это, конечно, оказалось красивой сказкой, хотя средняя зарплата на «Фольксвагене» довольно высокая, если сравнивать с соседними предприятиями. Но вот в Китае рабочие всё равно получают больше. И в соседней Белоруссии средняя зарплата тоже выше, чем у нас. Так что нам есть за что бороться.

Несколько лет назад МПРА на «Фольксвагене» насчитывал более двух тысяч человек. Затем численность профсоюза резко упала. После победы «итальянской забастовки» она опять растёт. Люди понимают: за свои права надо бороться. Тем более что они уже научились побеждать.

Просмотров: 1104

Другие статьи номера

Оказались на дне. Но как выбираться?

Мне понравилась статья Юрия Белова «Массовая культура», мещанство и Россия», опубликованная в двух номерах «Правды» (за 31 июля — 1 августа и за 2 августа). По-моему, весьма злободневная. Диагноз в результате авторского анализа, на мой взгляд, выносится верный. Нынешнее общество нашей страны действительно погрузилось и продолжает всё более погружаться в бездуховность, мещанство.

Однако при чтении статьи возникают и вопросы, на которые лично я ответа пока не нахожу. И, конечно, самый главный из них: а как же конкретно бороться с этим злом, чтобы всё-таки подниматься с духовно-нравственного дна, где сегодня оказались. Мои заметки тоже на это не отвечают. Но я надеюсь, они помогут привлечь к проблеме других, поскольку разговор в интересах дела стоило бы продолжить.

Не стареют душой ветераны

ДЕТСТВО Рифа проходило в тяжёлые военные годы. Отец, хотя и раненый вернулся с фронта, начал работать председателем колхоза, и детям сравнительно легче стало преодолевать жизненные испытания. Риф мог получить среднее образование в Тумутукской средней школе. Потом вуз, руководство комсомольской организацией колхоза «Авангард» Азнакаевского района. Затем Рифа Сайфуллина, молодого, перспективного специалиста, окончившего ордена Ленина Казанский ветеринарный институт имени Н.Э. Баумана в 1965 году, избирают первым секретарём Азнакаевского райкома ВЛКСМ.

Охранная грамота для очага террора
Сирийский конфликт затягивается на неопределённое время. Главные барьеры на пути к миру — террористический анклав в Идлибе и курдский сепаратизм — были близки к преодолению, но теперь законсервированы из-за вмешательства США, Турции и… России, решающих внутрисирийские вопросы за спиной законного правительства.
Пульс планеты

ЛИССАБОН. Сотни португальских таксистов приняли участие в забастовке против закона, регулирующего работу таких онлайн-сервисов частных пассажирских автоперевозок, как «Убер» и «Кэбифай». Документ вступит в силу 1 ноября после нескольких месяцев обсуждений и проходивших на этом фоне акций протестов водителей такси, требовавших честной конкуренции. Таксисты Португалии и присоединившиеся к ним коллеги из Испании недовольны выдачей спецлицензий сотрудникам «Убер» и «Кэбифай» и возмущены тем, что согласно новому закону на водителей онлайн-сервисов, в частности, не распространяется система квот, в то время как максимальное число такси в каждом муниципалитете строго ограничено.

Лес рубят — деньги летят

МИНИСТЕРСТВО защиты окружающей среды Литвы, с одной стороны, повышает квоты на вырубку леса, объясняя это желанием нормализовать цены на рынке твёрдого топлива, а с другой — фактически запрещает использование дров и древесного биотоплива в местах, где есть центральное отопление, а печи и камины грозится обложить налогом. Эти противоречия, сообщает информ-агентство «Регнум», только увеличивают подозрения, что литовские власти работают на крупную мебельную промышленность, а не заботятся об экологии или расходах жителей. Об этом заявил руководитель фракции Социал-демократической партии в сейме Юозас Олекас. Литва, по сути, стала сырьевым придатком местного олигархата.

От грязи глупеют
Загрязнение воздуха вредит когнитивным способностям человека. К такому неутешительному выводу пришли китайские учёные, опубликовавшие результаты исследований в престижном американском журнале PNAS.
Коммунальный геноцид в действии
На фоне обещания кабинета министров повысить цены на газ до европейских, предстоящего резкого подорожания бензина, приближения отопительного сезона особое внимание привлекают протесты шахтёров.
На радость молодым семьям

В ЭТОЙ части города интенсивно строятся многоквартирные дома, где проживают много молодых семей. На строительство и оснащение яслей — детских садов из областного бюджета было направлено около 9,2 млн белорусских рублей (один белорусский рубль равен 32,87 рубля), использовались преимущественно отечественные стройматериалы. Специалисты Стройтреста №8 в сжатые сроки возвели трёхэтажное здание.

Любовь и опора писателя Распутина

Среди выдающихся авторов «Правды» разных лет видное место принадлежит писателю Валентину Распутину. На страницах нашей газеты он остро выступал в защиту Байкала и против поворота северных рек, беззаветно отстаивал от хищников и растлителей нравственные основы народного бытия, самобытность и чистоту отечественной культуры. Всё это нашло отражение в большом томе воспоминаний, изданном недавно в Иркутске под заголовком «Живём и помним».

Книга быстро разошлась. А земляки уже готовят ещё одну — о верной жизненной спутнице и, можно сказать, соратнице великого писателя, его жене, которая была надёжной опорой Валентина Григорьевича более полувека. Публикуем воспоминания, написанные для будущей книги обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко. (Начало в №100 от 14—17 сентября.)

Увидеть за деревьями лес
Выступление председателя Комитета Государственной думы по аграрным вопросам В.И. Кашина на парламентских слушаниях «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов»
Все статьи номера