Главная  >  Архив  >  №49 (30546) 12—15 мая 2017 года  >  Приватизированный профсоюз

Приватизированный профсоюз

№49 (30546) 12—15 мая 2017 года
4 полоса
Автор: Альберт СПЕРАНСКИЙ. Председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».

Администрация Ульяновского автомобильного завода решила не допускать на профсоюзную конференцию, которая состоялась 27 марта этого года, рабочих — активистов профсоюза. На проходной пытались отнять у них пропуска и даже вызвать наряд полиции для их задержания. Рабочие в свою очередь сами обратились в полицейский участок, который находился недалеко, попросив помочь им защитить свои конституционные права. В итоге справедливость восторжествовала: члены профсоюза прошли на территорию предприятия, приняли участие в работе конференции и задали председателю заводского профкома Виктору Бычкову много неприятных вопросов по поводу сокращения работников на заводе.

ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ, Бычков юлил как мог, однако всё же вынужден был признать, что работодатель поступает неправильно, хотя профсоюз пока не готов бороться с хозяевами за сохранение кадров.

Сейчас наши «продвинутые» работодатели нашли много схем по избавлению от работников, которые начинают искать на своих предприятиях остатки справедливости. Я уже рассказывал, как на «Метровагонмаше» работодатели, сменив одну цифру в номере цеха, объявили о новом комплектовании штата. Всё и все остались на своих местах, но активистам из профсоюза «Защита» не нашлось места в цехе с новым номером. Такие нелепые обманки происходят по всей России.

Инженер Давид Довлатян проработал на Ульяновском автомобильном заводе много лет. Сначала трудился в эксплуатационно-ремонтном отделе, позже — в цехе ремонта оснастки прессово-сварочного производства, а затем возглавлял ремонтные мастерские цеха логистики. Давид Альбертович был готов работать и дальше, но неожиданно в 2016 году попал под сокращение. Формально ввиду реорганизации производства, на самом деле из-за конфликта на профессиональной почве с новым начальником цеха Алексеем Савельевым.

Чтобы избавиться от этого правдолюбца, мастерские по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта переименовали в участок ремонта автомототранспорта, а должность начальника мастерских превратили в должность начальника участка с теми же функциями. В результате под сокращение попал только Довлатян. Ещё вчера его награждали почётными грамотами (их у него набралось 17), в 2012 году присвоили звание «Лучший мастер производства». Фото инженера до недавнего времени висело на заводской Доске почёта. А сейчас, несмотря на прежние заслуги, попросили его на выход.

Увольнение начальника мастерских вызвало недоумение и у бывших коллег Давида Альбертовича. «Я думаю, начальству не понравилось, что он всегда говорил всё как есть. А правда руководству обычно глаза колет, — высказался один из бывших сотрудников. — УАЗовское начальство избавилось от специалиста, который ему не угождал».

В обращении, поданном на имя генерального директора Вадима Швецова, Довлатян открыто обвинил нынешнего руководителя цеха Савельева в умышленном развале службы: «С 2014 года он руководит цехом логистики-2. При нём не реализовали ни одного технического проекта, авто- и электротранспорт сейчас работает на износ, новой техники и оборудования не предвидится, постоянно не хватает запчастей. Даже двигатель сейчас самостоятельно не могут отремонтировать — обращаются в сторонние организации. Такого никогда в цехе не было. А сколько грамотных толковых специалистов выдавили из цеха?» Каждое слово Довлатян подкреплял цифрами, фамилиями, фактами.

Криминальные схемы работодателей по избавлению от неугодных работников успешно осваиваются в Ульяновске. В своё время «Правда» рассказывала о работнице Юлии Старостиной, которая выступила на митинге. На третий день после митинга ей объявили выговор за то, что она без разрешения бригадира… отлучилась в туалет на целых пять минут. Через некоторое время на Юлю за повторение прежнего «преступления» стали готовить документы на увольнение. Суд остановил рьяных администраторов, так как никаких оснований для расправы над работницей не было. Кстати, спасибо руководителю Ульяновской областной организации КПРФ, депутату Госдумы Алексею Куринному: он в суде был доверенным лицом Юли.

ПРОДОЛЖАЯ изобретать новые подобные схемы, на этом заводе решили провести массовое сокращение работников. Для этого создали самостоятельное юридическое лицо — дочку ООО «Автокомпонент». Письменно перевели часть работников без фактической смены их рабочих мест из основного производства в этот клон. А теперь «Автокомпонент» вливают обратно в УАЗ, но часть работников, не приглянувшихся администрации, выставляют за ворота. Без согласования с профсоюзом в простой была отправлена многочисленная группа наиболее активных тружеников автомобильного производства, людей, отдавших заводу годы жизни. На их место руководство завода хочет набрать неопытных, молодых, покорных ребят, готовых работать за меньшую плату и не умеющих спорить с обнаглевшим работодателем.

Пора уже установить государственную премию за способность без зазрения совести жульничать и врать. Претендентов будет видимо-невидимо, на неё могут заслуженно претендовать сотрудники государственных СМИ, особенно телевидения, различных исследовательских центров, владельцы предприятий. Чего только стоят короткие встречи нашего президента с различными шишками и т.д. и т.п. В этой очереди найдётся место и для работников профсоюза УАЗа. А им, в свою очередь, придётся в случае получения высокой премии делиться с администрацией предприятия. Ведь это её усердием и стараниями председателем профкома завода оказался начальник одного из основных цехов Виктор Бычков.

Неудивительно, что карманный председатель профкома сразу стал на сторону администрации. Тем временем на ООО «УАЗ-Автокомпонент» продолжается процедура сокращений. Отчаявшиеся автомобилестроители 15 апреля устроили пикет перед приёмной президента РФ, по завершении которого чиновникам было передано открытое письмо в защиту рабочих УАЗа. В нём они, в частности, уведомили гаранта Конституции РФ о том, что подача заявлений в суд не гарантирует беспристрастного рассмотрения исков.

Впрочем, сегодня письма рабочих президенту РФ по своей результативности похожи на письмо Ваньки Жукова на деревню дедушке. Впрочем, история чеховского героя часто выглядит безобиднее. Например, в преддверии очередной «прямой линии» с Путиным на космодроме «Восточный» арестовали (якобы выражался нецензурно в общественном месте) Антона Тюрищева. Дело в том, что он на предыдущей «линии» пожаловался президенту о долгах по зарплате.

ОРГАНИЗОВАТЬ БОРЬБУ работников за их трудовые права должен профсоюз. В сложившейся ситуации он давно был обязан начать коллективный трудовой спор. Но такое просто немыслимо, если профком состоит из людей, которые не желают ссориться с работодателем. На УАЗе в ответ на пассивность руководства официального профсоюза рабочие смогли организоваться сами. Вышли на акции протеста, организовали коллективные визиты в заводоуправление, прокуратуру, трудовую инспекцию.

До письма президенту инициативная группа жаловалась на руководителя первичной профсоюзной организации ОАО «УАЗ» в Федерацию независимых профсоюзов Ульяновской области Анатолию Васильеву. Но не дождались от бывшего чиновника областной администрации, имеющего статус советника губернатора, какой-либо положительной реакции. И это несмотря на то, что в обращении указывалось, что председатель профсоюза Бычков устранился от защиты прав трудящихся в спорах об индексации заработной платы, охране труда, о реорганизации структурных подразделений. Людей регулярно заставляли вкалывать в сверхурочное время и выходные дни, а страдающих профессиональными болезнями увольняли без последующего трудоустройства. В своей жалобе работники предприятия напоминали, что 1 декабря 2016 года на отчётной профсоюзной конференции члены профсоюза потребовали раскрыть информацию о доходах председателя и его заместителя, но получили отказ.

Завод работает сейчас четыре дня в неделю, рабочим платят урезанную зарплату, а недельная выработка за счёт увеличения интенсивности труда и сверхурочных осталась как при полной рабочей неделе. При том ещё и сверхурочные большинству недоплачивают.

Официально средняя зарплата на УАЗе, о которой руководство завода отчитывается перед областными и городскими властями, составляет 25—27 тысяч рублей в месяц. Однако это дутые цифры. На самом деле рабочие, которые трудятся на самых тяжёлых участках — конвейере, штамповке и т.д., — редко получают больше 12—15 тысяч в месяц.

Заглянул как-то на завод губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Но он не пошёл по цехам, чтобы пообщаться с рабочими, посмотреть, в каких условиях они трудятся, а направился прямиком в дирекцию. Там его уверили, что свои подписи под заявлением в инспекцию труда подтвердили лишь четыре человека, а недовольных на заводе вообще нет. Морозов, обрадовавшись, что в его «королевстве» всё спокойно, уехал.

И тогда рабочие решили провести протестный митинг прямо у проходной, пытаясь в доступной форме показать, что недовольных на заводе гораздо больше, чем 4 человека. На пролетарском сходе появился мэр Ульяновска Сергей Панчин. Ехал, мол, мимо, увидел толпу, завернул к людям. Мэр сразу вставил своё горькое слово: «Вы говорите про маленькую зарплату. Может быть и так, что завод закроют, тогда вам и 10 тысяч никто не заплатит».

Вот и получается: с одной стороны, такие вот перспективы у нашего рабочего человека, с другой — такие вот у него защитники.

НА ПРЕДПРИЯТИИ есть совет директоров, туда рабочих не допускают, а в профсоюз, который должен их защищать, не только входят представители работодателя, но они же и командуют в профкомах, нейтрализуя тем самым эти организации. Класс собственников заводов и фабрик приватизировал вслед за собственностью и основной профсоюз — ФНПР. Всё это узаконил новый Трудовой кодекс, который приняли в 2002 году. Исправить положение очень просто: в устав организации нужно внести всего несколько слов, что представители работодателя не могут быть членами профсоюза.

На всех уровнях в нашей стране пытаются сформировать покорного человека, воспитать раба, у кого якобы нет другого выхода, как только подчиняться господину.

Ещё в 2004 году я опубликовал статью «Рабы страну с колен не поднимут». За неё ухватились несколько телеканалов, приглашали меня выступить перед телезрителями. Я рассказывал, что может произойти, если не защищать права работника. С того времени много воды утекло. Главная черта этих путинских лет: капитал беспощадно усилил угнетение трудящихся. А рабочий люд?

С одной стороны, немалая часть его ещё больше опустила голову, стала бояться выступать открыто, перечить начальству, потому что сразу могут уволить. А работу, чтобы прокормить семью, найти сейчас трудно. Вот и прячут люди свои имена, склоняют головы перед нынешними господами. Ведь не случайно на УАЗе только 4 человека признались, что они подписались под обращением в инспекцию труда.

Но формируется и другая категория рабочего класса. Она пока не выступает против нынешних порядков, но копит свои пролетарские силы. Она любит Россию. Но она уже понимает, что Россия раскололась. Поэтому человек труда должен выбирать для себя, какую и чью Россию любить. Ведь капитал ведёт себя так, будто приватизировал вместе с её богатствами и трудовой народ, разделили общество на господ и безмолвных холопов, а государство узаконило эту преступную систему. Эта категория рабочего класса в тяжёлом раздумье, она ищет выход из нынешнего положения. Помочь ей должны коммунисты. Только так они могут оправдать своё высокое звание.

Просмотров: 542
Назад