Главная  >  Архив  >  №52 (30549) 19—22 мая 2017 года  >  Судьба Политеха под вопросом

Судьба Политеха под вопросом

№52 (30549) 19—22 мая 2017 года
6 полоса
Автор: Алёна ЕРКИНА.

В 2013 году в Москве был закрыт на реконструкцию один из старейших научно-технических музеев мира — Политехнический, являющийся особо ценным объектом культурного наследия России, с которым в той или иной мере связаны научно-технические свершения Отечества, судьбы его инженеров и учёных. Важно помнить, что это не просто всемирно известный музей, а музей-памятник, переживший за короткий срок несколько войн и фундаментальных социально-экономических трансформаций, сохраняя память о них.

В ДАННЫЙ МОМЕНТ историческое здание музея модернизируется, подвергается реконструкции и реставрации. Музейный и библиотечный фонды пока размещены на территории Технополиса «Москва». Располагается Политех также в павильоне №26 на ВДНХ и в Культурном центре «ЗИЛ». Открытие музея после завершения всех работ было намечено на 2018 год.

За прошедшее с 2010-го время, когда было принято постановление правительства о проведении работ по Политеху, в СМИ разными авторами публиковались десятки различных сообщений о том, каков будет результат всех усилий, каким будет обновлённый музей. Однако, как отмечают ряд специалистов, широкого общественного обсуждения этих вопросов не было.

Общественность, памятуя о событиях семилетней давности, когда вокруг музея разгорелся настоящий скандал, связанный со сменой руководства и столкновением двух разных взглядов на концепцию развития музея, испытывает определённые опасения по поводу того, каким же будет обновлённый Политехнический. Не превратится ли он в одну большую бизнес-площадку, где собственно музею будет отводиться второстепенная роль? Не станет ли территория, занимаемая музеем в центре Москвы, на Новой площади, местом, где будут воплощаться идеи различных бизнес-проектов и коммерческих планов?

Чтобы понять, почему возникли эти опасения, следует вернуться назад, в 2009—2010 годы, когда, собственно, и начали разворачиваться события, о которых корреспонденту «Правды» рассказал бывший директор Политехнического музея Гурген Григорян, занимавший эту должность с 1986 по 2010 год. Это были весьма нелёгкие времена: начало перестройки, «лихие 90-е» и 2000-е годы. Выжить в 90-е, сохранить коллектив, не растерять славные традиции музея с более чем столетней историей, развивать деятельность в условиях, когда фактически отсутствовало государственное финансирование, удалось только благодаря сплочению всего музейного коллектива, совместному поиску решений.

Чтобы выжить, музей выступал соучредителем Товарно-сырьевой биржи, научно-производственной фирмы «Знание», вступил в партнёрские отношения с Военно-промышленной инвестиционной компанией и т.д. Арендные договоры с предоплатой позволяли музею развиваться, а не сворачивать свою деятельность. Была проделана большая работа по освобождению площадей Политехнического музея от сторонних организаций, вследствие чего расширились помещения под фондохранилище, улучшились условия хранения музейных экспонатов, значительно пополнилась коллекция музея, активизировалась его научная деятельность. За большой вклад в развитие отечественного музейного дела заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор Гурген Григорян был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

— Старое здание музея нуждалось в реставрации, и это было понятно всем, кто в нём работал, — говорит Г. Григорян. — Уже в те годы мы с коллективом начали разрабатывать вопрос о будущем музея, о перспективах его развития на годы вперёд.

Требовалась структура, которая была бы способна в органах госуправления поддерживать инициативы развития музея с позиции национальных интересов. Так в 2000-х возникла идея создания Попечительского совета Политехнического музея. Его первым председателем стал член правительства РФ Илья Клебанов, затем — руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, принимавший большое участие в деятельности музея. Ну а после смерти Вольского совет возглавил академик РАН, инженер, государственный деятель Андрей Кокошин. В то же время было понятно, что выделяемых государством денег не хватает и нужно искать дополнительное внебюджетное финансирование. А. Кокошин его нашёл в лице Анатолия Чубайса, возглавлявшего корпорацию «Роснано». С этого момента в Политехническом начались тяжёлые времена.

На одном из заседаний Попечительского совета под председательством А. Кокошина, в состав которого на тот момент входили известные учёные, руководители крупных научно-технических организаций, деятели образования и культуры, была рассмотрена концепция развития музея, которую подготовили его сотрудники. Предлагалось на базе Политехнического создать федеральный центр инженерных искусств и технологий, сделав его главным российским музейным центром науки и техники. В рамках этих планов были намечены реконструкция исторического здания, обновление экспозиций, создание центра просвещения и инноваций международного уровня.

Одна из главных идей концепции заключалась в том, чтобы показать, какое участие Россия принимала и принимает в развитии технологий. Деятельность центра инженерных искусств и технологий должна была быть нацелена на стимулирование инновационного мышления, развития и поддержки инженерно-научного творчества, создание наукоёмких и экологически чистых производств, пропаганду исторического опыта российских инженерно-научных школ и разработок передовых технических идей. А в филиале музея — Центре коллекций — должна была бы демонстрироваться крупногабаритная техника, могли бы соревноваться моделисты, работать реставраторы.

Данная концепция развития музея была одобрена коллегией министерства культуры и Попечительским советом. Но опять же, были нужны деньги для реализации этих планов, тех, что выделяло государство, катастрофически не хватало. И тут на сцене появляется Анатолий Чубайс с деньгами и обещаниями облагодетельствовать музей. Фактически государственное управление Политехническим принял новый, предложенный А.Чубайсом Попечительский совет, а функции управляющей компании перешли учреждённому на средства Роснано Фонду развития Политехнического музея.

Между фондом и руководством музея в лице Григоряна начались разногласия. Как пишет Гурген Григорьевич в своей книге «Записки директора Политехнического музея», вышедшей в издательстве «Рубежи XXI», «фонд, располагая деньгами своего учредителя — Роснано, то есть деньгами госбюджета страны, пытался развернуть в музее свою, не согласованную с его планами деятельность. Сотрудники фонда делали попытки через голову дирекции управлять звеньями коллектива, устанавливать с сотрудниками музея трудовые отношения на предмет их служебной деятельности без согласования с руководителями этих сотрудников. Якобы от лица музея часто выступали во внешних организациях, в том числе и в госорганах, без какого-либо согласования с руководством музея».

Отношения накалялись, а тем временем в апреле 2010 года тогдашний президент РФ Д.А. Медведев неожиданно ставит перед музеем задачу «создания на базе Политехнического музея в г. Москве современного музея науки, применяющего самые современные музейные технологии». Руководство и сотрудники музея приняли решения соответственно переработать ту концепцию его развития, что была принята и одобрена Попечительским советом в январе 2009 года, но в разгар этой напряжённой работы музейщики получают очередной «сюрприз»: в июне 2010-го выходит приказ министра культуры под номером 332 «Об организации конкурса на разработку концепции создания на базе Политехнического музея в городе Москве музея науки», к участию в котором были допущены иностранные компании. То есть по сути вся проделанная до этого работа коллектива музея, на которую уже были затрачены деньги, оказалась невостребованной. Но работники, несмотря на недоумение, вызванное новой формулировкой и новыми задачами, продолжили дорабатывать проект.

Однако тучи продолжали сгущаться. И вскоре, спустя месяц, гендиректор музея Г. Григорян был уволен со своего поста. Меняется и состав Попечительского совета, состоявший из видных учёных и деятелей техники, уходят многие хорошо знающие специфику Политехнического музея люди, и на их место постепенно выдвигаются крупные чиновники и бизнесмены. В их числе первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов; руководитель рабочей группы по созданию международного финансового центра при Совете при президенте РФ по развитию финансового рынка Александр Волошин; председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс; президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг; заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович и другие.

После увольнения Г. Григоряна поднялся невообразимый шум, сотрудники музея выступили с открытым письмом в защиту своего директора. Не помогло, и новым назначенцем на эту должность стал министр науки и технической политики РФ в 1990-х годах Борис Салтыков.

— Давать не просто знания молодому поколению, а учить размышлять, докапываться до самой сути, расширять кругозор — вот что всегда было главной задачей Политехнического музея, — продолжает Гурген Григорян. — Сотрудники понимали историю вещей, передавая эти знания посетителям, ведь для музейщиков экспонаты были не просто какими-то «железяками», которые стоят на полках и пылятся.

И тогда, чтобы закончить работу по созданию концепции, Г. Григорян принял решение остаться в Политехническом в качестве рядового сотрудника. Он проработал после увольнения с поста гендиректора ещё три года, сосредоточившись на научно-литературной работе, посвящённой истории музея. Опубликовал за это время восемь научных работ из более чем трёхсот, вышедших из-под его пера.

Конкурс на разработку концепции создания музея науки выиграла английская компания, а тогдашний министр культуры Александр Авдеев утвердил эту концепцию. То есть, несмотря на то, что она получила отрицательные отзывы со стороны экспертного сообщества, был принят именно этот документ. Среди негативно оценивших проект ещё до утверждения его министром были член-корреспондент РАН, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, академик РАН Ю.В Гуляев от Союза научных и инженерных общественных объединений.

Писали письмо президенту РФ В. Путину с просьбой разобраться в ситуации и «не допустить фактического уничтожения музея как учреждения научно-просветительского, уникального и исторически ценного для России» и такие уважаемые люди, члены Попечительского совета Политехнического музея в 2001—2010 годах, как дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР А.П. Александров; заслуженный деятель науки РФ, доктор геолого-минералогических наук, профессор А.М. Городницкий; действительный член Академии наук воздухоплавания, доктор технических наук, профессор В.М. Чуйко. В послании была выражена тревога за будущее музея. В нём, в частности, говорилось, что «обещанное широкое экспертное обсуждение этих проектов не проводится, а публикуемые в СМИ материалы вызывают ощущение бесконтрольности развития событий, келейности вынашивания планов дальнейшего использования музея. При этом создаётся PR-шумиха вокруг проектов зарубежных авторов, однако, как нам известно, эти проекты, ориентированные на многомиллиардные бюджетные затраты, несмотря на серьёзную критику со стороны авторитетных экспертов, даже не рассматривались коллегией минкультуры, в ведении которого музей находится».

Сейчас общественность обеспокоена: каким предстанет в 2018-м обновлённый Политех? Не скажутся ли все эти скандалы, которые сопровождали его закрытие на реконструкцию, на его дальнейшей деятельности как культурно-просветительского учреждения? Не станет ли музей выгодным объектом недвижимости для привлечения капитала, где будут располагаться магазины, шоу-румы, кафе, зоны для коммерческих технологических компаний и т.д.? Ряд экспертов высказали своё опасение по этому поводу.

— Политехнический музей — часть культурного богатства не только Москвы, но и всей России, — говорит архитектор, заместитель председателя Совета Академии архитектурного наследия академик Марк Гурари. — Планы отдать чуть ли не две трети площади здания, можно сказать, под банальную торговлю (а иначе и не назовёшь все эти планируемые магазины, кафе и прочее) вызывают серьёзную озабоченность. Если они воплотятся в жизнь, это будет означать только одно — понижение культурного уровня Москвы. «Ужимать» Политехнический ни в коем случае нельзя. Ни общественность, ни специалисты не знают ни о проекте, ни о программе реконструкции Политехнического. Нужно широкое обсуждение такого волнующего многих вопроса, как судьба особо ценного объекта культурного наследия, каким и является музей.

— К сожалению, сегодня сильные мира сего очень вольно обращаются с нашим культурным наследием, и тому множество примеров, — говорит член Союза архитекторов РФ, член Президиума Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Надежда Завьялова. — Политехнический — это гордость Москвы, то, что происходит вокруг него, вызывает тревогу. Музеи — это национальное самосознание народа. Нужно бережно относиться к их сохранению, и не допускать, чтобы они использовались каким-то иным способом.

Как будет выглядеть пространство Политеха после реконструкции, какие изменения произойдут? Как воплощается в жизнь концепция развития музея, разработанная английскими специалистами? Когда он откроется? Как идёт процесс реконструкции? Чем привлёк проект реконструкции здания японского архитектора Ишигами? Правда ли, что значительная часть площадей будет отдана магазинам, кафе, представительствам зарубежных фирм? На все эти вопросы корреспонденту «Правды» в пресс-службе Политехнического музея ответов не дали. Точные сроки окончания реконструкции, как было заявлено, пока неизвестны.

Просмотров: 525
Назад