Главная  >  Архив  >  №61 (30558) 9—14 июня 2017 года  >  Подрезали крылья

Подрезали крылья

№61 (30558) 9—14 июня 2017 года
2 полоса
Автор: Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.

Тысячи работников российской гражданской авиации, в том числе бывшие военные пилоты, частные пилоты, штурманы и бортинженеры, в ближайшее время могут лишиться работы. Лётчики пожаловались в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) на Росавиацию, которую обвинили в массовом аннулировании профессиональных лицензий.

ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИЙ в ведомстве объясняют необходимостью борьбы с якобы недобросовестными учебными центрами, выдающими документы с нарушениями. При этом в стране наблюдается дефицит пилотов, восполнять который в минтрансе предложили за счёт иностранных специалистов. Такова цена за развал системы лётного обучения в стране. В то же время высококлассные лётчики из России, лишённые возможности устроиться в отечественных авиакомпаниях, вынуждены всё чаще искать работу за рубежом.

Как явствует из жалобы, Росавиация уже признала недействительными свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с законодательством. На очереди ещё около тысячи пилотских свидетельств, которые могут быть аннулированы в ближайшее время. Речь идёт о лицензиях, выданных негосударственными авиационными учебными центрами (АУЦ). В свою очередь работники, подавшие жалобы, отмечают, что ведомство само разрешило создавать учебные центры, а полученные в них лётные свидетельства соответствовали положениям ИКАО. Они просят привлечь для разбирательства международных специалистов, а также вернуть отозванные лётные удостоверения. В противном случае, утверждают они, рынок рискует лишиться четверти пилотов.

В настоящее время действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием. Гособучение идёт в вузах в Петербурге и Ульяновске и в четырёх училищах. АУЦ готовят частных пилотов, но могут провести переобучение с одного типа самолёта на другой, о чём Росавиация также выдаёт свидетельства.

Специалисты в свою очередь сообщили журналистам, что недобросовестные АУЦ действительно есть. Однако большинство работают по госстандарту и готовят специалистов высокого класса. Пилоты считают, что ведомство «проводит карательную политику», пытаясь прикрыть собственные упущения. Массовый отзыв лицензий может привести к тому, что на рынке возникнет дефицит пилотов.

То, что лётчик обязан быть высококлассным специалистом, поскольку отвечает за жизни сотен людей, спора не вызывает. Однако встают два вопроса: как возникла такая ситуация, что в стране не хватает квалифицированных лётчиков, и что с этим делать дальше?

Отметим, что о грядущем кризисе в отрасли говорят уже давно. Ещё в 2012 году советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов рассказывал журналистам о грядущем дефиците специалистов в гражданской авиации. «Две выдающиеся академии — имени Гагарина и имени Жуковского — разогнали, два высших училища, которые готовили лётчиков транспортной авиации, — Балашовское и Тамбовское — расформировали несколько лет назад», — рассказывал Леонов. Он отмечал, что в ближайшее время перед страной встанет вопрос о необходимости нанимать «пилотов-гастарбайтеров»: приглашать лётчиков из-за рубежа, чтобы покрыть нехватку собственных специалистов.

И действия властей полностью подтверждают слова эксперта. Сами российские пилоты отмечают, что одной из причин массового отзыва лицензий стало нежелание российских компаний платить лётчикам зарплату на мировом уровне. Зато гастарбайтеры, приехавшие из бывших республик СССР, готовы летать за меньшее вознаграждение. Но в таком случае не повторится ли в небе то же, что наблюдается в российском городском транспорте, где маршрутки уже окрестили в народе «капсулами смерти»?

Однако авиационные власти страны подобная перспектива, видимо, не смущает. Ещё в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год.

Может быть, теперь, когда собственных лётчиков отрезают от неба, к нам хлынут высококлассные пилоты с Запада? Отнюдь. Француз или англичанин не бросит свою страну, чтобы работать в России. Зарплата у наших лётчиков действительно соответствует мировому уровню. Однако социальный пакет не отвечает современным требованиям. Если к нам и поедут европейцы, то только те, кто не востребован на западном рынке, а возможно, и люди, имеющие проблемы с алкоголем или наркотиками. Кроме того, западные лётчики, мало знакомые с русским языком, по мнению специалистов, могут создать серьёзные проблемы в сфере безопасности полётов. Исходя из этих условий, России следовало бы готовиться к приёму лётного состава из бывших республик Советского Союза, однако, по мнению экспертов, они не смогут заполнить образовавшийся пробел в подготовке кадров. На всё Содружество не наберётся столько профессиональных лётчиков, сколько нам нужно. В итоге за штурвалы российских самолётов могут сесть недостаточно квалифицированные кадры.

В России сейчас порядка 14,8 тысячи пилотов, которые имеют право выполнять коммерческую перевозку пассажиров. При этом, по оценке профсоюза лётного состава, число безработных в этой сфере за последнее время выросло. Два года назад в России было от 1,5 тысячи до 2 тысяч безработных пилотов, сейчас в связи с начавшимся массовым отзывом лицензий их число может достигнуть 4 тысяч человек. Тем временем, чтобы прокормиться, высококлассные российские авиационные специалисты всё чаще вынуждены искать работу за рубежом, в частности, в Китае.

Просмотров: 1259
Назад