Главная  >  Номера газеты  >  №1 (30352)12—13 января 2016 года  >  Где ты, золотой век отечественного кино?

Где ты, золотой век отечественного кино?

№1 (30352)12—13 января 2016 года
4 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Указом президента РФ наступивший 2016-й объявлен Годом российского кино. Из первых лиц государства сформирован оргкомитет по осуществлению этого проекта. В конце года состоялся пленум Союза кинематографистов, посвящённый тому же событию. Речь шла о развитии и продвижении отечественного кино, об укреплении его позиций в обществе.

ЗА МИНУВШИЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА капиталистических реформ кинопроизводству был нанесён такой ущерб, что не приходится говорить о возрождении отрасли в силу одних только властных пожеланий. Капитализация киноискусства фактически провалилась. Речь не только о материальной базе — находятся же деньги на осуществление многочисленных затратных проектов, не оправдывающих больших ожиданий. Речь и о моральной стороне вопроса.

Вспомним, министерство экономического развития РФ в своё время настояло на том, что съёмки фильмов, их прокат и обустройство кинозалов — это дело частного бизнеса. И тут же начался обвал кинопроизводства. Студии быстро пришли в упадок, прокат развалился, тысячи кинотеатров были распроданы за бесценок частным предпринимателям и превратились в автосалоны и ночные клубы. Киноустановки пошли на металлолом. На пленуме Союза кинематографистов были приведены впечатляющие цифры: сегодня в России 50 миллионов человек, чтобы посмотреть фильм на большом экране, должны воспользоваться услугами железной дороги. Выросло целое поколение, которое никогда не было в кино.

Нужны ли кинозалы в эпоху Интернета, когда любой фильм можно посмотреть келейно, у себя дома, не вставая с дивана? Казалось бы, новые времена диктуют новые правила: технократическая эпоха ведёт к индивидуальному «потреблению продукта» в Интернете и, стало быть, меняет природу восприятия фильма. Но не проигрывает ли от этого само кино — искусство по своей природе массовое и демократичное? Зрительный образ на киноэкране — мощный источник эмоционального воздействия, который заставляет нас забыть о себе и полностью отдаться коллективному чувству.

Нередко приходится слышать, что художественный фильм — это всегда миф. На самом деле мыслящий кинематограф ближе других искусств к реальной жизни.

Пример тому — советское кино, которое было теснейшим образом связано с действительностью, открывая в ней такие явления и события, которые говорили о преобразовании мира и человека. Оно было источником позитивной энергии, веры в человека, любви к жизни. И катарсис, нередко переживаемый зрителем, служил той же цели. Именно поэтому кинематограф в СССР быстро поднялся до высот подлинного искусства, приняв на себя воспитательную и просветительную миссию литературы и вместе с тем освоив те средства экранной выразительности, которые формируют язык кино. Отсюда и громадный авторитет советского кино во всём мире. В антологию мирового искусства вошли выдающиеся фильмы: «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Чапаев» Г. и С. Васильевых, кинотрилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Комсомольск» С. Герасимова, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица. Они не только свидетельствовали о больших возможностях самого молодого из искусств, но и пропагандировали идеологию первого социалистического государства, естественно, пользуясь громадным успехом у себя дома. Памятны кадры старой хроники, в которых целые колонны людей движутся с плакатами «Мы идём смотреть «Чапаева».

Кино было не безделкой и не развлечением, а окном в жизнь для каждого зрителя, от мала до велика. И люди стремились жить такой же полной и насыщенной жизнью, как герои любимых фильмов. Кем были эти герои? Тружениками, созидателями своей страны и своей судьбы, неотъемлемой от судьбы народной. Ткачиха Таня Морозова в «Светлом пути» Г. Александрова и учитель Степан Лаутин в «Учителе» С. Герасимова, танкист Клим Ярко в «Трактористах» И. Пырьева и шахтёр Харитон Балун в «Большой жизни» Л. Лукова, председатель сельсовета Александра Соколова в «Члене правительства» А. Зархи и И. Хейфица и телеграфистка Машенька Степанова в «Машеньке» Ю. Райзмана представлялись такими же реальными лицами, как лётчик Валерий Чкалов, ткачиха Дуся Виноградова или метростроевка Татьяна Фёдорова. Годы войны, послевоенного строительства и дальнейшей созидательной жизни дали своих героев — эстафета преемственности чувств, мыслей, идей не прерывалась на советском экране вплоть до конца 1980-х годов.

Буржуазно-капиталистический переворот на корню уничтожил эту традицию. В ходе так называемых реформ кино быстро утратило свою связь с жизнью, стало делом узкого круга профессионалов и ценителей. Зрители прикипели к Интернету и телевидению, и с культом кино было покончено. Публике стали так упорно внушать, что всякий фильм теперь — это только приложение к рекламе, что она перестала воспринимать кино как продукт духовной и умственной деятельности. Да и уровень телефильмов тому способствовал. В результате такой политики кино потеряло статус искусства в глазах зрителя.

Теперь, когда государство намеревается вернуться в сферу кинопоказа, оказалось, что всю инфраструктуру надо поднимать заново. Фонд кино, созданный несколько лет назад для оживления кинопроизводства, объявил сбор заявок от субъектов Федерации на финансирование и обустройство кинозалов в малых городах и крупных поселениях. Предварительный опрос показал, что таких заявок наберётся до тысячи. Решено общими усилиями за год открыть в регионах 100—150 кинозалов. Объявлен конкурс на получение безвозвратных субсидий в размере 5 миллионов рублей на организацию или же модернизацию кинотеатров в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Средства будут выделяться на установку нового цифрового и звукового оборудования, систем 3D-показа, киноэкранов и кресел.

Можно предположить, что придётся выкупать здания бывших кинотеатров у собственников, завладевших ими когда-то. Так что расходы предстоят немалые. Сложность и в том, что бизнес в нашей стране — священная корова. Намеревалось, к примеру, министерство культуры ввести НДС на демонстрацию зарубежных фильмов, но отступилось. Удалось только подписать с прокатчиками соглашение о том, что доля российских фильмов в кинопрокате достигнет в этом году 20%. Но наберётся ли достаточно картин и какого они будут качества? Кстати, Фонд кино за качество не отвечает — это дело министерского департамента кинематографии.

Чем отмечено современное отечественное кино? Прежде всего мизантропией и пессимизмом, ненавистью к идеям коммунизма и практике социализма, презрением к человеку как некой ошибке природы, мифотворчеством, способным «ударить по нервам», поразить нездоровое воображение. Большое место занимают криминальные сюжеты с уклоном в патологию. Возникло так называемое альтернативное кино, претендующее на художественное новаторство, но при этом противопоставившее себя гуманизму искусства и выходящее за рамки киноэстетики. На другом полюсе — поделки режиссёров-ремесленников, использующих только зрелищную сторону кино и ориентированных на незамысловатые сюжеты или пошлые анекдоты.

Уровень массовой продукции, особенно в сфере телекино, удручает своей примитивностью. Утрачены все приёмы метафорического кино, забыты даже элементарные способы монтажа. Целые эпизоды снимаются статичной камерой с одной точки. Крупные планы не несут никакой смысловой нагрузки. О роли цвета и света, этих важнейших элементов экранной выразительности, нет ни малейшего понятия. Звуковое оформление небрежно и приблизительно. Во многих фильмах вообще не чувствуется режиссуры как организующей силы. Действие проседает и разваливается, актёры играют словно бы в пустоте, не общаясь с партнёрами. Что же касается сюжетов, они зачастую далеки от всякой логики, будь то логика жизни или жанра. Сказывается полное отсутствие редактуры, важнейшей составляющей кинопроизводства. Всё это возвращает нас к тем временам, когда сутью киносеанса была лишь сама по себе движущаяся картинка. Как сказал недавно один критик: «Кино началось как аттракцион и кончается как аттракцион».

Когда-то киностудии страны воспринимались всеми как громадные художественные мастерские. Общий климат, несомненно, влиял на уровень всей продукции, поднимал планку возможностей каждого художника. В золотые времена советского кино всякий участник съёмочного процесса стремился к своему потолку. Люди творчески и духовно росли вместе со всей отраслью. Сейчас идёт обратный процесс: разрушается профессиональная среда — рушится и отдельная личность.

Да и о каком созидании можно говорить, если подорваны сами критерии человеческой культуры? В таких условиях даже сознательному сложившемуся мастеру трудно уберечься от мизантропии, наплевательства и цинизма. В атмосфере равнодушия, нетребовательности, приблизительности намерений невозможно сохранить свою душу, свой творческий потенциал. Горько и страшно смотреть такие фильмы, как «Орлеан» А. Прошкина, «Милый Ганс, дорогой Пётр» А. Миндадзе, «Географ глобус пропил» А. Велединского. А ведь всё это отмочили мэтры, профессионалы.

Результат предсказуем. Московский школьник посмотрел фильм «Географ глобус пропил», пошёл в школу с отцовским ружьём и застрелил учителя, причём именно географа. Теперь у мэтра появился подражатель: начинающий режиссёр А. Петрухин снял не менее отвратительный фильм «Училка». Надо ли показывать такие уродства? Может, лучше поберечь людей, не отнимать у них время и душевные силы?

Тем не менее организаторы Года российского кино пузырятся оптимизмом. Рассуждают о подъёме отрасли, появлении новых шедевров и даже о возрождении золотого века российского кино. Не очень верится в осуществление этих планов. Как бы рынок в очередной раз их не «отрегулировал».

Просмотров: 1174

Другие статьи номера

10 дней календаря

12 января

— 80 лет назад в СССР было основано Всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюза рабочих железнодорожного транспорта «Локомотив». Ныне — одноимённое Российское физкультурно-спортивное общество.

Если бы постоянно шли лучшие советские фильмы!
В канун нового года, объявленного властями Годом кино, «Правда» обратилась к известным кинематографистам страны с просьбой поделиться своими мыслями о состоянии отечественного киноискусства и перспективах его развития.
И зажглись в Горках «лампочки Ильича»
Коммунисты Ленинского райкома КПРФ отметили 9 января 95-ю годовщину выступления В.И. Ленина в доме Шульгина, что находится в деревне Горки Ленинского муниципального района Московской области.
Чего ждать от науки в 2016 году

Об ожидаемых в наступившем году научных достижениях по традиции написал американский журнал Nature.

ШВЕЙЦАРСКАЯ КОМПАНИЯ Climeworks намерена собирать из воздуха по 75 тонн углекислого газа ежемесячно и продавать его парниковым хозяйствам для повышения урожайности, сообщает издание. Канадская Carbon Engineering, с октября 2015-го занимающаяся сбором углекислого газа, надеется научиться превращать его в жидкое топливо.

Энергетику завели в тупик
Киргизия денонсирует соглашение с Россией о строительстве гидроэлектростанций. Достижение республикой энергетической независимости, таким образом, переносится на неопределённый срок. Ситуацию усугубила череда аварий на крупнейшей в стране Токтогульской ГЭС.
Вильнюс—Москва: поезд больше не придёт
ПОСЛЕДНИЙ ЛИТОВСКИЙ ПОЕЗД по маршруту Вильнюс—Москва прибыл в столицу России в конце 2015 года не под звуки духового оркестра, а под недоумённые вопросы: у независимой Литвы кончились деньги на поддержание железнодорожного сообщения между двумя европейскими столицами? Пропускная способность вильнюсского железнодорожного узла велика, но маршрут Вильнюс—Минск оставался единственным международным рейсом. Поезда из Калининграда в Москву и обратно следуют транзитом. Был поезд Вильнюс—Санкт-Петербург — его давно отменили. С отменой фирменного поезда «Lietuva» Вильнюс—Москва в восточном направлении прямого пассажирского железнодорожного сообщения не осталось.
Обратный отсчёт

Если до 29 января в Молдавии не будет утверждено правительство, в стране состоятся досрочные парламентские выборы

ПЕРВОЕ в новом году специальное заседание молдавского парламента, состоявшееся 4 января, было созвано по одному вопросу: утверждение кандидатуры премьер-министра И. Стурзы, предложенной президентом Н. Тимофти, и нового состава правительства. Но из 101 парламентария на заседание явились только 47. Кворума не было, заседание не состоялось. Эта не такая уж редкая процедурная проблема стала однако спусковым крючком к поистине непредсказуемым событиям, ещё более обостряющим многомесячный политический кризис в стране. Начался обратный отсчёт, в конце которого либо будет утверждено правительство, либо — запущена процедура досрочных парламентских выборов.

Пульс планеты
ЛИССАБОН. Четыре выходных, упразднённых предыдущим правым правительством, возвращаются в календарь Португалии. За это проголосовал левый парламент, избранный по итогам октябрьского голосования. Два гражданских и два религиозных праздника были отменены в 2013 году в целях бюджетной экономии, которой требовала тройка международных кредиторов.
Сквозь дым факелов

По традиции начало нового года ознаменовалось на Украине уже десятым по счёту маршем националистов, приуроченным к дате рождения Степана Бандеры.

НАКАНУНЕ, 31 декабря, в Киеве, как и в других городах и весях страны, впервые за много лет народ порадовался выпавшему приятному снежку, который создал необходимую для праздника атмосферу. Однако на следующий же день всё это было перечёркнуто средневековым шабашем. Коптящие факелы только подчёркивали мрак, сгустившийся над Украиной. Под каким знаком народ входит в год, под таким ему и маяться дальше.

Памяти товарища
29 декабря 2015 года на 84-м году жизни скончался собственный корреспондент «Правды» в Литве, кандидат исторических наук БИКУЛИЧЮС Владас Брониславович
Все статьи номера