Главная  >  Из редакционного портфеля  >  Стратегическая перспектива научного коммунизма

Стратегическая перспектива научного коммунизма

Автор: Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор

Правильный ответ на вопрос, что происходит в современном мире, дает научный коммунизм. Другие учения, идеологии, религии охвачены глобальным кризисом, завершающим многовековую историю старой цивилизации, основанной на частной собственности на средства производства. Национализм, клерикализм, либерализм, фашизм и иные направления антикоммунизма отказались от адекватного восприятия исторической действительности, поэтому скатились в пещерную антинаучность. Без адекватного восприятия жизни общества не может складываться её научное понимание. Только всестороннее созерцание объективной реальности служит исходной позицией научного мировоззрения.

Жизнеспособность и победоносность научного коммунизма обеспечиваются его теоретико-методологическим ядром – диалектическим материализмом. В современном мире материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика выступает теоретической и методологической основой адекватного восприятия и научного понимания мира. Практическая реализация этой возможности предполагает последовательное владение научным мировоззрением диалектического материализма, глобальное и целостное видение мира, учет новейших особенностей мирового исторического процесса, стратегическое прогнозирование на перспективу.

Основой научного понимания мира является диалектика общественного развития человечества. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Диалектика классовой борьбы социальных противоположностей цивилизации. Диалектика целостности и противоречивости мира. Именно диалектика выражает объективную логику всемирной истории. А локомотивами истории, по мнению основоположника научного коммунизма К. Маркса, являются революции. Сама диалектика носит революционный характер.

В мировом историческом процессе наблюдается закономерное чередование производственных и социальных революций, определяемое диалектическим взаимодействием производительных сил и производственных отношений человечества. Продолжительная аграрная революция подготавливала материальные предпосылки для революционных скачков в общественном развитии населения земного шара от первобытной общины людей к классовому обществу социального неравенства и антагонизма вплоть до возникновения мануфактур ремесленников. Расцвет ремесел и другие производственные достижения феодализма послужили материальной основой буржуазных революций, которые побудили к XVIII столетию промышленную революцию. Последняя увенчалась созданием крупной машинной индустрии, ставшей материальным фундаментом социалистических революций XX века.

Всеобщие объективные законы диалектики составляют основное содержание логики истории, не зависящей от каких-либо намерений социальных, этнических, расовых и иных общностей людей. Логика истории подсказывает, что необходимые потребности жизни общества определяются материальными условиями его существования. Удовлетворение необходимых потребностей предполагает соблюдение и использование объективных законов общественного развития в исторической практике. Иначе можно погубить себя, что и происходит в истории с отжившими общественно-экономическими формациями. А соблюдение действия объективных законов исторического прогресса в практической жизнедеятельности обеспечивает жизнеспособность народов.

Историческая эпоха новейшего времени, содержанием которой является революционный переход человечества от капитализма к социализму, представляет собой коренной перелом во всемирной истории. Этот перелом состоит в превращении частнособственнической цивилизации в свою противоположность – обобществленное жизнеустройство народонаселения планеты. Это означает революционный скачок человечества от классовой цивилизации социального неравенства и антагонизма к бесклассовому общественному укладу социальной свободы и равенства. Столь радикальный исторический сдвиг естественно требует научного понимания его сущности и закономерностей развития. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества не может быть выхода из глобального кризиса, обрекающего частнособственническую цивилизацию на прекращение существования.

Революционный переход человечества от капитализма к социализму инициирован Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 года в России. Своим глубинным преобразующим воздействием на мировой исторический процесс она побудила к середине XX века мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала совокупные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества и закономерно потребовала соответствующей реконструкции общественного жизнеустройства народов земного шара. Научно-техническая революция подготовила всемирную социалистическую революцию, которая встала в конце XX столетия на повестку дня мирового общественного развития. Осуществление этой исторической возможности и необходимости требует овладения производительными достижениями научно-технической революции.

Мировая научно-техническая революция объективно определила необходимые потребности дальнейшего исторического развития человечества. Становление науки непосредственной производительной силой общества обеспечило подъем его производительных сил на качественно новый уровень развития, что привело к созданию наукоемкого вида производства, предъявляющего совершенно новые требования к социальной зрелости и умственной развитости населения планеты. Первоочередной необходимой потребностью жизни народов стали научное обоснование их общественной жизнедеятельности и научное управление их общественным развитием. Удовлетворение этой социальной потребности общества предполагает последовательное и целенаправленное использование объективных законов его развития на практике его жизнедеятельности.

Научная организация материального производства призвана обеспечивать соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что реально возможно и необходимо в социалистическом способе производства. Научная основа производства требует научного обоснования всей организации жизни населения земного шара, что предполагает сознательное использование объективных законов общественного развития в конкретных целях социального прогресса. Научное управление общественными процессами способно преодолеть экономическую и социальную стихию, заменяя ее гармонизацией всей совокупной системы общественных отношений, чем характеризуется социалистическая организация жизни общества. В целом наука гарантирует беспредельные возможности для развития производства вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всех жителей планеты, что предполагает строительство коммунистического общества.

Классики научного коммунизма уделяли науке первоочередное внимание. К. Маркс квалифицировал ее как «всеобщую общественную производительную силу». По мнению Ф. Энгельса, «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих». В. И. Ленин считал, что социалистическое строительство состоит в том, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом». Неслучайно научное обоснование строительства социалистического общества стало объективной закономерностью этого исторического процесса. А отказ от научного подхода к жизни общества обернулся разрушением социалистического жизнеустройства народов в огромном регионе Евразийского материка.

Превращение науки – всеобщей общественной производительной силы человечества – в непосредственную производительную силу общества составляет научную основу общественной жизнедеятельности народов мира. Осуществление этой возможности воплощается в использовании объективных законов общественного развития в конкретной исторической практике. Это предполагает научное понимание жизни общества, что обеспечивается научным мировоззрением диалектического материализма. Это освещается научной идеологией, заимствующей содержание диалектико-материалистического обществоведения. В мировом историческом процессе становление науки непосредственной производительной силой общества означает его революционный скачок от частнособственнической цивилизации социальной стихии и отчуждения к обобществленному жизнеустройству социальной свободы и научного управления. Это осмысливалось Ф. Энгельсом как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы», что отождествлялось им с «величайшей революцией всех времен». Материальным фундаментом этого качественного скачка выступает наукоемкое производство, созданное мировой научно-технической революцией

Общественное движение современного человечества вперед озаряется наукой, которая, благодаря мировой научно-технической революции, стала основой его общественной жизни, определяет необходимые потребности его исторического прогресса. Опираясь на диалектико-материалистическую теорию и методологию, научная идеология предлагает человечеству перейти в новую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития к высшей, коммунистической ступени цивилизации, противоположной старому частнособственническому мироустройству. Устремления контрреволюционных сил к сохранению частнособственнической цивилизации на земном шаре лишь ускоряют ее гибель и увеличивают объем ее жертв. Стратегические инициатива и перспектива полностью принадлежат научному коммунизму. Его значение в мире будет возрастать по мере выхода человечества из глобального кризиса и развертывания социалистического строительства.

Просмотров: 82
Назад