Главная  >  Архив  >  №49 (30546) 12—15 мая 2017 года  >  День Победы. Казанский вокзал

День Победы. Казанский вокзал

№49 (30546) 12—15 мая 2017 года
6 полоса
Автор: Александр ТРУБИЦЫН.

Так уж получилось, что в День Победы оказался я на Казанском вокзале. Пока ждал поезд, рассматривал росписи в вестибюле. А росписи — замечательные: «Победа» и «Мир» работы замечательного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. И судьба их — замечательна.

СТРОИТЕЛЬСТВО нового здания вокзала по проекту архитектора Щусева началось в 1913 году, к работе были привлечены лучшие инженеры, строители, скульпторы и художники. В числе художников была и сестра Евгения Лансере — Зинаида Серебрякова. Она подготовила эскизы росписи, женские портреты, символизирующие страны Востока, и каждый из этих портретов был маленьким шедевром.

Но пока шла стройка, началась Первая мировая война, потом — революция. Строительство постоянно приостанавливалось, упрощалось, первая очередь была завершена только в 1926 году — в усечённом варианте. Росписи Зинаиды Серебряковой остались только в эскизах, а она сама к этому времени уже была в эмиграции, в Париже. Последняя очередь строительства завершилась в 1940 году.

Такое вот роковое совпадение: начинали строить за год перед началом войны, а завершили за год до начала следующей войны.

Но эта вторая война увенчалась Победой, и в 1946 году Евгений Лансере создаёт огромные панно «Победа» и «Мир».

На панно «Победа» — русский богатырь, поражающий копьём поверженное знамя со свастикой. Слева от него — названия советских городов, ставших символами славы при обороне и освобождении: Москва — декабрь 1941, Сталинград — январь 1943, Одесса — апрель 1944, Севастополь — май 1944, Ленинград — январь 1944. Справа — названия европейских столиц, взятых Красной Армией: Бухарест — август 1944, Варшава — январь 1945, Буда-Пешт (именно так, в два слова. — А.Т.) — февраль 1945, Вена — апрель 1945, Берлин — май 1945.

На панно «Мир» — женщина с ребёнком на руках. И плоды мира, доступные каждому гражданину СССР, — наука, искусство, семья, отдых, труд у станка, труд в полях.

В 1946 году художник, лауреат Сталинской премии, умер. А потом хрущёвские «мазилки» начали его «поправлять». Замазали профиль Сталина. И верх холуйской тупости и невежества — название Сталинград заменили на Волгоград (простите, какой Волгоград мог быть в январе 1943 года?).

По этой убогой логике надо бы писать не о штурме Кёнигсберга в апреле 1945 года, а о штурме… Калининграда. Ведь по этой «логике» получается, что Красная Армия в 1945-м штурмовала Калининград. Точно так же, как защищала Волгоград в 1943-м.

Эти панно созданы выдающимся деятелем искусства и культуры более семидесяти лет назад. И вокзал — не самое идеальное место для сохранности живописных шедевров. Особенно разрушительно время повлияло на панно «Мир» — краски на левой стороне отслаиваются и осыпаются. Значит, срочно необходима реставрация. И реставрация настоящая, с восстановлением замысла и работы мастера, а не последовавшей мазни ремесленников. Благо, что эскизы и фотографии сохранились.

На фреске Мазаччо «Изгнание из рая» в капелле Бранкаччи (Флоренция), написанной в 1428 году, церковные ханжи и лицемеры в 1674 году пририсовали Адаму и Еве фиговые листочки. Но при реставрации в 1983—1990 годах специалисты убрали эту ханжескую фальшивку.

Сколько же будут мозолить людям глаза хрущёвские фиговые листки? Неужели века должны пройти, как в случае с Мазаччо, чтобы следы потуг тупых политиканов и творческих импотентов убрать с работ мастеров?

Просмотров: 757
Назад