Главная  >  Архив  >  №67 (30564) 27—28 июня 2017 года  >  Защитим на Суворовской будущее

Защитим на Суворовской будущее

№67 (30564) 27—28 июня 2017 года
2 полоса
Автор: Александр ОФИЦЕРОВ.

В Москве, в ИА «Росбалт», 22 июня состоялась пресс-конференция, посвящённая проблемам отечественного образования и науки и намеченному в столице на 28 июня митингу протеста. С собравшимися в пресс-центре информагентства журналистами встретились член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке академик РАО Олег Смолин, председатель движения «За возрождение отечественной науки» академик РАН Борис Кашин, председатель профсоюза РАН Виктор Калинушкин, председатель профсоюза «РКК-Наука» Анатолий Миронов, координатор Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН), ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Наталья Яковлева.

ЗА 25 ЛЕТ стало ясно, что отказ от значимости фундаментального образования и науки, приоритетности духовно-нравственных ценностей, заботы об общественном благе ведёт страну по гибельному пути, говорится в пресс-релизе пресс-конференции. В связи с этим 31 мая 2017 года стартовала Общероссийская акция «Прекратить массовые увольнения педагогов и учёных! Остановить разрушение отечественного образования и науки!» Участники КРОНа обратились к президенту России с открытым письмом, в котором изложили требования по сохранению отечественного образования и науки. Среди них: увеличить государственное финансирование сфер образования и науки, повысить уровень зарплаты их работников, выделить необходимые средства на проведение научных исследований, остановить массовые увольнения и сокращение занятости педагогических и научных работников, отказаться от исключительно нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций, изменить нормативы субсидирования образовательных организаций, понизив расчётное число обучающихся на одного педагога.

Профсоюз работников РАН, участники КРОНа 28 июня намерены провести в Москве митинг под лозунгом «Российской науке — достойный бюджет».

— Знаете, какой вопрос в разных его видах повторялся на всех без исключения «прямых линиях» президента России, — спросил журналистов Олег Смолин: — как прожить на зарплату начинающего учителя, медицинской сестры или работника культуры? И глава государства сегодня на это отвечает так: неправильно, по-видимому, распределяются средства между опытными учителями и начинающими. Между тем, по данным Общероссийского народного фронта, известный Указ №597 и Федеральный закон об образовании в части оплаты труда учителя исполняются только в 10 регионах страны. Кстати, мой общественный помощник из Омской области после окончания магистратуры пошёл работать в школу. Взвалил на себя без малого полторы ставки. А платят ему за это 12 тысяч рублей в месяц.

Олег Николаевич напомнил, что недавно Госдума приняла поправки к бюджету на 2017 год, в которых предусмотрены средства на пополнение Резервного фонда, на сокращение дефицита бюджета, а вот на зарплату учителям, врачам, учёным и работникам культуры не нашлось там ни одной дополнительной копейки.

— Недавно я познакомился со справочником Вышей школы экономики, — продолжил О. Смолин, — в котором рассказывается о том, как в последние годы в стране идёт финансирование образования. За 15 лет с начала ХХI века оно увеличилось аж в 14 раз! Казалось бы, гигантский рост. Но если посмотреть на то, куда клонит выделяемая на образование доля ВВП, то мы увидим, что в 2007 году она была 3,9%, а в 2015-м стала уже 3,6%. Однако для нормального развития образования нужно в два раза больше: как минимум 7% от валового продукта. В мировой истории ещё не было случая, чтобы где-то удалась модернизация образования с меньшими затратами.

Депутат также отметил, что в нынешнем году по сравнению с прошлым расходы на образование несколько увеличились, однако рост этот оказался меньше инфляции. В итоге доля на образование в национальном богатстве страны снова сократилась. По данным того же «школьного» справочника, начиная с 2006-го финансирование образования в сопоставимых ценах к 2015 году стало меньше на 12%.

А вот как в этом вопросе Россия выглядит на международном фоне. В сравнении с 33 странами Организации экономического сотрудничества и развития по доле, расходуемой на образование консолидированным бюджетом, мы на 22-м месте и по этой же доле ВВП — на 29-м.

— Чтобы страна имела будущее, — а её будущее — это, несомненно, дети, — нет другого варианта, кроме как поднимать статус педагогического работника, — заключил Смолин.

Взявший затем слово Виктор Калинушкин сообщил, что 28 июня в 11 часов на Суворовской площади столицы начнётся массовый митинг. Основная его цель — добиться от властей большего финансирования российской науки.

— Ситуация здесь очень похожа на ту, о которой рассказывал Олег Николаевич Смолин относительно российского образования. К тому же эти

две сферы неразрывны, — отметил лидер профсоюза РАН. — Так вот, нет ни одной страны в мире, относящейся к категории развитых, где на финансирование науки выделялось бы меньше 1,7% ВВП. У нас же, по данным Росстата, — чуть более 1%. И при этом внутренний валовой продукт на душу населения в России меньше, чем в большинстве передовых стран. Например, Южная Корея вкладывает в науку больше 4% своего ВВП. Что касается фундаментальной науки, то и здесь сравнение с ведущими странами не в нашу пользу. Там на неё идёт как минимум 0,3% ВВП, тогда как в России всего 0,14%. Даже находящаяся в экономическом кризисе Греция тратит нынче на фундаментальную науку 0,24% своего валового продукта. Проблема в современной России и с числом учёных. В развитых странах их не менее 70 человек на 10 тысяч населения. У нас только 66. За последние три года неуклонно, на 1,5—2%, падает финансирование российской науки в рублях. Инфляция только подстёгивает этот процесс. Мы дошли до того, что сейчас в целом ряде институтов, подведомственных ФАНО, нет денег на уплату налогов, коммунальных платежей и т.д. В таких условиях рассчитывать на то, что российская наука станет локомотивом для перехода нашей страны на рельсы высоких технологий, не приходится, и никакую инновационную экономику у нас в стране построить не удастся.

Борис Кашин убеждён, что вопрос о российской науке уже вышел в политическую плоскость. Научно-техническую стратегию нынешних наших властей и значительную часть образовательной можно, по его словам, определить только как авантюризм и чистое вредительство.

— Потому что, — продолжил он, — с момента прихода Путина в Кремль рационально объяснить все действия власти по отношению к фундаментальной науке абсолютно невозможно. Напомню, что в 2013 году в администрации президента подготовили текст, фактически уничтожающий РАН, заменяющий её неким эрзацем, где выборы президента Академии оказываются в руках чиновников. Идёт тотальный накат на традиционную организацию науки. Её тоже подменяют всякими авантюрами типа «Сколково», её дестабилизируют спецоперациями, такими, как недавняя реформа РАН. Если мы посмотрим, что сейчас происходит с системой аттестации научных кадров, а это вместе с Академией ещё один столп, на котором держалось нормальное функционирование всей нашей научной системы, то тоже увидим развал. Что, позвольте, станется, если каждый из 60 вузов страны сам начнёт присваивать учёные степени, когда даже в МГУ для такой ответственной работы нет в достатке кадров? В результате судьёй в науке будет чиновник, который на компьютере с помощью внедрённой Западом у нас наукометрии и базы данных Web of Science, на которую так любит ссылаться Путин, начнёт определять, кто хороший, а кто плохой. Но ведь ни в одном серьёзном научном центре мира эту пресловутую наукометрию, которой подменяют экспертную оценку учёных, не используют. У нас, по-моему, это всё делается не случайно. Следует комплексно изучить вопрос о вредительстве в научной сфере.

Один из организаторов предстоящего митинга протеста Наталья Яковлева остановилась на проблеме всё нарастающей коммерциализации отечественных образования и науки, что, по её словам, всё дальше уводит эти сферы от прямого своего назначения и нацеливает их лишь на получение прибыли. В результате в их руководстве оказываются не педагоги и учёные, а менеджеры, далёкие от понимания существа дела, которым берутся управлять, и думающие лишь о деньгах. Но и это у них, оказывается, получается плохо. Анатолий Миронов рассказал, что одно из требований, с которым выйдут на протестную акцию члены его профсоюза, — установление минимальной зарплаты научным работникам не ниже прожиточного минимума для трудоспособных. Ведь сегодня расценки на выполнение госзаданий порой настолько мизерны, что многим из тех, кто работает в науке, они не позволяют выбраться из нищеты.

Отвечая на вопрос «Правды» об оценке ущерба, нанесённого отечественному образованию так называемыми реформаторами в постсоветское время, Олег Смолин заявил:

— Измерить его точно невозможно, но мы определённо знаем, что советская молодёжь входила в тройку наиболее интеллектуальных поколений планеты того времени. А многие считают, что советское образование было лучшим в мире. Сейчас же качество обучения резко упало. Однако если верить международным исследованиям, то в последние годы мы немного улучшили свои показатели в этом вопросе. У нас по-прежнему очень хорошая начальная школа, где мы входим в мировую тройку лучших. С 4-го по 8-й класс тоже выглядим неплохо: где-то в двадцатке лидеров. Старшие школьники из 6—5-го десятка вошли уже в 4-й и где-то даже в 3-й. Но мы всё равно далеки от уровня школы советского периода. Особенно большой провал по сравнению с тем временем остаётся у учеников в знании русской литературной классики, что, подчеркну, и определяет уровень культуры человека.

— Есть ли в тех положительных тенденциях, о которых вы сказали, заслуга фракции КПРФ в Госдуме?

— Некоторые наши законодательные предложения так или иначе принимаются. Например, если сравнить ЕГЭ, который был вначале, а это сплошная «угадайка», то теперь он заметно изменился. Наша критика привела к тому, что отупляющих тестов-заданий в Едином госэкзамене теперь практически нет. Несколько улучшилось положение и с изучением фундаментальных наук. В министерстве образования и науки уже всерьёз заговорили о возвращении в школьный курс астрономии. Там снова поднимают проблему воспитания в школе, о которой ещё не так давно реформаторы образования и слышать не хотели. То есть часть предложений депутатов-коммунистов властью всё же принимается. Но слишком уж медленно.

Просмотров: 303
Назад