Главная  >  Архив  >  №138 (30344) 11—14 декабря 2015 года  >  Кодекс о рабстве

Кодекс о рабстве

№138 (30344) 11—14 декабря 2015 года
1 полоса
Автор: В.М.Т.

В начале ноября Верховная Рада приняла в первом чтении проект Трудового кодекса Украины. Новая редакция законопроекта, явно принятая по заказу крупного капитала, существенно ограничит права и свободы людей труда, увеличит правовые преимущества работодателя, сведёт роль профсоюзов на предприятиях к нулю.

СРЕДИ ОСНОВНЫХ ЛОББИСТОВ скорейшего принятия новой редакции Трудового кодекса — премьер-министр Арсений Яценюк. Отметив на заседании коллегии министерства социальной политики, что новый кодекс предусматривает «либерализацию рынка труда и создание условий для самозанятости», глава правительства подчеркнул: «Трудовой кодекс — конституция труда. Как у нас может быть новый рынок труда, если мы имеем советскую систему трудоустройства и вообще советскую политику по трудоустройству?»

Рассматриваемый проект Трудового кодекса был зарегистрирован в Верховной Раде 27 декабря 2014 года. Один из его авторов — спикер Владимир Гройсман. Пользуясь своими полномочиями, он способен продвинуть через голосование в зале любой одиозный документ. Среди его подручных значатся бывшие министры социальной политики Людмила Денисова («Народный фронт», возглавляемый опять же Яценюком) и Михаил Папиев (из олигархического «Оппозиционного блока»), а также экс-глава Нацбанка Степан Кубив (президентский Блок Петра Порошенко).

Разработанный ими документ должен заменить действующий Кодекс законов о труде (КЗоТ), который был принят в 1971 году. При этом в КЗоТе — 18 глав и 265 статей, а в новом Трудовом кодексе — 9 книг и 398 статей. Сами авторы подчёркивают, что в действующем КЗоТе за последние 15 лет из 265 статей и преамбулы, которые содержались в его первой редакции, существенно были изменены 235 статей кодекса (некоторые из них — неоднократно). По мнению аналитиков, советский кодекс 1971 года куда более социально направленный, чем новый. Вполне можно было бы просто дополнить КЗоТ и не принимать новый документ. Например, в Польше всё ещё действует старый кодекс, потому что профсоюзы не дают принять новый.

Создаётся впечатление, что для Яценюка новый Трудовой кодекс дороже дитя родного. В бытность его спикером Рады им была предпринята попытка заменить советский КЗоТ. Проголосованный в 2008 году соответствующий законопроект был подготовлен ко второму чтению в декабре 2009-го. Но Яценюка убрали, и с тех пор сменилось четыре состава парламента.

Интересно, что законопроект, зарегистрированный депутатами-регионалами Стояном и Сухим 22 апреля 2012 года, подвергся резкой критике тогдашней оппозиции. Против выступила фракция «Батькивщина», в которой в то время лидировал как раз Яценюк. В итоге парламентский комитет по вопросам социальной политики и труда во главе с Павловским рекомендовал отклонить проект Трудового кодекса. Обоснование: он значительно сужал права наёмных работников. Как отмечал тогда Павловский, внесённый регионалами проект «написан в интересах олигархов и крупного капитала».

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что в 2013 году в интервью газете «Дойче велле» депутат от партии «УДАР», заместитель председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Розенко заявлял: «Нас не устраивает идеология этого кодекса. Он нарушает баланс прав наёмных работников на всех этапах — от приёма на работу до увольнения». Как отмечали критики, законопроект даёт возможность работодателю вместо заключения коллективного договора самостоятельно (путём принятия локальных нормативных актов) регулировать все внутренние вопросы. «Этот закон выгоден работодателям. А большинство нынешних работодателей входят в Партию регионов, поэтому они заинтересованы в его принятии», — заявлял Розенко.

Ныне почти все положения из законопроекта Стояна и Сухого повторены в новом проекте Трудового кодекса. Например, в случае принятия обсуждаемого закона обязательным будет личный трудовой договор между работником и работодателем, а не коллективный договор, обязательный при нынешнем законодательстве. Теперь Розенко — уже министр труда и социальной политики, и заявляет он прямо противоположное: «Необходимо сделать правила игры на рынке труда простыми и понятными для бизнеса, либерализировать этот рынок».

Весь цинизм сложившейся ситуации особенно очевиден уже потому, что принятие нового Трудового кодекса происходит в условиях, когда около 85% населения Украины находится за чертой бедности. 53% из них — это люди, которые имеют работу и добросовестно её выполняют. Вот только получают они за свой труд столько, что не всем даже на еду хватает.

ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ в «новшествах» усовершенствованной системы эксплуатации трудящихся, обратимся к оценкам проекта нового Трудового кодекса, которые дали эксперты Украинского института анализа и менеджмента политики. Его специалисты тоже отмечают, что, выполняя заказ магнатов, Яценюк хочет сделать рабами 20,5 миллиона украинцев. Новый документ написан таким образом, что предоставляет всемерную поддержку органам власти и работодателям, существенно ухудшая положение наёмных рабочих.

Как считает директор этого института Руслан Бортник, принятие Трудового кодекса не добавит очков власти. «Все понимают, что нынешний кабмин — правительство политических самоубийц, а коалиция на грани раскола. Настал самый удобный момент для протаскивания антисоциальных норм. О рейтингах правительства никто не беспокоится, они и так упали ниже некуда. А новый Трудовой кодекс облегчит вопросы приватизации и продажи земли. 226 голосов для этого всегда найдутся», — разъяснил эксперт.

НОВЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС, который могут принять уже на следующей сессии, существенно нарушает Конституцию Украины, права граждан и конвенции Международной организации труда. Законодатели поставили перед собой задачу: превратить для людей наёмного труда работу в настоящий ад. Новшества законопроектов, которые преподносятся под соусом «улучшения» и «модернизации», не сулят простому человеку ничего хорошего.

Так, положения пунктов 3 и 4 статьи 143 нового Трудового кодекса формулируются таким образом, что рабочий день на любом предприятии для любой категории работников может быть хоть 14, хоть 24 часа в сутки. Действительно, в случае принятия нынешней редакции закона работать придётся больше, так как рабочий день станет безразмерным. Украинцы реально рискуют утратить право на восьмичасовой рабочий день, который утвердился практически по всей Европе ещё после Первой мировой войны. По действующему кодексу продолжительность рабочего времени не может превышать сорок часов в неделю, а для людей, занятых на вредном производстве, это время сокращается до 36 часов. Любая работа свыше считается сейчас сверхурочной, то есть работодатель должен платить за неё вам в двойном размере.

В новом проекте Трудового кодекса продолжительность рабочего дня может быть продлена до десяти часов, а максимальная — и до двенадцати. Рабочая неделя может возрасти до 48 часов. Но и это не всё! В случае согласия работодателя с лидерами профсоюзов («карманными» на большинстве украинских предприятий) рабочую неделю можно дополнительно растянуть — и без всякой оплаты сверхурочных. Эти новые нормы могут сколько-то понравиться тем, кто работает на сдельной основе, хотя всех денег в любом случае не заработать. Но множество работников по всей стране должны будут в обязательном порядке работать столько, сколько скажет хозяин, причём за те же самые деньги. Так практикуется сейчас в Бразилии и Пакистане.

СОГЛАСНО ЗАКОНОПРОЕКТУ, работодатель получит право в одностороннем порядке определять личную материальную ответственность подчинённых. Говоря проще, шеф всегда сможет назначить виноватым любого работника за реальный или выдуманный ущерб, высчитав его стоимость из вашей зарплаты. Какое богатое поле возможностей для экономии на оплате труда сотрудников!

А в случае забастовки трудового коллектива работодатель имеет право уволить всех сотрудников, принимавших в ней участие, если суд признает забастовку незаконной. Могут уволить работника также за разглашение коммерческой тайны. Такая широкая трактовка прав работодателя даёт ему право уволить работника за… разглашение размера своей заработной платы. Если, например, муж расскажет жене о величине полученной зарплаты, то работодатель имеет право на законных основаниях расстаться с таким работником.

В то же время, согласно статье 199 новой редакции, предусматривается, что людей могут отправлять в отпуск без сохранения заработной платы по разным причинам на срок до 3 (трёх!) месяцев. Причём сколько угодно раз в год. То есть несколько раз в год работника будут отправлять в отпуск за свой счёт, что фактически будет стимулировать скрытую безработицу в стране.

Законодатели считают большим достижением срочные письменные договоры, забывая о том, что договоры будут ограничены определённым сроком. Предполагается, что человека можно будет брать на работу и на год, и на два. А если срочный договор будет действовать только год? А потом, без объяснений, работнику просто не продлят контракт? Любой работник не будет уверен в своём будущем, имея на руках срочный трудовой договор. Таким образом, новшество, наоборот, будет сужать права наёмного работника.

ЕЩЁ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ авторов нового проекта грозит превратить работников в нечто среднее между крепостными и героями известной антиутопии Оруэлла. Нынешняя законодательная инициатива предоставляет возможность владельцам и администрации контролировать работу сотрудников предприятия с помощью «технических средств». На практике речь идёт о видеосъёмке, прослушке телефонов, контроле над электронной почтой, чатами и личными интернет-страницами работников. А ведь такая норма прямо противоречит статье 32 Конституции Украины: «Никто не может испытывать вмешательство в свою личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины».

Видеонаблюдение на рабочем месте является нарушением права на частную жизнь, что подтверждено постановлениями Европейского суда, Венецианской комиссии и Европейского суда по правам человека. Современное трудовое законодательство Украины также не даёт возможности сбора и передачи личной информации о работниках. Но властям, похоже, хочется знать о нас всё. Причём, согласно проекту, собранная видеоинформация будет доступна только работодателю, который сможет показывать видео выборочно, трактуя действия работников в собственную пользу. И складируя на них горы «трудового компромата».

Статьёй 68 проекта так называемого Трудового кодекса работодателю предоставляется право передать сотрудника другому работодателю по их соглашению. А это означает, что работник будет поставлен в положение раба и его можно будет передавать кому заблагорассудится. Соглашение в условиях тотальной безработицы — не более чем фиговый листок.

СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ КЗоТу, договор о полной материальной ответственности может быть заключён лишь с ограниченным числом работников, список категорий которых утверждается кабинетом министров. Поэтому такая ответственность главным образом возлагается лишь на лиц, принимающих ценности на ответственное хранение. Остальные работники по статье 133 действующего кодекса отвечают только в рамках соответствующей месячной зарплаты. А вот в новом законопроекте статья 413 позволяет заключить договор о полной материальной ответственности с любым (!) работником.

Возникает вопрос: кто же должен определять размер ущерба, который причинил работник предприятию, а заодно и сам факт, что виновен именно он? Допустим, дорогое оборудование поломалось и «стрелочниками» назначают три бригады посменно обслуживающих его рабочих — по 10 тысяч евро на брата. О справедливости такого подхода говорить уже не приходится. Не случайно исполнительный орган Международной организации труда рекомендовал украинским законодателям полностью пересмотреть эти положения проекта. Но что-то не похоже, чтобы кто-либо к этой рекомендации прислушался…

Ситуация, когда работодатель объявляет работника виновным в причинении вреда, сам определяет его размер и сам же вычитает эти деньги из положенной человеку зарплаты, никак не вяжется с конституционным принципом «презумпции невиновности». С пунктом 5 статьи 4 ратифицированной Украиной Европейской социальной хартии — тоже. Но, видимо, депутатов это не волнует.

На любые незаконные действия работодателей работнику следует подавать в суд. Но незнакомые со своими правами люди часто этого попросту боятся. Тем более что недобросовестные работодатели нередко используют любой подходящий случай для мести.

КАК показывают события, большинство украинских законодателей вполне устраивают новые драконовские нормы. За проект нового Трудового кодекса уже в первом чтении дружно проголосовали сразу 386 депутатов. Впечатляющее единодушие для разделённого на враждующие группировки парламента. Но удивляться тут нечему: ведь наши «слуги народа» на деле являются его хозяевами, теми самыми «владельцами заводов, газет, пароходов», и напрямую заинтересованы в том, чтобы их наёмные работники трудились побольше, а получали поменьше…

Таким образом, власть, которую привёл Евромайдан, демонстрирует своё полное пренебрежение к трудящимся.

Просмотров: 1060
Назад