Главная  >  Архив  >  №1 (30352)12—13 января 2016 года  >  Если бы постоянно шли лучшие советские фильмы!

Если бы постоянно шли лучшие советские фильмы!

№1 (30352)12—13 января 2016 года
4 полоса
Автор: Вопросы задавал и ответы записал Виктор КОЖЕМЯКО.

В канун нового года, объявленного властями Годом кино, «Правда» обратилась к известным кинематографистам страны с просьбой поделиться своими мыслями о состоянии отечественного киноискусства и перспективах его развития.

Если бы постоянно шли лучшие советские фильмы!

Юрий СОЛОМИН,

народный артист СССР,

художественный руководитель Государственного

академического Малого театра:

— Вот что прежде всего пожелал бы я тем, кто занимается организацией Года кино. Не теряя времени, с первого месяца этого года, сделайте так, чтобы на основных каналах телевидения, буквально ежедневно, показывались лучшие фильмы из нашего богатства советских лет. Их ведь много, очень много, а нынешняя молодёжь в большинстве своём с ними почти или даже вовсе не знакома. И чем заполнен телеэкран изо дня в день, к сожалению, мы хорошо знаем…

А мне вот недавно посчастливилось опять посмотреть «Волгу-Волгу», и признаюсь: радость моя была чрезвычайно велика. Такая радость всегда бывает при встрече с истинно талантливым искусством.

Не говорю уж о том, что я встретился с любимыми и давно вошедшими в мою жизнь артистами. Великий Игорь Владимирович Ильинский когда-то пригласил меня, начинающего актёра, в свой спектакль «Ревизор» в Малом театре — на роль Хлестакова. С Андреем Тутышкиным, достойным партнёром Любови Орловой, позднее я вместе снимался в одной из первых для меня кинокартин. А Оленин, играющий водовоза в «Волге-Волге», служил в Малом театре, когда меня туда приняли, и мы любовно называли его дядя Кузя…

Вспоминаю всё это к тому, что «Волга-Волга» и другие талантливейшие фильмы создавались людьми не из какого-то доисторического прошлого, а достаточно близкими к моему и другим, более молодым сегодняшним поколениям. Но фильмов таких сегодня не создаётся и, что ещё горше, они редко показываются. Об этом всерьёз надо думать и что-то серьёзное предпринимать.

Выскажу и ещё одну мысль, которая давно беспокоит меня. Кино ведь призвано не только развлекать, это не только соревнование в мастерстве художественных талантов. Кино — это воспитание нации! А давайте-ка скажем честно, каких людей воспитывает большинство произведений сегодняшнего кино? Чему они учат? К чему зовут? Что оставляют в душе?

Вопросы эти требуют нелицеприятных ответов и реальных, действенных мер. Во имя должного воспитания нации, ради её нравственного и духовного здоровья.

В нашем кино есть высоты, на которые следует равняться

Зинаида КИРИЕНКО,

народная артистка России:

— В литературе и в любом виде искусства есть своя классика. Признанная, бесценная. Есть она и в кино. Однако сегодняшнее отношение к ней очень меня огорчает.

По моим наблюдениям, молодёжь зачастую даже не представляет, что по-настоящему ценно в том или ином кинопроизведении, хотя далеко не каждое из них имеет право называться произведением искусства. И классику от поделок многие не могут отличить, потому что глаза сильно «замылены».

Может быть, стоит ввести в школах специальные уроки кино, на которых показывать ребятам лучшие киноработы, где отразилась не только история нашей кинематографии, но также история страны. Показывать и разъяснять доходчиво их силу, их значение.

Я всегда с волнением смотрю на фотографии 30-х годов, где люди шагают под лозунгами «Мы идём смотреть «Чапаева»!» Вот эти люди и победили потом в той страшной, великой войне, потому что они смотрели такие фильмы и были духовно наполнены ими.

Вспомните «Семеро смелых». Разве это не порыв молодой страны к своему будущему? Люди ждали лучшего, хотели лучшего и шли на подвиги, чтобы это лучшее скорее наступило…

Меня сильно огорчает отношение к нашей классике не только зрителей, но и самих кинематографистов. Это отношение я называю фривольным. Именно оно порождает участившиеся ремейки, то есть переделки на свой лад испытанных временем талантливых созданий прошлого. Как правило, ничего интересного и достойного из этого не получается.

А в театре что происходит? «Переделка» Чехова и Островского до безумия наглыми дельцами неузнаваемо искажает в полном смысле великие произведения. И такое остаётся безнаказанным!

Нет, господа, поумерьте ваше экспериментирование. В противном случае молодёжь вскоре окончательно перестанет различать, что такое хорошо и что такое плохо.

Нести добро — вот главное

Георгий ДАНЕЛИЯ,

кинорежиссёр,

народный артист России:

— Сегодня во всём мире, по-моему, очень большой дефицит добра. И в этом значительная «заслуга» кинематографа. Как известно, Ленин назвал кино важнейшим из искусств. Оно и сейчас, включая телевизионную часть его, остаётся таковым. Ведь то, что происходит на экране, оказывает огромное влияние на то, что происходит в жизни, причём воздействие экрана особенно сильно на молодое поколение.

Да, во многом плохом и даже ужасном, с чем сталкиваемся мы сегодня в жизни, есть вклад кинематографа с его поразительной жестокостью, цинизмом, отрицанием морали. Так что, думая о наступающем годе, который к тому же объявлен Годом кино, скажу следующее. Хочу, чтобы появились картины, которые соответствовали бы подлинному своему предназначению — нести людям красоту и добро. И чтобы появлялись такие картины, несущие добро, не только в Год кино, а, так сказать, на постоянной основе.

Причины падения в изменившейся жизни

Юрий НАЗАРОВ,

народный артист России:

— Я советский человек. Для меня искусство — это не какая-то развлекаловка, а просвещение и служение просвещению. Между тем уже много лет подряд мы видим, что в жизни нашей страны торжествует иное: воспевание мамоны, культа денег, наживы. Вот в какую сторону изменилась жизнь, а вместе с этим произошло и падение искусства.

Звучит у меня в душе Тютчев:

Ложь, злая ложь

Растлила все умы,

И целый мир

Стал воплощённой ложью!..

А в центре этой лжи нынче — антисоветизм, антикоммунизм, русофобия. Случаются и хорошие, достойные фильмы, но их мало кто видит. А показывают людям в течение почти тридцати лет такое, что никак не способствует возвышению их духа и морали. И воспитывается не любовь к Родине, а презрение или даже ненависть.

Вот Владимир Меньшов отказался вручать премию за фильм «Сволочи», в котором содержится вопиющая ложь о времени Великой Отечественной войны. Я восхищаюсь поступком Владимира Валентиновича. Но, к великому сожалению, не очень-то много таких поступков в нашей кинематографической среде. А лжи в кино много.

Я думаю, чтобы изменить к лучшему наше искусство, в том числе и кино, надо коренным образом изменить жизнь. Чтобы в основе жизни нашей были справедливость и высокая нравственность.

Просмотров: 612
Назад