Главная  >  Архив  >  №143 (30349) 24 декабря 2015 год  >  Главная проблема — паразиты

Главная проблема — паразиты

№143 (30349) 24 декабря 2015 год
1 полоса
Автор: Владимир ДЕКТЕРЁВ.

На днях состоялось заседание секции по безопасности Московского экономического форума. Тема разговора: необходимость смены экономического курса как ответ на внешние угрозы.

СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ Московского экономического форума Константин Бабкин отметил: теперь всем становится ясно, что именно нужно менять в экономической политике. Стержнем её должно быть развитие производства в несырьевых секторах. А для этого требуются низкие налоги, дешёвые ресурсы, адекватная денежно-кредитная политика, поддержка наших товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, поддержка науки и образования, их ориентированность на потребности производства и так далее. Проводимый же сегодня курс плодит бедность людей и в целом страны, замораживает технологическое отставание, оставляет людей невостребованными, делает непривлекательным образ страны как делового партнёра и союзника, создаёт массу проблем.

Оксана Дмитриева (депутат Госдумы) отметила, что, хотя цели внешней политики у нас полностью сменились, во внутренней экономической политике правительство продолжает жить по рецептам и догмам МВФ, хотя уже нет никаких юридических оснований ими руководствоваться (долг этому учреждению погашен).

Первое, что нужно сделать, отметила она, — это восстанавливать инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Второе — снизить кредитную ставку вплоть до отрицательной величины, как это сделали все развитые страны. Главная причина кризиса — это именно политика Центробанка. Увеличение ключевой ставки до 17% вызвало невозможность пополнения оборотных средств и паралич экономики в конце 2014 — начале 2015 года.

При этом Центробанк контролирует что угодно, но не банковскую маржу. Посмотрите отчёт Сбербанка за 2014 год. Проценты, уплаченные банком по депозитам, — 0,6 триллиона рублей, а полученные по кредитам — 1,8 триллиона. Это ли не прямой грабёж! Необходимо ввести жёсткий контроль за банковской маржой.

Кроме того, нужно обеспечить инвестиционный спрос. В 2014—2015 годах около 2 триллионов рублей через банковскую систему должно было пойти на инвестиции. Сколько из них дошло до реальных капвложений? Ни копейки. Поэтому средства бюджета должны вкладываться в них непосредственным образом. Нечего давать их квазиструктурам, которые называются институтами развития (Внешэкономбанк, Росэксимбанк и т.д.), где они держатся на депозитах, призвала она.

Леонид Калашников (депутат Госдумы, фракция КПРФ) отметил, что дело не только в инвестициях. Не нужно даже говорить о новой модернизации или индустриализации, достаточно поднять заброшенные цеха и заводы. У нас, в Тольятти, сказал он, был построен самый большой в Европе газохимический завод, который производит аммиак, карбамид, удобрения, оттуда построена труба до Одессы. Достаточно снова воззвать к жизни «Синтез-Каучук», загрузить «Тольятти азот» и «Куйбышев азот», «Тольятти фосфор», ещё пару заводов. Достаточно снова запустить производство широкофюзеляжных самолётов в Самаре, Ульяновске, Казани. Тогда экономика задышит, как она должна дышать в нормальном государстве.

Вместо этого правительство лишь наращивает налоги на производство и граждан. Увеличили земельный налог и налог на имущество в несколько раз — так делайте за счёт него капремонт. Нет, ввели ещё дополнительный налог на капремонт.

Наталья Шуляр (Торгово-промышленная палата РФ) обратила внимание на эффективность инвестиций. Нефтяные компании потратили на модернизацию за три года триллион рублей. В итоге сегодня 70% бензина выпускается пятого класса. А зачем были нужны такие затраты, если 70% грузовиков и 45% легковых автомобилей имеют старые двигатели, в которые заливать качественное топливо бессмысленно?

На одну из самых первостепенных задач, которые надо решить, указал публицист Юрий Болдырев: «Нам не дают развиваться искусственно вставленные во все ключевые звенья национальной экономики, социальной политики и госуправления чисто паразитические звенья». Необходимы ревизия и исключение этих звеньев.

Так, банковская система используется у нас как сугубо паразитическое звено, отметил он. Прежде чем перечислить бюджетные деньги регионам, отраслям, предприятиям, им даются неформальные указания: «Возьмите кредит в банке (под немыслимые проценты), только после этого, через некоторое время, вы получите причитающиеся вам бюджетные назначения». Так было в 90-е, то же самое продолжается сейчас.

Но имеет место не только эта чисто криминальная практика. Владимир Гутенёв (Комитет по промышленности Госдумы) рассказал, что для облегчения доступа к кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса создано Агентство кредитных гарантий, которому было выделено 50 миллиардов рублей. Кроме того, с августа 2013 года такая же поддержка предприятий стала осуществляться через МСП-банк. Ему на это было выделено 40 миллиардов. На начало 2015-го МСП-банк предоставил 17 гарантий на 1,9 миллиарда рублей, а Агентство кредитных гарантий — 70 гарантий на сумму 668 миллионов рублей. То есть в сумме — по одной гарантии на регион!

Таким образом, из выделенных государством 90 миллиардов рублей эти финансовые посредники по назначению использовали соответственно 4,7% и 1,3%. Остальное они «прокручивали», уводя «заработанное» «налево». Да и эта сумма выглядит мелочью по сравнению с несколькими триллионами рублей, которые выделяло государство на поддержку банковского сообщества, заметил он.

Другой пример — обязательное медицинское страхование, отметил Ю. Болдырев. Между государством, перечисляющим наши деньги на наше лечение, и медицинским учреждением вставлено чисто паразитическое звено: ни за что не отвечающие, ничем не рискующие частные страховые компании.

Ещё одно паразитическое звено — «налоги на откуп». Это и ОСАГО, и сдача в аренду платных дорог, и последний пример с дальнобойщиками. Откупщики налогов расползаются по России, отметил Болдырев. Чиновники сейчас ограничивают всё: социалку, науку, инвестиции, но паразитов не ограничивают, паразит — это для них самое святое, заметил он.

Особый разговор — контрольные органы. Без контроля нельзя, но проверяющим высочайше разрешили быть ещё одним паразитом, вымогать деньги из проверяемых, отметил он. Как это происходит, рассказал Павел Грудинин (директор ЗАО «Совхоз имени Ленина».)

На днях инспектор пожарного надзора, вымогая взятку, выдал предписание: на 90 дней закрыть предприятие за то, что ширина двери в общежитие меньше 110 см, хотя по действующей, а не выдуманной инспектором норме она должна быть 105 см и этой норме соответствовала. Пришлось доказывать в суде вздорность требования — туда вымогатель обратился, после того как руководство совхоза не выполнило предписания по закрытию предприятия.

Наглость «проверяющих» не знает границ, отметил предприниматель Дмитрий Потапенко. Приезжает к тебе налоговый инспектор со следующей формулировкой: «Три миллиона в акт, полтора нам, и придумайте, что в акт писать».

«По сравнению с бандитами 1990-х, — сказал он, — сегодняшние налоговая, таможенная службы и ОБЭП — существенно хуже. Я веду бизнес и в Китае. Там всего три кодекса и за 9 лет — ни одной проверки. У нас — 36 контролирующих органов, 600 подзаконных актов и 25 «проверок» за полгода. Почувствуйте разницу».

Диалог бизнеса и власти у нас происходит последние 20 лет, как диалог мясника с коровой, который, держа нож под горлом, спрашивает: «А что у нас сегодня, говядина или молоко?» За последние три года, напомнил он, с российского рынка ушли 56 крупных сетей различного направления, про количество закрытых заводов, в том числе иностранных, уж и говорить не приходится.

Поэтому если честно, то внешних вызовов я не вижу, заметил Д. Потапенко: удары по российской экономике нанесены исключительно нашими экономическими властями. Это и обрушение рубля. Это и запредельные ставки кредитования (их не Обама установил). Это эмбарго на продукты питания, введённое под передел рынка конкретными присосавшимися к государственным чиновникам компаниями с целью взвинчивания цен, и далее по списку.

А кто заковал нас в кандалы ВТО, не позволяющие защищать внутренний рынок? Правительство бодро рапортует, что за три года нашего нахождения в этой организации средний уровень таможенной защиты снижен в два раза, отметил Ю. Болдырев. Рассчитывать на то, что мы сможем выстроить высокоэффективную экономику, ориентированную на решение задач, стоящих перед страной, при нынешнем кабинете невозможно.

Просмотров: 1300
Назад