Главная  >  Архив  >  №135 (30341) 4—7 декабря 2015 года  >  Избран ошибочный путь

Избран ошибочный путь

№135 (30341) 4—7 декабря 2015 года
1 полоса
Автор: Правда.

Так считает председатель Пироговского движения врачей, президент Российской медицинской ассоциации профессор А.Г. Саркисян

НЫНЕШНИЙ, десятый в новейшей истории России и двадцать шестой по общему счёту Пироговский съезд созван не по указке «сверху», а по требованию практической и научной врачебной общественности, остро ощущающей нависшую угрозу для здоровья народа и его будущего. Возобновив традицию проведения Пироговских съездов врачей, мы продолжили дело своих предшественников, не дали разрушиться связи времён, чем и сильна наша светлая, благородная, жертвенная медицинская профессия, наша священная миссия служения своему народу. После многолетнего забвения нам удалось в новых условиях возродить Пироговское движение врачей, а вместе с ним — утраченную идеологию врачебного самоуправления в России.

Этот съезд мы назвали чрезвычайным ещё и потому, что страна наша, народ, врачи и медицинские сёстры переживают сложнейший период в истории, который обязывает нас думать и действовать решительно и всем вместе на благо Отечества. Действовать сообразно сложившейся в мире и стране обстановке.

Для того чтобы иметь право на этом юбилейном и чрезвычайном Пироговском съезде выражать мнение всей медицинской общественности страны и институтов гражданского общества, мы провели Всероссийское медицинское обсуждение — многоэтапный «медицинский референдум», в котором приняли участие десятки тысяч врачей из всех субъектов России. Наш опрос ставил следующие задачи:

1. Изучение отношения врачей к процессам, происходящим в здравоохранении.

2. Изучение степени информированности медицинского сообщества о сути преобразований.

3. Выявление намерений медицинской общественности.

Тем самым мы получили своего рода «мандат» на предоставление широкой общественности России, руководству страны, средствам массовой информации заключения многотысячного врачебно-общественного «консилиума» о сложившемся положении в состоянии здоровья народа, в здравоохранении страны, а также на предлагаемый «врачебный рецепт» — профессионально выверенный взгляд на дальнейшее проведение реформенных преобразований в системе здравоохранения.

Результаты Всероссийского медицинского обсуждения таковы:

1. «Модернизация» и «оптимизация» здравоохранения должны иметь социальную базу среди тех, кто понимает суть проблемы, могут реально поддержать эти перемены. Такой прочной социальной базы у нынешних «реформаторов» нет.

2. Существующие принципы общения властных структур, основанные на приказах и распоряжениях, не устраивают ни врачебное сообщество, ни всё общество в целом.

3. Врачи поставлены в положение не участников «реформ», а выполняют роль пассивных исполнителей уже принятых чиновниками управленческих решений. Мощный интеллектуальный потенциал врачей России органами государственной власти и управления не задействован, несмотря на декларативные заявления о необходимости привлечения специалистов к строительству гражданского общества. Основным методом всех перемен и модернизации в здравоохранении страны остаются исключительно административные средства.

Нужно, наконец, осознать: осуществление реформ здравоохранения без участия и поддержки врачебного сообщества невозможно!

Экономическое, общественное положение и социальный статус врачей неуклонно ухудшаются, происходит отток квалифицированных кадров из медицинской науки и практического здравоохранения. Среди тех, кто принимает решения, нет понимания того, что базисом здравоохранения является система «врач—пациент», которая должна стать основой социально ориентированной реформы здравоохранения.

Опираясь на результаты опроса десятков тысяч врачей, мы заявляем: для реформирования здравоохранения избран ошибочный путь, который может привести к непоправимым и катастрофическим последствиям, их причиной могут послужить следующие негативные факторы:

— непродуманные, несистемные, не основанные на научных данных и прогнозах специалистов хаотические, преимущественно административные действия, «реформирующие преобразования» и меры, которые не дают должного результата, а только способствуют дальнейшей деградации системы здравоохранения;

— неконтролируемая государством коммерциализация здравоохранения и трансформация медицинской помощи в примитивный рыночный медицинский бизнес, когда медицинская помощь становится всё более платной, всё менее доступной для граждан и всё менее качественной, а для большей части населения малодоступной или недоступной вовсе;

— чрезвычайный непрофессионализм и некомпетентность управления отраслью, подпитывающие их коррупция и мздоимство приобретают угрожающий размах, что становится угрозой для всей социальной системы государства;

— ликвидация форпостов здравоохранения (ФАПов, врачебных амбулаторий, сельских участковых больниц) — «первой линии обороны» — не приблизила, а отодвинула медицинскую помощь от населения;

— ослабление государственного контроля за деятельностью фармацевтической отрасли приводит к росту цен на лекарственные средства, искусственному «вымыванию» дешёвых препаратов из ассортимента аптек, что в сочетании с недоступностью дорогостоящих импортных лекарств ухудшает возможности лечения «простых», а также на ранних стадиях сложных заболеваний, увеличивает случаи патологии, требующей высокотехнологичной и ещё менее доступной для населения медицинской помощи;

— объединение районных поликлиник с концентрацией специализированной медицинской помощи в центральных поликлиниках усложнило работу врачей, удлинило «маршруты» больных к врачу, создало дополнительные трудности для них, что вызывает обоснованное недовольство населения;

— отнюдь не диверсификация, а безответственная ликвидация больниц для последующей их распродажи в качестве «бросовой» недвижимости обусловливает уменьшение доступности стационарной медицинской помощи, что способствует созданию недопустимо длительной и негативно влияющей на исход заболеваний очерёдности при госпитализации, порождает расслоение населения на имеющих и не имеющих возможность платить за специализированную стационарную медицинскую помощь;

— так называемая оптимизация в здравоохранении вылилась в масштабное безответственное и необоснованное механическое сокращение врачебных должностей с недостаточно продуманными результатами и последствиями;

— оплата труда — скудное и позорное для страны нищенское государственное содержание врачей и медицинских сестёр — значительно ниже, чем у самых низкоквалифицированных рабочих, что снижает общественное признание профессии, ведёт к ухудшению качества медицинской помощи;

— постыдно и унизительно, когда врачи и медицинские сёстры получают от пациентов недоплаченное государством, — в этом есть вина не только медицинских работников, но и государства;

— государство целенаправленно и последовательно уходит от ответственности за охрану здоровья граждан, перекладывая её на их плечи и карман, государство не отвечает также за состояние системы здравоохранения и не осуществляет должной защиты прав и профессиональных интересов врачей и медицинских сестёр.

Приведённый список — далеко не полный перечень «хронических болезней» современного здравоохранения России. Существующее положение со здоровьем населения России также следует рассматривать как кризисное, требующее принятия чрезвычайных и безотлагательных мер на государственном уровне. Ведь безопасность страны определяется не оружием, а здоровьем тех, в чьих руках это оружие. Экономическое благополучие и устойчивое развитие страны основаны не на объёмах добываемых нефти и газа, а на здоровье и благополучии тех, кто их добывает. Успешное развитие новейших технологий, научные достижения также зависят от физического и умственного здоровья людей. Здоровье народа должно на деле стать государственным приоритетом. Нынешняя ситуация в системе здравоохранения страны реально угрожает безопасности России.

Теперь стоит вопрос уже о том, не перешёл ли кризис здравоохранения через точку «невозврата», есть ли ещё шанс выправить положение? И если у нас уже нет надежды на восстановление былого (а тем более оптимально-го) демографического, социально-экологического и медико-социального равновесия, то народу России предстоит пережить период тяжёлого не только духовного, но и социального распада. Чего же нам ждать — социальных потрясений (взрывов возмущения, конфликтов, насилия)? Или медленного «гниения» и деградации народа (и к этому нас как бы уже «приучают»), дезинтеграции его целостности, его физического, духовного и социального вырождения?

Традиционное утешение, что «Россия не погибнет», поскольку она и в прошлом переносила-де тяжёлые бедствия, но выходила из них более сильной, легкомысленно и опасно. Сегодня ситуация в мире, который стоит перед угрозой самоуничтожения человечества, настолько изменилась, что оптимистическая надежда, если для её осуществления не будут приложены адекватные усилия, может не оправдаться.

Переживаемый нами кризис здоровья населения и всей системы здравоохранения представляет уже реальную опасность для выживания и будущего народа, для безопасности России. Ибо без стабильного или устойчиво прирастающего народонаселения и достаточного уровня его здоровья все остальные аспекты национальной безопасности бессмысленны.

Российское здравоохранение нуждается в срочном лечении! И не случайно во многих странах охрана здоровья вышла далеко за рамки одной отрасли и превратилась в политическую проблему, курируемую первыми лицами государства. Общественное здоровье должно рассматриваться аналитиками, политическими элитами и обществом в качестве главного управляемого стратегического ресурса государства.

Недаром Гру Харлем Брундтланд — норвежский политик, дипломат и врач, международный деятель в сфере общественного здоровья, премьер-министр Норвегии в 1981—1996 годах, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения с 1998 по 2003 год неоднократно заявляла: «Настоящими министрами здравоохранения являются президент и премьер-министр, только они об этом не знают».

На официальном сайте Кремля можно найти два десятка специальных советов при президенте России, но только не по здравоохранению. Хотя мы неоднократно и настоятельно на всех прошедших Всероссийских Пироговских съездах рекомендовали президенту Российской Федерации создать и возглавить национальный совет по охране здоровья граждан. Однако он этого почему-то не сделал. Мы также советовали ему возобновить ежегодные доклады президента Российской Федерации о состоянии здоровья народа Федеральному собранию Российской Федерации, что принято во многих странах мира (в том числе в США). У нас и это не делается.

Мы, участники Пироговских съездов врачей, всегда стремились к конструктивному, партнёрскому сотрудничеству с органами власти и государственного управления, информировали о происходящих в системе здравоохранения разрушительных процессах, предлагали свою профессиональную помощь и бескорыстное участие, но не были надлежащим образом услышаны и поняты. Наши предложения, по сути, предметно не рассматривались, по ним не принималось соответствующих адекватных государственных решений, что и привело к столь разрушительным и печальным последствиям.

Медицинская общественность России, имея возможность наилучшим образом применить свой интеллектуальный потенциал, знания и практический опыт для защиты не только своих прав, но и прав своих пациентов, не согласна на роль молчаливого наблюдателя и исполнителя проводимых в отрасли преобразований.

Наступил момент, когда врачи и учёные-медики по своему долгу и совести не могут молчать. Врачи и другие медицинские работники никогда не подводили народ: ни в годы войны, ни в последующих бедах, катастрофах и конфликтах, ни в других чрезвычайных ситуациях. Поэтому мы имеем право быть услышанными. И прежде всего потому, что это не только наши проблемы и профессиональные интересы, а проблемы и нужды всего народа.

Отныне критерием деятельности каждой партии или политического движения, каждой программы или предвыборной платформы должен стать критерий социальной ответственности. И мы, врачи, обращаемся к правительству, к политическим партиям и движениям, к государственным и общественным деятелям, к депутатам и фракциям, а также к средствам массовой информации, к народу России с просьбой понять и поддержать нас в стремлении защитить жизнь и здоровье человека.

Мы со всей решительностью заявляем о своём конституционном праве требовать от власти и органов государственного управления предметного рассмотрения рекомендаций настоящего чрезвычайного Пироговского съезда, оставляя за собой право гражданского общественного контроля над принимаемыми решениями и действиями.

Просмотров: 969
Назад