Главная  >  Архив  >  №66 (30563) 23—26 июня 2017 года  >  Эсмеральда на все времена

Эсмеральда на все времена

№66 (30563) 23—26 июня 2017 года
6 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Мона Лиза XX века, итальянская Мэрилин Монро, Джина Национале, очаровательная Ла Лолло, Итальянский вулкан: как только любовно не называли поклонники «важнейшего из искусств» божественную Джину Лоллобриджиду — одну из ярчайших кинозвёзд Старого Света 1950—1960-х годов. Без имени этой легендарной актрисы, прошедшей путь от неизвестной уличной художницы и статистки в массовке до кинодивы мирового масштаба, невозможно представить себе итальянский кинематограф, расцвет которого совпал с периодом её активного творчества. И хотя Джина, общепризнанный эталон средиземноморской красоты прошлого столетия, уже давно не снимается, армия её поклонников неуклонно растёт: ведь знаменитая итальянка прославилась не только благодаря искусству лицедейства, сыграв более чем в 60 картинах, но и снискала лавры фотографа и скульптора. Трудно поверить, но 4 июля эта кажущаяся вечно молодой женщина — великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», кавалер ордена Почётного легиона, офицер французского ордена Искусств и литературы — готовится отпраздновать 90-летний юбилей.

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ ЛУИДЖИНА (Джина) Лоллобриджида появилась на свет в городке Субьяко неподалёку от Рима в бедной многодетной семье мебельщика. Детство девочки, пришедшееся на годы фашистской диктатуры Муссолини и Второй мировой войны, едва ли можно назвать счастливым. «Я помню бомбёжки, солдат, разрушенные дома. Ни у меня, ни у сестёр никогда не было игрушек», — рассказывала актриса. В поисках лучшей доли семья часто переезжала и в 1945 году поселилась на окраине столицы, где Джина зарабатывала деньги, продавая на улицах свои шаржи и карикатуры. Мечты о карьере оперной певицы, скульптора или художницы привели девушку в Римскую академию искусств. Именно там юную итальянку заметили и предложили попробовать себя в кино. Дебют состоялся в 1946-м в фильме «Чёрный орёл», затем последовали эпизоды в музыкальных лентах «Любовный напиток», «Паяцы», «Без ума от оперы».

Ситуация изменилась после того, как Джина заняла третье место на конкурсе «Мисс Италия», уступив Лючии Бозе и Джанне-Марии Канале, впоследствии также ставшим известными киноартистками, но не доcтигшим таких высот, как Лоллобриджида. Участие в национальном смотре красавиц выделило начинавшую актрису среди статисток, и вслед за крошечными ролями к ней постепенно пришли главные: в картинах «Алина», «Город защищается», «Опасно, бандиты!»

Однако своим взлётом на вершину киноолимпа итальянка обязана прежде всего французским кинематографистам, «открывшим» её всему миру. Путь к международной славе Джине проторил режиссёр Кристиан-Жак, в 1952 году пригласивший красавицу-брюнетку сыграть Аделину в ленте «Фанфан-Тюльпан». Партнёром Лоллобриджиды стал любимец Франции Жерар Филип.

Ошеломительный триумф фильма плаща и шпаги, покорившего жюри Берлинского и Каннского кинофестивалей, в одночасье превратил Джину в звезду, не знавшую отбоя от режиссёров. В последующие несколько лет она с успехом снялась в таких картинах, как

«Ночные красавицы», «Прежние времена», «Провинциалка», «Посрами дьявола», «Римлянка». А сыграв Озорницу в дилогии Луиджи Коменчини «Хлеб, любовь и фантазия», «Хлеб, любовь и ревность», актриса удостоилась своей первой кинонаграды — «Серебряной ленты» — премии Итальянской национальной ассоциации киножурналистов. Однако от участия в следующем фильме «Хлеб, любовь и…» острая на язык Джина отказалась, заявив: «Тарзан, сын Тарзана, бабушка Тарзана — так можно дёргать за верёвочку сколько угодно».

Заметное место в кинобиографии актрисы, окрещённой французами Ла Лолло (Пышный бюст), занимает картина «Самая красивая женщина в мире» (в советском кинопрокате «Красива, но опасна»), в которой многогранность таланта Лоллобриджиды раскрылась с особой остротой: она сама исполнила все вокальные партии, в том числе арию Тоски из одноимённой оперы Пуччини. За роль итальянской оперной примы Лины Кавальери Джина получила главную национальную кинопремию «Давид ди Донателло».

И всё же ярчайшим моментом в карьере знойной красавицы стала съёмка в ленте французского мастера Жана Деланнуа «Собор Парижской Богоматери», созданной в 1956 году по одноимённому роману Виктора Гюго. Эсмеральда Лоллобриджиды до сих пор считается лучшим экранным воплощением образа роковой цыганки. Эта работа, за которую впоследствии министр культуры Франции Жан-Жак Айягон вручил актрисе орден Искусств и литературы, окончательно закрепила за ней статус звезды мирового масштаба. Кстати, следующая встреча Лоллобриджиды и Деланнуа в 1963-м оказалась не менее удачной: роль сестры Наполеона Полины Бонапарт в фильме «Имперская Венера» принесла актрисе второго «Давида ди Донателло», а также ещё одну «Серебряную ленту».

Итальянская кинодива попробовала свои силы и в Голливуде, где сыграла со многими знаменитостями «фабрики грёз»: с Бертом Ланкастером и Тони Кёртисом в «Трапеции», с Фрэнком Синатрой в «Так мало никогда», с Юлом Бриннером в «Соломоне и царице Савской». А фильм «Приходи в сентябре», где Джина снялась с Роком Хадсоном, пополнил её коллекцию кинотрофеев премией Генриетты — специальной наградой американского «Золотого глобуса».

Впрочем, несмотря на свою неослабевающую востребованность, с начала 1970-х темпераментная Ла Лолло, предпочитавшая дорогостоящим боевикам и проходным комедиям серьёзные глубокие картины, практически перестала появляться на экране. «Надо, чтобы каждая следующая роль была лучше предыдущей, а это трудно, учитывая стандартные сценарии», — объяснит она и добавит: «В кино вместо бюста нужно показывать сердце».

Закат кинокарьеры Лоллобриджида встретила без сожалений: вспомнив о детских мечтах, она занялась фотографией, живописью, скульптурой. И на новых поприщах добилась заметных профессиональных успехов. Так, в 1973 году Джина опубликовала альбом фотографий «Моя Италия», ставший настоящим хитом и получивший высокую оценку критиков, писавших: «Она (Лоллобриджида) вполне могла бы прославиться и без кинокамеры, выпустив за всю жизнь лишь этот фотоальбом».

В разное время в объектив актрисы попадали многие знаменитости: Пол Ньюмен, Сальвадор Дали, Юрий Гагарин, Никита Хрущёв, Фидель Кастро (кубинский лидер стал ещё и героем её документального фильма) и даже сборная Германии по футболу. Любопытно, что именно указанием на неожиданную смену деятельности кинобогини, выпустившей в общей сложности шесть фотосборников, открывается посвящённое ей стихотворение «Кольцо», написанное Андреем Вознесенским под впечатлением от персональной фотовыставки итальянки, проходившей в Союзе кинематографистов СССР во время VIII Московского международного кинофестиваля: «Лоллобриджиде надоело быть снимаемой, Лоллобриджида прилетела вас снимать». Кстати, кинофорум в Белокаменной Джина почтила своим присутствием дважды: в 1973-м она входила в жюри, а в 1997-м была награждена за вклад в киноискусство.

Не меньшего признания Джина добилась и как скульптор. Достаточно отметить, что её работа «Девушка, держащая на ладони жемчужину» является призом Международного кинофестиваля «Балтийская жемчужина», а скульптура «Артемида», исполненная в лучших античных традициях, — наградой, ежегодно вручаемой в Лионе женщинам за достижения в различных сферах деятельности. Кроме того, композиция «Жизнь вместе», за которую Лоллобриджида получила орден Почётного легиона лично из рук президента Франции Франсуа Миттерана, представляла Италию на Всемирной международной выставке «Экспо-1992» в Севилье.

Уроженка Субьяко, девушка из народа, никогда не грезившая о славе Греты Гарбо или Ингрид Бергман, однажды сказала: «Я изучала живопись и скульптуру, а актрисой стала по ошибке». Что ж, эта счастливая ошибка подарила мировому кинематографу ещё одну незабываемую легенду. Какими только эпитетами не награждали экспрессивную итальянку: ослепительная, гаремная, божественная, блистательная. Американский президент Эйзенхауэр назвал Лоллобриджиду «совершенством итальянской красоты», а один из основоположников французской новой волны Жан-Люк Годар однажды воскликнул: «Не дай мне бог встретиться с такой красотой, как у Джины! Она заполняет собой всё пространство и съедает режиссёра вместе с его замыслом».

Но не зря народная мудрость гласит: «Не родись красивой, а родись счастливой». Как-то актриса с горечью и болью призналась: «Как женщина я не нашла счастья в чувствах…» Вообще Джина резко отличается от многих европейских и американских кинодив: её не сопровождали скандалы и неразбериха в личной жизни. Выйдя замуж в 22 года за югославского врача Милко Скофича, она развелась с ним после 19 лет брака и больше не связывала себя узами Гименея, отдав всю любовь своему единственному сыну Милко-младшему.

Что же касается нынешней жизни Джины, то она являет собой наглядное воплощение афоризма Бомарше: «Обладание всякого рода благами — ещё не всё. Получать наслаждение от обладания ими — вот в чём состоит истинное счастье». Актриса обитает одна в своём роскошном поместье на знаменитой Аппиевой дороге близ Рима и творит там под пение птиц — их в саду на вилле насчитывается около 600 (одна из самых больших частных коллекций), — мечтая дожить, как и её тётя, до 113 лет. По словам итальянской кинозвезды, человек стареет, если ему нечем заняться. Лоллобриджида же всегда при деле: путешествует, создаёт скульптуры, фотографирует, музицирует, общается с внуком. Наверное, в этом и заключается секрет вечной молодости Моны Лизы XX века.

Просмотров: 410
Назад