Главная  >  Архив  >  №72 (30569) 7—10 июля 2017 года  >  Мастер-класс губернатора-коммуниста

Мастер-класс губернатора-коммуниста

№72 (30569) 7—10 июля 2017 года
2 полоса
Автор: Михаил Щапов .

Член фракции КПРФ в Госдуме РФ Михаил Щапов прокомментировал отчёт губернатора Иркутской области Сергея Левченко о работе правительства региона в 2016 году, представленный на днях областному Законодательному собранию:

— ПРЕЖДЕ ВСЕГО я бы отметил беспрецедентную степень информационной открытости правительства. Анализ деятельности правительства был объективным, без реверансов и попыток сгладить остроту накопившихся проблем. Губернатор ответил на множество вопросов депутатов — и ответы были откровенными и по существу.

Ключевыми моментами выступления я бы назвал сообщение о работе с бюджетом, акцент на экологическом законодательстве, необходимости его гармонизации, а также усиление внимания к сфере лесного комплекса.

В 2016 году Иркутская область на фоне общего снижения объёма инвестиций в стране, падения доходов населения и, главное, пренебрежительного отношения федерального центра к наполнению региональных бюджетов (я имею в виду перераспределение 1% налога на прибыль и ряда акцизов в пользу Федерации) сумела нарастить доходную часть почти на 30% — до 125,6 млрд рублей. Региональный бюджет стал профицитным: доходы превышают расходы на 2 млрд рублей. На 13,9 млрд рублей выросли поступления от налога на прибыль. Это результат активной работы правительства региона с крупными вертикально-интегрированными бизнес-структурами: за год глава области провел 48 встреч с крупными компаниями. К сожалению, в текущей системе межбюджетных отношений регион в работе над привлечением инвестиций и повышением налогооблагаемой базы связан по рукам и ногам. По сути, у губернаторов остались в качестве инструментов только личные связи и постоянные переговоры, иных способов привлечь инвесторов и средства в регион нет.

Зато региональные власти могут работать над экономией бюджета. Так, правительство Иркутской области сумело погасить часть дорогих коммерческих кредитов и ещё часть заместить бюджетными, более дешёвыми в обслуживании, что дало только на обслуживании госдолга экономию порядка 1 млрд рублей в год. За счёт таких решений область сохраняет социальную направленность бюджета и даже может позволить себе важные решения, вроде закона о «детях войны», который только что был принят во втором чтении на сессии Законодательного собрания. Напомню, что на федеральном уровне КПРФ уже не первый раз ставит вопрос о «детях войны», но в отличие от Иркутской области у федерального бюджета средств на это нет. В области значительно выросли объёмы строительства социальных объектов. Введены в строй 14 фельдшерско-акушерских пунктов. Для сельской местности, для отдалённых территорий это возможность доступа к нормальной медицинской помощи, вопрос качества жизни.

Одним из факторов роста доходов бюджета, как прозвучало в отчёте, стал лесной комплекс. Для Иркутской области это старая проблема. На лесной комплекс приходится четверть обрабатывающей промышленности региона, но отдача всегда была низкая. В прошлом году правительство региона хорошо поработало с лесопользователями: поступления в консолидированный бюджет области за прошлый год выросли на 62% — до 4,3 млрд рублей. Региональная власть исходит из трёх принципов при работе с лесозаготовителями: социальная ответственность, уплата налогов, строительство производств глубокой переработки.

В то же время осталось ещё немало заделов для дальнейшей работы. Наша задача как законодательной власти — создавать инструменты для эффективного управления отраслью. Есть огромная задолженность леспопользователей перед бюджетом — 2 млрд рублей. Регион должен иметь инструменты для работы с должниками. Для решения этой проблемы в Госдуме рассматривается мой законопроект, который позволяет региональной власти расторгать договоры аренды с недобросовестными лесопользователями, накопившими долги по налогам и пеням.

Ещё один источник дохода — это развитие малого и среднего предпринимательства и легализация «серой» и «чёрной» зарплаты. По итогам 2016 года количество малых и средних предприятий выросло на 10,5% — почти до 100 тысяч. Общий оборот малых предприятий вырос на 32,4% по сравнению с 2015 годом — до 618,4 млрд рублей. Работа по легализации «серой» зарплаты также дала свои плоды: собираемость подоходного налога выросла на 10,5%, что на 3% больше, чем в среднем по России.

Это крайне важные показатели для развития экономики региона. В Сибири многие субъекты Федерации крайне зависимы от крупных компаний и вертикально-интегрированных корпораций. Это создаёт риски для региональных экономик: любые проблемы в крупной компании приводят к потерям бюджета региона, сокращению рабочих и, как следствие, к ухудшению качества жизни местного населения. Рост количества и оборота предприятий малого и среднего бизнеса стабилизирует региональную экономику, что особенно важно в условиях экономического спада.

Губернатор также отметил ряд проблем, которые мешают развитию региона, в том числе нерациональное и противоречивое экологическое законодательство, которое снижает инвестиционную привлекательность области и ухудшает качество жизни людей, проживающих на прибайкальских территориях. Здесь мы, депутаты от КПРФ, тоже стараемся помогать: совместно с другими депутатами мы подготовили несколько законотворческих инициатив, предлагающих корректировать правила экологической экспертизы и другие законы, которые усложняют жизнь и населения, и муниципалитетов.

В целом, я думаю, что достигнутые правительством Иркутской области результаты надо рассматривать как плацдарм для дальнейшей работы, в том числе совместной, с депутатами Законодательного собрания, Государственной думы. Обозначены конкретные направления, надо двигаться по ним.

Просмотров: 400
Назад