Главная  >  Архив  >  №104 (30310) 22—23 сентября 2015 года  >  Художник должен служить народу

Художник должен служить народу

№104 (30310) 22—23 сентября 2015 года
1 полоса
Автор: Александр ПЕТРОВ. (Соб. корр. «Правды»). г. Самара

В жизни самарского художника коммуниста Евгения Даниловича Горовых произошло несколько знаменательных событий. Во-первых, ему исполнилось 85 лет, с чем и поздравил живописца лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Данилыч, как его принято называть среди друзей и старых знакомых, получил признание не только в нашей стране — его имя занесено в энциклопедию живописи. А на днях в Самаре открылась выставка картин художника.

— Данилыч, я внимательно осмотрел все твои работы и не нашёл ни одной с изображением физиономий местных и федеральных олигархов. Нет также ни одного мелкого или крупного чиновника. На твоих картинах простой народ, родные Жигули, Волга…

— А я придворным художником никогда не был и не буду. Тем более в наше время, когда идёт борьба за душу народа. А душа человека открывается в труде, в отношении к своей Родине, в творчестве… К сожалению, сейчас развелось множество так называемых авангардистов, которые пытаются живопись заменить квадратами, углами, какими-то зигзагами и выдают свою мазню за новое слово в искусстве, хотя оно там даже не ночевало. Я имею в виду последователей Малевича — автора «Чёрного квадрата» — и разных зарубежных авангардистов, выставки которых регулярно проходят в Москве, других городах под рукоплескания либеральной прессы. Эта мутная западная волна даже в советские времена перехлёстывала через наши границы, а теперь для неё — полный простор. Причём посещать такие выставки становится престижным. Сходил в Третьяковку? Ну и что… А вот посетить выставку «Авангард. ХХ век», которая в начале этого года широко анонсировалась в СМИ, — это высокий класс. Нам обещали «гениальный сюрреализм Сальвадора Дали, мистический реализм Рене Магритта, абстрактные импровизации Василия Кандинского, необычные оптические иллюзии Виктора Вазарели».

Чувствуешь, какой слог! Авангардистов подают как новаторов. Именно они, как писали о той выставке, сумели разрушить устоявшиеся живописные традиции, отстояв тем самым своё право «рисовать так, как вижу я». Но видеть можно по-всякому. Это зависит не только от степени талантливости, но и от психического здоровья человека.

— А кто же мешает писать и выставлять картины патриотического содержания, призывающие к борьбе человека за свои права? Ведь каждая вторая наша деревня напоминает о картине Брюллова «Последний день Помпеи». На миллионы людей новые господа надели постромки, как на картине Репина «Бурлаки на Волге». Лично мне видится даже нечто общее между расстрелом в октябре 1993 года российского «Белого дома» и известной картиной Сурикова «Утро стрелецкой казни».

— Василий Суриков, как известно, был человеком крутой закваски. Когда задумал картину, стрелецкая кровь ему даже по ночам снилась, хотя сцены казни на ней нет. Но обстановка в 1881 году, когда выставили картину, была тревожной. Набирало силу революционное движение в России. После отмены крепостного права прокатились крестьянские бунты. Восстание в Польше, покушения на царя Александра Второго…

Казнь стрельцов была глубокой историей, но картина воспринималась современно, с позиций тогдашней жизни.

А теперь вспомним ситуацию после расстрела в Москве «Белого дома». Великая страна развалена предателями Горбачёвым и Ельциным. Гонения на коммунистов. Одураченный народ, а вместе с ним и художники думают о том, как бы выжить.

Сейчас обстановка другая, но за годы перестройки в стране утрачена академическая подготовка художников, которая была в советские времена. Взять хотя бы мой творческий путь. После школы — Алма-Атинское художественно-театральное училище, рижская Академия художеств, Суриковский институт в Москве. Я ещё был студентом, а моя картина «Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости» попала на выставку молодых художников Москвы. Именно она и вошла в энциклопедию живописи, где помещены свыше пятисот картин начиная с XIII века.

Позднее другая работа «Партизаны. Рельсовая война» выставлялась на высоком общесоюзном уровне. А картина «Шумел сурово брянский лес» была отмечена Золотой медалью Союза художников. Причём у меня не было ни влиятельных родителей, ни пробивных способностей. Я никому ни за что не платил, да и денег не было.

А сейчас молодому художнику, даже если он по-настоящему талантлив, очень сложно, почти невозможно пройти такой же путь. Я был Сталинским стипендиатом, получал 780 рублей в месяц. А теперешние студенты живут на гроши.

Любому таланту, как и алмазу, нужна огранка, годы учёбы, чтобы он заблистал всеми цветами радуги. Но ведь и есть что-то надо. Власть даёт заказы только своим людям, которые прикормлены, словно карпы в частном пруду. Ей не нужны патриотические полотна и патриотически настроенные граждане, хотя в эти дни патриотизм становится более востребованным в связи с обострившимся международным положением. На каждое серьёзное произведение живописец тратит порой целый год, а то и больше. Причём без гарантии, что она будет продана. Ведь простые люди картины покупают крайне редко. К тому же из современной живописи исчез человек, ведь гораздо проще создать пейзаж или натюрморт, которыми торгуют художники на наших толкучках.

Сейчас судьба картин никого не волнует. Третьяковы, возможно, тоже есть, но мне они не попадались. А пишут, в основном, пейзажи и натюрморты. Это «доходней и прелестней», как говорил Владимир Маяковский.

— В Самаре хорошо знают, что Евгений Горовых не только художник, но и педагог. Более двадцати лет преподавал в художественной школе. Что можешь сказать о подготовке юных дарований в наши дни?

— В школах детей учат рисовать с первого класса — это хорошо. Но всего один урок в неделю. К тому же не хватает специалистов. Порой рисование преподают учителя русского или английского языков, черчения или истории. А то и вовсе случайные люди, которые способны изобразить солнышко или домик.

Помню, в советских школах в детских рисунках постоянной была тема труда. Сейчас рисуют что угодно, но «Папа за станком» — тема не престижная.

Нуждается в поддержке государства и высшая школа. Нужны выставки работ молодых художников. Многое нужно, чтобы у нас заявили о себе новые таланты, появились современные передвижники, отражающие жизнь такой, как она есть. Живопись должна служить стране и её народу.

— Спасибо за интервью, Данилыч! До новых выставок.

Просмотров: 1009
Назад