Главная  >  Архив  >  №106 (30312) 25—28 сентября 2015 года  >  Бюджетники и пенсионеры остаются «крайними»

Бюджетники и пенсионеры остаются «крайними»

№106 (30312) 25—28 сентября 2015 года
1 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Не прошло и недели, как парламентарии встречались с министром финансов г-ном Силуановым и председателем Счётной палаты РФ г-жой Голиковой, заслушивая их версию исполнения бюджета за 2014 год и давая «добро» на «ручное управление» однолетним бюджетом. И вот снова на трибуне Государственной думы те же лица. Идёт «правительственный час».

ЦИФРЫ, цифры, цифры… Антон Силуанов и Татьяна Голикова докладывают о финансовой ситуации в стране и проводимой министерством бюджетной политике. Общий смысл выступлений: времена наступили тяжёлые и легче скоро не станет, но мы выдержали удар. Обстановка напоминает 1986 год, когда цена на нефть снизилась вдвое. Тогда Советский Союз пошёл по пути внешних заимствований, в сегодняшних условиях это невозможно — мы, наоборот, погашаем наши обязательства, не привлекая ресурсы извне. А далее, как водится, аллилуйя накопленным в фондах резервам, упование на внутренние частные инвестиции как основной источник экономического роста и выкладки по оптимизации расходов, то бишь соображения, чем восполнить понесённые из-за удешевления нефти денежные потери. Решение, конечно, бултыхается на поверхности. Ничего умнее правительство не придумало, как ободрать бюджетников и пенсионеров. Люди в правительстве все сплошь учёные, и никто из них не ляпнет — выворачивайте, мол, граждане, карманы, а скажут учтиво и деликатно: «Неиндексация заработной платы дала позитивную возможность балансировки бюджета» и «Мы предлагаем проиндексировать пенсии, но более низкими темпами, чем это предусматривается законодательством». Короче, бюджетники пусть сами подумают про «оптимизацию» своих расходов — увеличение зарплаты им не светит, а пенсионерам деньжат, может, чуть и подбросят, чтоб с голоду не померли, но на много пусть не рассчитывают: процента на 4 от пенсии (при прогнозируемой официальной инфляции 12,2 процента!).

Для снятия остроты экономических проблем у минфина есть ещё одно гениальное предложение — повысить пенсионный возраст. Решение это пока не принято. Президент и правительство выдерживают паузу. Но, главное, тема эта впрыснута в общество и уже активно муссируется средствами массовой информации: нельзя же сразу рубить с плеча, можно и себе чего-нибудь оттяпать, а так потихоньку-полегоньку народ и привыкнет к мысли, что иного выхода у власти не было. А народ у нас жертвенный, патриотичный — себя не пожалеет на благо Родины. Только вот нужна ли эта жертва? Что по сути меняется в экономической политике? Правительство Медведева—Путина не собирается отказываться от своего монетаристского курса, продолжая копить деньги на чёрный день в зарубежных банках. Чёрный день наступил, и что мы видим? Больше половины Резервного фонда истрачено в этом году на исполнение бюджета. А Фонд национального благосостояния решено распечатать не для сохранения устойчивого пенсионного обеспечения российских граждан, что и заявлялось целью его создания, а для финансирования инвестиционных проектов. Казалось бы, именно этого и добивалась оппозиция, чтобы деньги работали на реальную экономику. Ну, во-первых, господа правители изрядно припозднились с этим, упустив тучные годы благоприятной нефтяной конъюнктуры, когда только бы и вкладывать в производственную сферу. А во-вторых, проект проекту рознь. Программа «Строительство интеллектуальных сетей и ликвидация цифрового неравенства», финансируемая из Фонда национального благосостояния, едва ли станет так называемой точкой экономического роста. Это всё равно что дом с потолка строить.

Вопросы, заданные участникам «правительственного часа» депутатами-коммунистами Виктором Коломейцевым, Николаем Ивановым, Олегом Смолиным, касались неэффективности использования бюджетных средств, уменьшения налогооблагаемой базы вследствие принятия закона о консолидированных налоговых группах, об индексации пенсий и социальных выплат и о финансировании программы «Доступная среда для инвалидов».

От фракции КПРФ выступил Владимир Кашин. (Содержание его выступления изложено в статье «По старой колее», напечатанной в этом номере на 3-й странице).

На заседании были рассмотрены два законопроекта, подготовленных депутатами фракции КПРФ. Один из них устанавливал запрет на вхождение членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также государственных и муниципальных служащих в состав органов управления, попечительских и наблюдательных советов некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента (что подразумевает финансирование из-за рубежа), или на членство в НКО. На деле, считают инициаторы законопроекта, в силу масштабной офшоризации российской экономики и политики иностранные капиталы можно найти у значительной части правящей элиты и обслуживающих её политиков.

— Почти у каждого топ-менеджера госкорпорации, у каждого крупного или даже средней руки чиновника есть счета, недвижимость за границей, возможно, оформленная не на него лично, — поясняет Валерий Рашкин. — Есть и свои «свечные заводики», а иногда и очень большие заводы, которые, как правило, контролируются не напрямую и не через российские фирмы. Всё это — инфраструктура правящего класса, построившего свои состояния и карьеры на нефтегазовых потоках и распилах бюджетных программ.

Авторы законопроекта проанализировали, как, например, финансируется партия «Единая Россия». У её официальных спонсоров можно найти массу офшорных цепочек. Очень большая доля финансирования приходится на так называемые фонды поддержки партии, через которые в 2014 году поступило пожертвований на общую сумму 748,7 миллиона рублей, что составило 56,6 процента от всех пожертвований. Отчётность фондов поддержки не публична. Кто делает взносы в эти фонды? Учитывая, что в числе спонсоров «партии власти» есть связанные с офшорами фирмы, нет ли их и тут? — задаются вопросом парламентарии. Не являются ли фонды поддержки партии «иностранными агентами» (в смысле закона об НКО), тем более что правозащитники недавно обнаружили таковых и в числе вносителей в избирательные фонды «единороссов»? Среди учредителей фондов поддержки — сенаторы и депутаты. Вообще в финансовой схеме «партии власти» задействованы многие государственные деятели. Должен быть законодательно установлен запрет на это «совместительство», считают депутаты-коммунисты. Необходимо поставить заслон перед любым учредительством чиновниками и депутатами фондов, через которые в политику приходят зарубежные, офшорные, «отмытые» деньги. Законопроект поддержали 199 депутатов из 440 присутствовавших. Остальные, то есть «единороссы», голосовать не стали, решив, видно, от сумы и от тюрьмы… и от превратностей судьбы быть иностранным агентом не зарекаться.

Что касается другой законодательной инициативы членов фракции КПРФ, то здесь следует оговориться: на рассмотрение Государственной думы в первом чтении было внесено три альтернативных законопроекта, где поднималась одна и та же проблема. В ноябре 2011 года был принят закон, наделяющий статусом «ветеран боевых действий» военнослужащих, выполнявших задачи в зоне вооружённого конфликта и условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в 1992 году и 1993—1997 годах. С 1 января 2012 года он вступил в силу. Но подавляющему большинству военнослужащих, которых касался закон, статус ветерана боевых действий так и не был присвоен. Николай Коломейцев, к которому обратились участники событий в Таджикистане, написал не одно письмо и в минздравсоцразвития, и в минобороны и в ряд других ведомств, пытаясь докопаться до причины сбоя в действии закона. Наконец, из минобороны пришёл ответ, что в законе вместо «боевые действия в Республике Таджикистан» следовало написать «выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Республике Таджикистан». Конечно, такое крючкотворство само по себе возмутительно. Но депутаты к подобным закавыкам привычны, а потому, не откладывая дела в долгий ящик, взяли и внесли необходимые поправки в Закон «О ветеранах». 13 сентября 2012 года законопроект группы депутатов-коммунистов был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы. Но нездоровая политическая конкуренция помешала быстро восстановить справедливость.

«Единороссы» и мысли не могли допустить, что исправление ошибки в законе станет заслугой какой-то другой партии. Только спустя три года, в июне 2015-го, «медведи» внесли свой законопроект, разрешающий возникшую, так сказать, правовую коллизию. К тому времени где-то в Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов лежал ещё один аналогичный законопроект, внесённый депутатами из фракции «Справедливая Россия». Они, правда, пытались оспорить первенство внесения законопроекта в Госдуму, но, полагаю, стоит верить документам, представленным на официальном сайте нижней палаты парламента, а не заявлениям некоторых политиков.

Ну да дело не в этом. Главное, что потребовалось целых три года, прежде чем представители «партии власти» соизволили поправить строчку в законе. «Но самое интересное, — говорит Николай Коломейцев, — что в бюджете на реализацию принятого в 2011 году закона регулярно выделялись средства. А это ни много ни мало 719 миллионов рублей ежегодно». Маленький, но примечательный штрих на картине под названием «Исполнение бюджета».

Просмотров: 675
Назад