Главная  >  Архив  >  №18 (30515) 17—20 февраля 2017 года  >  Чрезвычайщина становится нормой

Чрезвычайщина становится нормой

№18 (30515) 17—20 февраля 2017 года
5 полоса
Автор: В.М.Т.

В предыдущем номере «Правда» писала о «прелестях» блокады и о «муках» правительства Украины, для которого рождение дальнейших решений по урегулированию катастрофической ситуации явно затягивалось.

УЖЕ ПОСЛЕ того, как набор отправился в типографию, стало известно: кабинет министров всё-таки решился ввести на Украине режим чрезвычайного положения в энергетике. Это тот самый случай, когда из двух никудышных вариантов выбирают самый худший. Оптимальным и очевидным решением проблемы стало бы немедленное снятие всех блокад.

Принятое решение о режиме ЧП на Украине — это только попытка премьера Владимира Гройсмана вывернуться из острейшей ситуации. Однако новая беда, свалившаяся на страну на ровном месте, для тысяч украинцев закончится тем, что как раз их-то цепко и надолго возьмут за горло.

Как сообщил премьер, чрезвычайные меры в энергетике в связи с блокадой поставок угля из Донбасса будут действовать на территории Украины в течение месяца и могут быть продлены. Действия радикалов, в том числе части депутатов Верховной Рады, на границах непризнанных республик, заблокировавших движение на грузовых железнодорожных магистралях, в итоге приведут к окончательному развалу украинской экономики. Из-за блокирования движения поездов в Донбассе Украина недополучила почти 240 тысяч тонн энергетического угля, а железнодорожная отрасль потерпела убытки в 53,5 миллиона гривен, подчеркнули в пресс-службе «Укрзализныци».

Стало известно, что принадлежащие олигарху Ринату Ахметову Енакиевский металлургический завод, ведущий мировой производитель квадратной заготовки, а также его Макеевский филиал приостанавливают свою работу до стабилизации ситуации в регионе из-за непрекращающихся боевых действий в Донбассе и фактического отсутствия железнодорожного сообщения в этой зоне. Закрытие комбината потенциально приведёт к потере до 15 тысяч рабочих мест в сталелитейной отрасли, сообщили в пресс-службе предприятия.

Из-за блокады железной дороги и отсутствия сырья прекратил работу Алчевский металлургический комбинат. Под ударом уже в ближайшей перспективе могут оказаться градообразующие комбинаты прифронтового Мариуполя — ММК Ильича и «Азовсталь», на которых работают тысячи местных жителей. По оценкам экспертов, ежемесячно с неконтролируемых территорий на эти предприятия поступает около 60 тысяч тонн коксующегося угля, 35 тысяч тонн кокса, более 40 тысяч тонн антрацита. Если металлургические комбинаты останутся без этого сырья, его придётся импортировать, что отразится на себестоимости готовой продукции, а значит, и спросе на неё. «Хотя откуда импортировать это сырьё? Не из России же его завозить. Это не вариант. Откуда тогда его ввозить?» — жалуется глава федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

Ко всему прочему эти предприятия платили налоги в украинский бюджет. Помимо солидной прибавки в казну, именно благодаря им и донецким шахтам киевский режим мог бахвалиться, что ВВП Украины наконец-то начал подавать признаки роста.

В РЕЗУЛЬТАТЕ блокады Донбасса, как пояснил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский, энергосистема Украины оказалась без дешёвого угля. В какой-то степени остановку блоков ТЭС можно компенсировать запуском газомазутных блоков, но это означает серьёзные дополнительные расходы. «Покрыть недостающие мощности не получится, в запасе есть примерно до одной тысячи МВт газомазутных блоков, и большой вопрос — запустятся ли они. Себестоимость производства электроэнергии на них достаточно высокая — до трёх гривен за кВт-ч. Кроме того, для запуска газомазутных блоков придётся импортировать дополнительные объёмы газа, поскольку в хранилищах не хватит газа для их работы. Нужно будет порядка трёх-четырёх миллиардов гривен. Это дополнительная нагрузка и на НАК «Нафтогаз Украины», и на украинский бюджет. Надо будет брать откуда-то эти деньги», — предупредил эксперт, подчеркнув, что импорт угля из дальнего зарубежья обойдётся недёшево.

«В лучшем случае — сказал он, — мы получим этот уголь к середине апреля, возможно, к началу мая. Такое решение несёт высокие финансовые риски как для энергосистемы, так и для потребителей — цена этого угля будет минимум на тысячу гривен выше, чем угля, который завозится с неконтролируемых территорий... Следовательно, будут подняты тарифы для промышленности и населения».

По словам Землянского, даже нынешняя высокая цена электроэнергии покажется не такой уж высокой по сравнению с ценой после перехода на импортный уголь, а все тяготы и лишения от веерных отключений до роста тарифов лягут на плечи простых граждан. При этом, отметил он, Украина под лозунгом энергонезависимости окажется ещё более зависимой от импорта. Вследствие всей этой цепочки чрезвычайные ситуации в разных сферах и без того больного общества будут множиться как грибы после дождя…

ПОХОЖЕ, что в разрешение кризисной ситуации готов вмешаться Брюссель.

«Блокада железнодорожного сообщения между районами под контролем правительства и теми, которые в настоящее время находятся за пределами его контроля, противоречит необходимому комплексному подходу к украинским гражданам, проживающим на неподконтрольной территории. Те, кто отвечает за блокаду, должны прекратить свои действия, а власть — решить эту проблему в первоочередном порядке», — сказал пресс-секретарь Евросоюза в комментарии изданию «УНИАН». Блокада железнодорожного сообщения в Донбассе может привести к энергетическому кризису на Украине, поэтому акцию необходимо срочно прекратить, заявили в Европейском союзе.

Но прислушаются ли в Киеве к окрику своих хозяев из ЕС?

Просмотров: 910
Назад