Главная  >  Архив  >  №4 (30355) 19—20 января 2016 года  >  Львов: из осени переходя в сырую зиму

Львов: из осени переходя в сырую зиму

№4 (30355) 19—20 января 2016 года
4 полоса
Автор: Лев ГАЛИЦКИЙ.

Глобальное потепление всё ощутимее: на просторах Европы, вплоть до Нового года, стояла аномально тёплая погода, ничего общего не имевшая с зимой. Впрочем, во Львове все последние годы зима не приходит раньше Рождества, да и после него не задерживается, быстро сменяясь сыростью и слякотью. Оттого растёт поколение детей, совсем не знающее, что значит кататься на санках и играть в хоккей во дворе.

ПОЗИТИВ В ЭТОМ только тот, что можно экономить на отоплении, которое всё равно пожирает немалую часть заработка. Жить становится труднее. Хотя, конечно, долгая череда новогодних праздников в этом году будет отмечаться, как и всегда, с подлинно украинским размахом и весельем. Однако потом к людям вернутся проблемы и недовольство. Лишь бы только они не были усугублены новым Майданом или очередными военными авантюрами!

Реальность такова: продолжается, наперекор официальной статистике, быстрый рост цен. Меняющиеся ценники совершенно не замечают того, что многие люди живут на 1500—2000 гривен в месяц, а то и меньше. Ещё пару месяцев назад яйцо куриное в магазинах Львова стоило 1,6 гривны, домашнее на рынке — 2—2,5, а сегодня на ценниках соответственно значится: 2,3 и 5 гривен. Творог на базаре подорожал с 25—30 до 45—50 гривен, сметана магазинная (400 г) — с 10 до 15 гривен, пол-литра «збираної» (из снятых сливок) сметаны на базаре — с 13—15 гривен подскочили до 20, пол-литра сепараторной сметаны — с 17 до 30 гривен, литр магазинного молока — с 9 до 12 гривен, полуторалитровая бутыль молока базарного — с 13—14 до 18 гривен. За пол-литровую банку мёда на рынке ещё недавно брали 35 гривен, сейчас — 60.

Подорожание коснулось не только мёда и молочных продуктов, а начал я с них потому, что это, как говорится, товары массового повседневного спроса. Столь же буйно галопируют цены на овощи и фрукты, причём не изысканные, а самые обычные. Так, килограмм самых дешёвых яблок в середине осени стоил 7 гривен, сейчас цена на них подскочила до 12 гривен. Та же ситуация с картофелем: прыжок с 3—3,5 до 5,5—6 гривен. Цены на лук выросли с 5 до 12 гривен, на морковь — с 6 до 10—12, на листовую пекинскую капусту — с 6 до 12. Про бананы — эту пищу бедняков на Западе — я молчу: после катастрофической девальвации гривны любые заморские плоды для многих украинцев сделались недоступной роскошью.

Столь же недоступными становятся сладости. Шоколадки Roshen от пана Порошенко за последнее время поднялись в цене с 10 до 25—35 гривен, торты — с 45—65 гривен за килограмм до 100 и выше. На полках магазинов больше не сыскать твёрдых сыров дешевле 100 гривен за килограмм, причём качество этих самых дешёвых сыров просто отвратительное.

Вообще же, по подсчётам экспертов, за последний год (с ноября по ноябрь) в целом по Украине картофель подорожал в 3,2 раза, морковь — в 4,5, лук — в 5,7, капуста — в 5,6 раза (каков там сейчас «индекс борща», придуманный когда-то Н. Азаровым?), помидоры — на 60%, апельсины и бананы — на 70%, гречка — на 75%, подсолнечное масло (которым Украина весь мир заливает!) — на 70%. Трудно найти какой-либо продукт, который бы подорожал менее чем на треть. Однако Госстат всё равно будет публиковать данные по росту цен за год где-то в диапазоне 40—45%!

Разумеется, люди везде живут очень по-разному. По-прежнему предостаточно обеспеченных граждан на дорогих автомобилях. У многих есть возможность вволю закупаться в супермаркетах, ни в чём себе не отказывая. Не пустуют и знаменитые львовские кавьярни (кофейни). В то же время бедствуют, с большим трудом выживают низы, которые ищут любую возможность сэкономить, купить что-то где-то со скидкой.

Не так давно во Львове, на южной его окраине, открылся новый гипермаркет «Ашан». Его владельцы принимают меры, дабы завлечь к себе «самого широкого» клиента. Для этого они организовали бесплатные автобусы к «Ашану» из разных концов города. Пока это приносит свои плоды: «публика повалила». На открытии гипермаркета первым посетителям раздавали цветы — розы. Люди, однако, налетели на халяву, выхватывая по нескольку цветков. Из-за этого произошла небольшая давка. Забавно было наблюдать, как какая-то женщина несла потом из магазина свою «добычу» — 4 (четыре!) цветка.

В «Ашане» своя пекарня, которая выпускает очень дешёвые (4,5 гривны) 400-граммовые «французские багеты» — и за ними выстраивается километровая очередь! Съезжаются за «французским хлебом» со всего города! Старушки выносят эти багеты из гипермаркета кулями сразу штук по 5—10. Уж не знаю, что они с ними дальше делают — может, перепродают? Народ нынче падок на любую «дешёвку» — это факт. В частности — на секонд-хенд. Теперь в него на Украине облачаются не только бомжи и обездоленные бюджетники, но и вполне приличная публика, гордо причисляющая себя к «среднему классу». В многочисленных супер-секонд-хендах и евростоках Львова можно встретить немало холёных и элегантных молодых девушек, увлечённо копошащихся в куче бэушных джинсов и кофточек.

Проблема, однако, в том, что в последнее время там всё труднее купить нечто. Качество секонд-хенда стремительно падает. При одновременном росте цен на него! По всей видимости, в «европах» тоже берёт за горло экономический кризис, и народ там уже не выбрасывает просто так свои старые вещи. В результате к нам поступает не относительно новая одежда, «вышедшая из моды» или же купленная «ради одного выхода в люди», как это бывало раньше, а реальные обноски.

Одновременно снизилась деловая и покупательская активность на рынке «Південний» («Южный») — этой грандиозной торговой площадке, что поднялась во времена бума «нулевых». Товара там по-прежнему хоть завались, но покупателей маловато, продавцы скучают, часть павильонов закрыта в ожидании нового арендатора.

Одним из наиболее дешёвых во Львове продуктовых рынков считается Привокзальный. Тягостное впечатление производят пенсионеры, отоварившиеся на базаре и с сумками ждущие троллейбуса на остановке.

В крытых торговых рядах рынка селян немного: они не хотят платить за место, тем более если учесть подорожание пригородного транспорта. Когда-то в распоряжении у них была площадь перед входом на рынок, где за мизерную плату они могли снять прилавок. Но потом площадь переделали в автостоянку. Селяне, а это отнюдь не только классические бабушки, там всё больше молодых мужчин и девчат, принялись торговать на близлежащих улицах прямо с тротуара. Вид у этой торговли, конечно, неприглядный, явно не европейский. Стражи порядка гоняют торговцев, но те тут же возвращаются на место. У них нет альтернативы. Ёжатся на холоде, оправдываются перед покупателями за высокие цены: транспорт дорожает и всё такое прочее.

Рядом, как в самые худшие 1990-е, с земли торгуют старой одеждой, посудой. И находятся те, кто весь этот «непотріб» покупает! У народа и власти разная жизнь: народ выживает кто как может, а «элита» вступает в новый виток борьбы за передел власти и ещё «не добитых» активов.

Просмотров: 516
Назад