Главная  >  Архив  >  №107 (30313) 29—30 сентября 2015 года  >  Червивая демократия

Червивая демократия

№107 (30313) 29—30 сентября 2015 года
1 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Выборы и бюджет. С начала осенней парламентской сессии эти две темы неизменно фигурируют почти в каждой повестке дня. Пленарное заседание Государственной думы 25 сентября не стало исключением.

В СВОЁМ ВЫСТУПЛЕНИИ от фракции КПРФ в часе политических заявлений заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьёв сделал акцент на том, что свободные и честные выборы есть наиглавнейшее условие для устойчивого и поступательного развития государства и лучшее лекарство от «оранжевой проказы». Он напомнил, как накануне недавно прошедших региональных выборов руководители «партии власти», сотрудники президентской администрации и члены Центризбиркома не единожды заявляли о недопустимости нарушений избирательного законодательства и использования административного ресурса. Но, оказалось, грош цена этим заявлениям. Сентябрьские выборы 2015 года изобиловали всеми формами грязных технологий: клеветой в адрес кандидатов от оппозиции, вбросами бюллетеней, зависанием системы ГАС «Выборы», «каруселями», запредельным досрочным голосованием и голосованием на дому.

А вот и более свежие примеры: разбойное нападение на кандидата в губернаторы Иркутской области коммуниста Сергея Левченко незадолго до второго тура выборов и многочисленные грубые провокации против делегации КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым во время посещения Приангарья. Власть не только не пресекала беззакония, но и не нашла в себе мужества признать их постфактум. Сначала Госдума «завернула» предложение фракций КПРФ и ЛДПР обратиться в ЦИК о необходимости пересчёта голосов в Амурской области и Республике Марий Эл, а затем в минувшую пятницу такая же участь постигла и инициативу коммунистов и либерал-демократов возбудить парламентское расследование в связи с массовыми нарушениями при проведении выборов главных должностных лиц в этих регионах.

Принятый 25 сентября в первом чтении законопроект об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Госдумы — очередная увёртка «партии власти» с целью создать себе режим наибольшего благоприятствования. Последний раз выборы в российский парламент по смешанной системе проходили в 2003 году. Тогда «Единая Россия» ещё активно занималась собственным партстроительством. Когда же процесс этот был закончен, законодательство быстро приспособили под изменившуюся ситуацию, перейдя на пропорциональную избирательную систему, то есть на выборы по партийным спискам. В 2011 году «партия власти» несколько сдала свои позиции по численности представителей в Госдуме, и тогда было решено снова вернуться к мажоритарно-пропорциональной системе, означающей, что половина депутатов избирается по многомандатным округам от той или иной партии, а половина — по одномандатным. Вот рисованием последних «медведи» сейчас и озабочены.

Формируются одномандатные округа сроком на 10 лет (кто знает, как к тому времени изменится политическая конъюнктура?!). Согласно законопроекту на территории России образуется 225 одномандатных избирательных округов. Некоторые из депутатов назвали их червеобразными — налицо сходство с низшими представителями животного мира. Округа нарезаны по принципу численного равенства избирателей и смешения городского и сельского населения за исключением нескольких городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где есть округа, охватывающие только горожан. Такое смешение, по мнению Николая Харитонова, «единороссам» на руку, ведь во многом именно за счёт селян, которые наиболее подвержены политическому насилию, «партия власти» набирает свои высокие проценты. Возвращение одномандатных округов само по себе увеличивает шансы прохождения во власть «денежных мешков», которые тяготеют уж конечно не к оппозиции. А по большому счёту, как полагает Николай Коломейцев, это создаёт предпосылки для разрушения государства по американской технологии.

С «медвежьей» нахрапистостью был продавлен через Госдуму законопроект об особенностях составления и утверждения бюджетов разных уровней на 2016 год. Принятый преимущественно голосами «единороссов» 18 сентября в первом чтении он содержал две важные позиции: во-первых, бюджет будет приниматься не на три года, как было раньше, а лишь на год, и, во-вторых, в Думу правительство должно внести его проект до 25 октября, хотя ныне действующее законодательство устанавливает срок 1 октября — совершенно очевидно, роль парламента в принятии главного финансового документа страны принижается.

Теперь «единороссы» отказались ещё от одного бюджетообразующего принципа, диктующего, что одновременно с внесением в Думу проекта бюджета правительство должно представлять и госпрограммы. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам «единоросс» Андрей Макаров сообщает: «До сих пор практически не определены приоритеты, до сих пор мы не нашли источники, которые будут покрывать дефицит бюджета… внесение государственных программ без учёта всех этих обстоятельств превратит обсуждение государственных программ в рамках бюджета в обычную профанацию, которая становится просто бессмысленной. Мы предлагаем всё-таки привязать программы к тем приоритетам, которые будут определяться в ходе бюджетного процесса». Что это, если не коллапс власти, которая расписывается в собственной беспомощности? Виктор Коломейцев напомнил: в прошлом году тоже давали срок доработать программы до 1 марта, потом перенесли до 1 октября, и так ничего до конца доработано и не было. Николай Коломейцев подчеркнул, что поправки, внесённые профильным комитетом непосредственно перед началом пленарного заседания, вообще меняют концепцию законопроекта, поэтому его необходимо перевести в первое чтение. Однако «единороссы» приняли законопроект сразу во втором и в третьем чтениях.

С несокрушимым постоянством думские «медведи» встают на защиту экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и его бывших подчинённых. В третий раз фракция КПРФ пытается возбудить парламентское расследование по фактам нарушения финансовой дисциплины в министерстве обороны в 2010—2012 годах, цель которого установить, в чьих интересах осуществлялись хищения в оборонном ведомстве, а также причины и условия, способствующие этому. Но всё тщетно. Ниточки, торчащие из клубка уголовного дела по «Оборонсервису», «партия власти» предпочитает не трогать. Кто знает, куда они могут привести? Да и зачем ворошить прошлое? Уголовное дело закрыто. Анатолий Сердюков, отделавшись лёгким испугом после обвинения в халатности, повлёкшей причинение крупного ущерба, был амнистирован по случаю 20-летия Конституции РФ как «защитник Отечества» и трудоустроен генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения, который входит в госкорпорацию «Ростехнологии». Словом, жизнь идёт своим чередом. И глава думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин предложил «данную тему… более на заседании Госдумы с точки зрения парламентского расследования не поднимать».

Отклонением закончилось и обсуждение законопроекта о введении лицензирования производства и оборота пива и пивных напитков. Его автор Тамара Плетнёва уверена, что здесь не обошлось без пивного лобби. Когда три года назад это предложение законодательно только оформлялось, объясняет депутат, не было никаких возражений ни со стороны правительства, ни со стороны Росалкогольрегулирования, ни со стороны профильного думского комитета. Более того, зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству «единоросс» Виктор Звагельский сам пожелал войти в число соавторов законопроекта. С комитетом обсуждалось, какие именно пивзаводы должны попасть под действие закона. Решено было остановиться на тех, чьи мощности рассчитаны на производство 100 тысяч и более декалитров пива и пивных напитков в год, чтобы не задушить мелкие отечественные пивоварни.

И вот неожиданно всё изменилось: правительство и профильный комитет Госдумы дали отрицательное заключение на законопроект. А тот же Звагельский прозрел: под эти запреты попадают практически все российские предприятия. Это легко устранимо, возразила Тамара Плетнёва, изменим ко второму чтению цифры — и все дела, главное, чтобы наши граждане пили хорошее пиво, а не тот суррогат, который сейчас производится. «Если мы хотим бороться с экспансией западных производителей, можно ввести меры экономической поддержки российских пивоваров, но чтобы целая отрасль развивалась без руля и без ветрил, выпуская продукцию, которая может быть вообще вредна для здоровья, — это недопустимо», — поддержал коллегу Александр Потапов. Однако «единороссы» так всё переиначили, что обвинили автора в… нелюбви к отечественному товаропроизводителю. Ну как тут не вспомнить про того, кто громче всех кричит: «Держи вора!»

Просмотров: 696
Назад